Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Эксплуатация

Управление

При соблюдении следующих указаний гарантирован экономичный и сберегающий горючее способ езды:

Экономичный и сберегающий горючее способ езды

  • Ездить в среднем диапазоне частоты вращения.
  • Использовать наивысшую передачу.

Экономичный и сберегающий горючее способ езды

  • Ездить предусмотрительно.
  • Избегать ненужных торможений и ускорений.
 

Запуск двигателя и трогание с места

  • Затянуть стояночный тормоз (предотвращает непреднамеренное скатывание транспортного средства).
  • Переключить коробку передач в нейтральное положение.
  • Запустить двигатель.
  • Включить передачу (предпочтительно 1-ю передачу, чтобы меньше изнашивать сцепление). Использовать понижающую передачу только в исключительных случаях.
  • Отпустить стояночный тормоз и мягко отпустить сцепление. Соблюдайте также указания производителя транспортного средства.

ОПАСНОСТЬ
При покидании транспортного средства с работающим двигателем затянуть стояночный тормоз. Это предотвращает непреднамеренное скатывание транспортного средства.

Выжимание сцепления

Всегда полностью выжимать педаль сцепления.

ОСТОРОЖНО
Переключение передач при не полностью разъединенном сцеплении ведет к износу синхронизаторов коробки передач.

Переключение коробки передач

Коробки передач ZF-Ecomid являются синхронизированными коробками передач. Шестерни передач включаются синхронизаторами. Вследствие этого переключение может производиться быстрее и надежнее:

  • без двойного выключения сцепления при переключении с низших на высшие передачи,
  • без нажатия на педаль акселератора и двойного выключения сцепления при переключении с высших на низшие передачи, даже на уклонах и в трудных ситуациях.

Схема переключения передач

Схема переключения передач двойное H Схема переключения двойное H (см. Рис. 5) имеет нейтральное положение в рядах 3/4 (низший диапазон демультипликатора) и 5/6 (высший диапазон демультипликатора).
Для выбора ряда 1/2 или соответственно 7/8 необходимо перевести удерживаемый пружиной рычаг переключения передач в соответствующее направление, и при включении передачи удерживать против этой силы пружины. Рычаг переключения передач возвращается в нейтральное положение, если его отпустить в среднем положении.

Схема переключения передач двойное H ZF-ECOMID

Рис. 5 – Схема переключения передач двойное H

Ряды 3/4 и 5/6 отделены от других более сильными пружинными фиксаторами. При этом выборе рядов происходит автоматическое переключение демультипликатора.
Положение заднего хода предохраняется блокировочной скобой и требует более высокого усилия.
Разная сила нажатия пружины делает возможной хорошую ориентацию в схеме переключения передач, т.е. уверенное нахождение передач.

Каскадное H
Схема переключения передач каскадное H (Рис. 6) имеет в ряду 3/4 (низший диапазон демультипликатора) или соответственно 7/8 (высший диапазон демультипликатора) подпружиненное нейтральное положение (положение холостого хода).
Для выбора ряда 1/2 или соответственно 5/6 необходимо перевести удерживаемый пружиной рычаг переключения передач в соответствующее направление, и при включении передачи удерживать против этой силы пружины. Рычаг переключения передач возвращается в нейтральное положение, если его отпустить в среднем положении ряда.
Положение заднего хода предохраняется блокировочной скобой и требует более высокого усилия.

Схема переключения передач каскадное H ZF-ECOMID

Рис. 6 – Схема переключения передач каскадное H

Включение передач

ОСТОРОЖНО

  • Для предотвращения повреждения синхронизаторов коробки передач нужно всегда полностью выжимать сцепление.
  • При переключении с низшей на высшую передачу и обратно, могут переключаться макс. две ступени коробки передач. Переключение больше чем на две ступени коробки передач ведет к износу синхронизаторов коробки передач.
  • Для предотвращения повреждения коробки передач и двигателя переключать на следующую низшую передачу только тогда, когда вследствие торможения достигнута максимальная скорость включаемой передачи.
  • При работе с коробкой отбора мощности ни в коем случае не должно производиться переключение передач, так как это ведет к износу синхронизаторов коробки передач. Если переключение передач необходимо для изменения скорости движения, то до этого должна отключаться коробка отбора мощности.
  • Рычаг переключения передач переводить плавно, без приложения большого усилия. Рекомендуется движение рычага переключения передач открытой рукой.
  • При включении передачи удерживать рычаг переключения передач против давления, до окончания синхронизации и вхождения передачи в зацепление.

