Описание устройства и работы подогревателя
Подогреватель работает независимо от автомобильного двигателя. Питание подогревателя топливом и электроэнергией осуществляется от автотранспортного средства. Схема электрических соединений подогревателя приведена на рисунке 1.
Подогреватель является автономным нагревательным устройством, которое содержит:
- нагреватель (основные узлы нагревателя показаны на рисунке 2);
- топливный насос для подачи топлива в камеру сгорания;
- циркуляционный насос (помпа) для принудительной прокачки рабочей жидкости системы охлаждения (тосола) через теплообменную систему нагревателя;
- блок управления, осуществляющий управление вышеперечисленными устройствами;
- пульт управления;
- жгуты проводов для соединения элементов подогревателя и с аккумуляторной батареей автомобиля.
Подогреватель своим гидравлическим контуром встраивается в систему охлаждения двигателя таким образом, чтобы его помпа обеспечивала циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе и нагревателе.
Принцип действия подогревателя основан на разогреве жидкости в системе охлаждения двигателя.
Для разогрева жидкости в качестве источника тепла используются продукты сгорания топливновоздушной смеси в камере сгорания. Тепло через стенки теплообменника передается охлаждающей жидкости, которая прокачивается через систему охлаждения двигателя автомобиля.
При включении подогревателя осуществляется тестирование и контроль работоспособности элементов подогревателя: индикатора пламени, датчиков температуры и перегрева, помпы, электромотора нагнетателя воздуха, свечи, топливного насоса и их электроцепей. При исправном состоянии начинается процесс розжига. Одновременно включается циркуляционный насос (помпа).
Подогреватель может работать по одной из двух программ: «экономичной» или «предпусковой».
Экономичная программа отличается меньшей потребляемой мощностью.
По заданной программе происходит предварительная продувка камеры сгорания и разогрев свечи накаливания. Затем подается топливо и воздух. В камере сгорания начинается процесс горения. Контроль горения осуществляет индикатор пламени. Всеми процессами при работе подогревателя управляет блок управления.
Блок управления осуществляет контроль температуры охлаждающей жидкости и в зависимости от ее величины устанавливает режимы работы подогревателя: «полный», «средний» или «малый».
При нагреве жидкости свыше 80 °C подогреватель переходит на режим «остывания». При этом прекращается процесс горения, продолжается работа помпы и обогрев салона автомобиля.
При охлаждении жидкости ниже 55 °С подогреватель автоматически включается в работу.
Продолжительность полного цикла работы по программе «предпусковая» составляет 3 часа, по программе «экономичная» - 8 часов и зависит от положения переключателя на пульте управления. Кроме того, имеется возможность выключить подогреватель в любой момент цикла.
При выключении подогревателя вручную или автоматически по истечении установленного времени работы прекращается подача топлива и производится продувка камеры сгорания воздухом.
Особенности автоматического управления работой подогревателя в аварийных и нештатных ситуациях:
1) если по каким-либо причинам не произошёл запуск подогревателя, то процесс запуска автоматически повторится. После 2-х неудачных попыток происходит выключение подогревателя;
2) если во время работы подогревателя горение прекратится, то подогреватель выключится;
3) при перегреве подогревателя (например, вследствие нарушения циркуляции охлаждающей жидкости, воздушных пробок и др.) происходит автоматическое его выключение;
4) при падении напряжения ниже 20 В или его повышении свыше 30 В происходит выключение подогревателя;
5) при аварийном выключении подогревателя на пульте управления начинает мигать светодиод.
Количество миганий через паузу показывает вид неисправности. Расшифровка вида неисправности приведена в разделе 8 данного руководства.
Примечание. Обогрев кабины автомобиля возможен только при открытом положении крана отопителя салона и замкнутом прерывателе массы автомобиля.
Рис. 1 – Схема электрических соединений
1 – Вид на колодки показан со стороны присоединительной части (не со стороны провода); 2* – цвет метки на проводах датчиков, индикатора пламени и нагнетателя воздуха
Рис. 2 – Основные узлы нагревателя