Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Техническое обслуживание

Регулярное техническое обслуживание повышает эксплуатационную надежность коробки передач. Поэтому соблюдение периодичности технического обслуживания является особенно важным.

Трансмиссионное масло

Марки масла

УКАЗАНИЕ

  • Для заправки коробок передач допущены только масла действующего ZF перечня смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02.
  • Перечень смазочных материалов можно получить во всех ZF пунктах технического обслуживания или запросить в Интернете на сайте http://www.zf.com.
  • Мы рекомендуем использовать ZF-Ecofluid M.

Заправочный объем масла

Определяющим для точного объема масла является правильная заправка масла (см. раздел 4.2.2).
Заправочный объем указан на заводской табличке (находится сбоку на коробке передач) или в технических данных (Стр. 6).
Контроль уровня масла см. в соответствующем разделе.

Объем масла/
коробка передач
9 S 1110 9 S 1310
При первой заправке 9,0 дм3
При смене масла 8,0 дм3

Заправочные объемы при нормальном монтаже (наклон 0° – 3°)

Интервал смены масла

Интервалы смены масла указаны в ZF перечне смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02.

УКАЗАНИЕ
Для сохранения эксплуатационной надежности коробки передач должны выдерживаться указанные там интервалы смены масла!

Смена масла

Слив отработанного масла

Слив отработанного масла

Рис. 11
Положение пробок (вид снизу) показано для модели 9 S 1110
1 Отверстие для заправки масла (60 Нм)
2 Резьбовая пробка маслосливного отверстия (60 Нм)
3 Магнитная пробка маслосливного отверстия (120 Нм)

ОСТОРОЖНО

Масло не должно попадать в почву, грунтовые воды или канализацию. Переливающееся масло собирать в подходящую емкость и утилизировать без загрязнения окружающей среды.


УКАЗАНИЕ
Как правило: производить смену масла по завершении длинной поездки, пока трансмиссионное масло еще разогретое и текучее.

ОПАСНОСТЬ
Касание коробки передач, а также трансмиссионного масла может вести к ожогам!

Для слива масла отвинтить обе резьбовые пробки сливных отверстий с нижней стороны коробки передач (Рис. 11, Поз. 2 и 3), у дополнительных агрегатов также их пробки отверстий слива масла.
У пробки (2) перед завинчиванием обратно заменить уплотнительное кольцо.
Очистить магнит пробки (3) перед завинчиванием обратно от возможно налипших частиц износа, и заменить уплотнительное кольцо.

Заправка масла

Производить заправку масла при стоящем горизонтально транспортном средстве. Перед открытием отверстия для заправки масла (см. раздел 11, Поз.1), которое одновременно служит для контроля переливания и уровня масла, нужно очистить поверхность около пробки.

УКАЗАНИЕ
При заправке необходимо залить в отверстие для заправки столько нового масла, пока оно не будет переливаться!

ОПАСНОСТЬ!
Слишком малый объем масла ведет к недостаточной смазке, и особо опасно проявляет себя при движении в горах. Слишком большой объем масла ведет вследствие вспенивания масла к перегреву коробки передач.

Контроль уровня масла

ОПАСНОСТЬ
малый объем масла в коробке переключения передач ведет к ее повреждению.

Регулярно проверяйте уровень масла коробки передач.

  • Контроль уровня масла только при стоящем горизонтально транспортном средстве.
  • Не производить контроль уровня масла непосредственно после поездки (ошибочный результат проверки). Производить контроль только после того, как трансмиссионное масло остыло (< 40 °C).
  • Вывинтить резьбовую пробку отверстия для заправки масла (раздел 4.2.2)
  • Если уровень масла опустился ниже края отверстия для заправки масла, необходимо долить масло (раздел 4.2.2).

УКАЗАНИЕ
При каждом контроле нужно проверять коробку переключения передач на герметичность.

Заправка и контроль уровня масла при исполнении с коробкой отбора мощности

Приводимые от двигателя и синхронные коробки отбора мощности не влияют на заправку и контроль уровня масла коробки переключения передач. Требуемый объем масла однако повышается, и причем в зависимости от исполнения коробки отбора мощности вплоть до 0,5 дм3.