Двойное H
Переключение из ряда 3/4 в 5/6 или наоборот коротким ударом ладонью по рычагу переключения передач, и плавно без большого усилия перевести рычаг переключения передач на на желаемую передачу. (см. Рис. 7)

УКАЗАНИЕ
При холодной коробке передач, включение передач требует повышенное усилие. Если при обратном переключении из ряда 5/6 в ряд 3/4 демультипликатор не переключается, притормозите транспортное средство и включите при невысокой скорости движения соответствующую передачу.

Рычаг переключения передач ZF-ECOMID

ОСТОРОЖНО
Переключение между рядами 5/6 и 3/4, или наоборот, при скорости транспортного средства больше чем примерно 30 км/ч недопустимо.

Смена рядов ведет к переключение синхронизаторов демультипликатора, что при скоростях транспортного средства выше примерно 30 км/ч приводит к преждевременному износу.

Каскадное H
Предварительное переключение демультипликатора производится преселектором на рычаге переключения передач. Таким образом водитель, если он хочет переключить из 4-й передачи основной коробки на 5-ю передачу должен сделать следующее:

  • преселектором предварительно выбрать высший диапазон демультипликатора
  • выжать сцепление
  • переключить коробку передач в нейтральное положение - при этом демультипликатор начинает переключаться
  • выбрать ряд 1/2
  • включить 1-ю передачу основной коробки передач - демультипликатор между тем переключился на высший диапазон
  • включить сцепление
  • оставить преселектор в выбранном диапазоне

УКАЗАНИЕ

  • Преселектор включать только тогда, если сразу после этого должен включаться демультипликатор.
  • Переключать передачи только при полностью разъединенном сцеплении.

ОСТОРОЖНО
Для предотвращения повреждения синхронизаторов коробки передач, переключение на низший диапазон демультипликатора должно производиться только при скорости меньше чем примерно 30 км/ч. Во время движения другой диапазон демультипликатора может предварительно выбираться только непосредственно перед предстоящим включением. Если другой диапазон демультипликатора был предварительно выбран слишком рано, то вследствие быстро изменяющихся условий движения, например, при следующем переключении передач, может происходить непроизвольное переключение, и вследствие этого износ синхронизаторов коробки передач.

Рычаг переключения передач ZF-ECOMID

Рис. 8

ОСТОРОЖНО
Постоянное переключение с приложением высокого усилия к рычагу переключения передач может вести к повышенному износу деталей синхронизаторов.

Понижающая передача
Понижающая передача может включаться обычным для коробок передач с кулачковыми муфтами способом, с перегазовкой и двойным выключением сцепления, также во время движения.

ОСТОРОЖНО
Использовать понижающую передачу (с кулачковыми муфтами) только как передачу для трогания с места на очень крутых подъемах, или при езде с малыми скоростями.

Задний ход

ОСТОРОЖНО
Включать задний ход только при стоящем транспортном средстве.

  • Задний ход может включаться или выключаться только при выжатом сцеплении!
  • Выключение сцепления должно происходить при холостом ходе двигателя.
  • Задний ход включают только тогда, когда остановился промежуточный вал. Не остановившийся промежуточный вал ведет к треску при включении заднего хода.

УКАЗАНИЕ
Времена остановки различаются в зависимости от рабочего состояния, и могут укорачиваться коротким синхронизированием, преимущественно 1-й передачей.

  • Включить или соответственно выключить задний ход.
  • Треск при включении заднего хода недопустим. При необходимости увеличить время ожидания до включения, или соответственно проверить сцепление на разъединение (см. раздел 4.6).
  • Медленно включить сцепление.

Включение коробки отбора мощности

Приводимые от сцепления коробки отбора мощности

Эксплуатация при остановке и движении транспортного средства

Включение / Выключение

  • Коробка отбора мощности может включаться или выключаться только при выжатом сцеплении!
  • Выключение сцепления должно происходить при холостом ходе двигателя.
  • Коробку отбора мощности включать только тогда, когда остановился промежуточный вал. Не остановившийся промежуточный вал ведет к треску при включении коробки отбора мощности.

УКАЗАНИЕ
Времена остановки различаются в зависимости от рабочего состояния, и могут укорачиваться коротким синхронизированием, преимущественно 1-й передачей.

  • Включить или соответственно выключить коробкуотбора мощности. Треск при включении коробки отборамощности недопустим. При необходимости увеличить время ожидания довключения, или соответственно проверить сцепление наразъединение (см. раздел 4.6).
  • Медленно включить сцепление и выйти на рабочуючастоту вращения.

