Установка седельно-сцепного устройства
Седельно-сцепное устройство (ССУ) является весьма важным элементом автопоезда (иногда его даже называют «пятым колесом»), поскольку соединяет седельный тягач с полуприцепом.
Расположение ССУ относительно задней оси седельного тягача или оси балансира задней тележки (смещение ССУ) играет существенную роль в плане оптимального распределения нагрузок по осям.
В основном седельно-сцепные устройства имеют шкворневую конструкцию (шкворень полуприцепа входит в прорезь седельно-сцепного устройства). По международным стандартам ISOдиаметр шкворня равен 2 дюймам (50,8 мм) для полуприцепов с полной массой до 55 т (нагрузка на ССУ до 200 кН) или 3,5 дюймам (89 мм) для более тяжелых полуприцепов. Кроме этих размеров в РФ используются шкворни диаметром 100 мм.
Седельно-сцепные устройства бывают с 2-мя (для магистральных дорог, придают больше устойчивости, имеют меньшую массу и высоту) или 3-мя (для бездорожья, перевозки тяжеловесных неделимых грузов, для жестких на кручение полуприцепов – короткобазовых, полуприцепов-самосвалов, полуприцепов-цистерн несущей конструкции и т.д.) степенями свободы.