Заправка и контроль уровня масла при исполнении с теплообменником

Если коробка переключения передач соединена с теплообменником (охлаждение трансмиссионного масла) (см. Рис. 12, Поз. 4 и 5), заправка и контроль уровня масла должны производиться следующим образом:

Заправка:
1. Залить в отверстие для заправки (см. Рис. 11 + 12, Поз. 1) масло до начала переливания.
2. Закрутить пробку, переключить коробку передач в нейтральное положение, затем дать двигателю поработать от 2 до 3 минут с примерно 1.200 мин-1 (это необходимо, чтобы теплообменник и соединительные трубопроводы были также полностью заполнены маслом).
3. Выключить двигатель и еще раз долить масло до начала переливания.

Контроль:
1. Сначала дать двигателю поработать с холостыми оборотами около 3 минут (коробка передач в нейтральном положении).
2. Выключить двигатель и сразу произвести контроль уровня масла (как в разделе 4.3). Долить масло, если уровень масла опустился ниже края отверстия.

коробка переключения передач соединена с теплообменником

Рис. 12
4 Присоединение к теплообменнику
5 Присоединение от теплообменника

Проверка сцепления

Чтобы гарантировать срок службы и правильное действие синхронизаторов, обязательно необходимо безупречное разъединение сцепления. Это действует также для включения установленных, приводимых от сцепления коробок отбора мощности.

Правильное разъединение сцепления может проверяться следующим способом: • прогретый двигатель на холостом ходу, выжать сцепление; через макс. 20 сек.* медленно включить задний ход.

Если при этом слышна “трещотка” зубьев колеса для соединения с переключающей муфтой (звук касания кулачков муфты включения), то непременно требуется регулировка или соответственно проверка сцепления.

* в зависимости от массы маховика и температуры

Вентиляция коробки передач

Трансмиссионное масло нагревается при езде.
Вследствие этого образуется избыточное давление, которое постоянно понижается воздушным клапаном.

Сапун

Обращайте внимание на то, чтобы постоянно обеспечивалась работоспособность сапуна. Сапун (Рис. 13) должен быть чистым, крышка должна быть снята.
Не поливать напрямую струей воды под напором (вода в коробке передач - опасность коррозии).

Сапун

Рис. 13 – Сапун

Шланг удаления воздуха

Транспортные средства, которые вследствие условий эксплуатации нужно часто чистить, обязательно должны оснащаться сапуном с шлангом. Такими являются, например, автоцистерны для сбора молока, бетоновозы и т.д.
Шланг должен быть проложен без изломов и петель. Конец шланга должен выходить в сухое пространство (например, в моторное отделение или в полость рамы).

Шланг удаления воздуха

Рис. 14 – Шланг удаления воздуха

Техническое обслуживание компрессорной установки

В каждой компрессорной установке образуется конденсат.
Чтобы конденсат, ржавчина и прочие загрязнения из воздушного ресивера не попадали в клапаны и рабочие цилиндры, требуется проводить регулярное техническое обслуживание компрессорной установки. Воздушный ресивер должен обезвоживаться еженедельно, зимой ежедневно.

УКАЗАНИЕ
Вместе с воздушным ресивером нужно обезвоживать также фильтр сжатого воздуха с водоотделителем, если он не работает автоматически.
Соблюдайте при этом также данные производителя транспортного средства.

Заводская табличка

Заводская табличка содержит самые важные данные коробки передач. Она находится сверху на коробке передач.
При запросах или ремонтах необходимо обязательно указывать следующие данные:
1. Номер спецификации коробки передач
2. Тип коробки передач
3. Серийный номер коробки передач

пример заводской таблички

Рис. 15 – Заводская табличка (пример)

 

Вернуться в раздел "Руководство по эксплуатации коробки передач ZF" Перейти в руководство по эксплуатации автомобилей Камаз
логотип УЗСТ