ОСТОРОЖНО

  • При работе коробки отбора мощности переключение передач недопустимо.
  • При длительной остановке транспортного средства (например, на ночь) коробка отбора мощности должна отключаться.

Блокирование передачи (опция)

Блокирование передач требуется, если

  • транспортное средство ни в коем случае не должно двигаться при включенной коробке отбора мощности.
  • во время движения должно предотвращаться включение коробки отбора мощности.

Парковка

  • Переключить коробку передач на низший диапазон демультипликатора (1 - 4-я передачи).
  • Затянуть стояночный тормоз. В качестве дополнительной страховки при парковке включить передачу. Стоящее на подъем транспортное средство: передача для движения передним ходом Стоящее на спуск транспортное средство: задний ход
  • Загруженные транспортные средства дополнительно нужно страховать противооткатными упорами.

Буксировка для пуска двигателя

Запустить двигатель буксировкой с включенным высшим диапазоном демультипликатора.

ОСТОРОЖНО

  • Чтобы предотвратить повреждение коробки передач, транспортное средство должно буксироваться для пуска двигателя только с включенным высшим диапазоном демультипликатора (передача 5-8).
  • Так же транспортное средство не должно буксироваться для пуска двигателя с включенным задним ходом.

Буксировка

Буксировка транспортных средств возможна только при следующих условиях:
• встроенный резервный насос рулевого управления
• включен высший диапазон демультипликатора, рычаг переключения передач в нейтральном положении
• расстояние буксировки макс. 100 км
• макс. допустимая скорость буксировки определяется в зависимости от передаточного отношения осей и размера шин по диаграмме (Рис. 9).

УКАЗАНИЕ
Обязательно должны соблюдаться предписания производителя транспортного средства.

ОСТОРОЖНО
Если одно из названных условий не выполняется, то для предотвращения повреждения коробки передач необходимо отсоединить фланец карданного вала от заднего моста или соответственно снять полуось.
При подозрении на повреждение коробки передач необходимо также отсоединить фланец карданного вала от заднего моста, или соответственно снять полуось.

Диаграмма зависимости максимально допустимой скорости буксировки от передаточного отношения осей и размера шин ZF-ECOMID

Рис. 9
Пример считывания: iось = 6, Rдин = 0,5 м
Скорость буксировки по диаграмме: Vмакс = 25 км/ч

УКАЗАНИЕ
Необходимо соблюдать национальные законодательства стран в отношении макс. скорости буксировки.

Аварийная эксплуатация

Неисправности при переключении демультипликатора (например, из ряда 3/4 в 5/6 или наоборот) могут иметь следующую причину:

  • Повреждение шланга компрессорной установки
  • Неисправны клапан переключения (35) или соответственно рабочий цилиндр (34) демультипликатора (вследствие конденсата или других загрязнений)

УКАЗАНИЕ

  • Дальнейшее движение возможно только тогда, если включен низший диапазон демультипликатора (1 - 4 передача).
  • Если остается включенным высший диапазон демультипликатора, транспортное средство должно отбуксироваться.

Cервошифт

При отказе Сервошифт переключение передач возможно, однако требует более высокое усилие на рычаге переключения передач.

Рабочий цилиндр демультипликатора и клапан переключения демультипликатора ZF-ECOMID

Рис. 10
34 Рабочий цилиндр демультипликатора
35 Клапан переключения демультипликатора

Подготовка транспортного средства к эксплуатации при низких температурах

Заправить в коробку передач масло в соответствии с ZF перечнем смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02.
При наружных температурах ниже –15 °C нужно проверить пригодность масла по перечню смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02. При необходимости сменить масло в коробке передач.
Альтернативно может производиться разогрев перед запуском двигателя. Он может производиться, например, теплым воздухом, температура которого на коробке передач не должна превышать 130 °C.

ОПАСНОСТЬ
При покидании транспортного средства с работающим двигателем затянуть стояночный тормоз. Это предотвращает непреднамеренное скатывание транспортного средства.

УКАЗАНИЕ

  • Запуск двигателя и трогание с места см. раздел 3.1
  • Обязательно должны соблюдаться предписания производителя транспортного средства.

Стоянка транспортного средства при низких температурах

При наружных температурах ниже 0 °C, при постановке транспортного средства на стоянку необходимо обращать внимание на то, чтобы был включен низший диапазон демультипликатора коробки передач (рычаг переключения передач в положении 1-й передачи или в нейтральном положении ряда 3/4).

 

Вернуться в раздел "Руководство по эксплуатации коробки передач ZF" Перейти в руководство по эксплуатации автомобилей Камаз
логотип УЗСТ