Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Полезная информация

Электрооборудование

Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных  модификаций автомобилей Урал.


Система электрооборудования однопроводная, отрицательный полюс источников электроэнергии и потребителей соединен с «массой» автомобиля. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяется с «массой» автомобиля дистанционным выключателем.
Источниками электроэнергии служат две аккумуляторные батареи, соединенные последовательно, и генератор, работающий совместно с регулятором напряжения. Соединение агрегатов и приборов электрооборудования осуществлено проводами с полихлорвиниловой изоляцией различного сечения. Провода, входящие в пучки, выполнены определенного цвета для облегчения их нахождения и удобства при монтаже. Одинарные провода могут выполняться любой расцветки. Расцветка провода может быть указана на манжетах, устанавливаемых на обоих концах провода, первой буквой цвета.
Соединение проводов между собой и подсоединение к приборам осуществляется штекерными разъемами. Расцветка проводов автомобиля помещена в приложении 4.
На автомобиле установлен спидометр с механическим приводом или электронный спидометр, электронные приборы и системы: тахометр, генератор с выпрямительным блоком и др.
Во избежание поломки гибкого вала спидометра ГВ300-05 при монтаже и демонтаже панели приборов необходимо гибкий вал проложить таким образом, чтобы метка, нанесенная краской на оболочке вала, была расположена снаружи кабины непосредственно за уплотнительной втулкой проходного отверстия гибкого вала, при этом гибкий вал необходимо проложить без образования петли за панелью приборов.
Для надежной работы указанных приборов и систем необходимо следить за состоянием предохранителей, установленных в блоках. Не применять нестандартные предохранители в виде согнутой проволоки, болтов, шайб, так как при коротком замыкании в электроцепи это приведет к немедленному выводу из строя изделий, выполненных на базе электроники. Перегоревший предохранитель следует заменить другим, таким же по назначению рабочего тока.

Генератор

Генератор переменного тока водостойкого исполнения (рис. 77) представляет собой синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, с приточной вентиляцией.

На генераторе имеются следующие выводы: «+» — для соединения с аккумуляторными батареями и нагрузкой; два вывода «Ш» — для соединения с выводом «Ш» и «+» регулятора напряжения; выводы «Ш» выполнены в виде двухконтактной штекерной колодки; «-» для соединения с корпусом регулятора напряжения; вывод «~» — для подключения к тахометру.

Генератор

Рис. 77. Генератор:
1 — вентилятор; 2 — шкив; 3, 7 — шарикоподшипники; 4 — ротор; 5 — щетки; 6 — крышка щеткодержателя; 8 — кольца контактные; 9 — блок выпрямительный; 10 — крышка со стороны контактных колец; 11 — статор; 12 — крышка со стороны привода

 

Во избежание выхода из строя генераторной установки не допускается:

  • работа двигателя при отключенном выключателе аккумуляторных батарей;
  • отключение проводов от положительного и отрицательного выводов генератора и разъединение штепсельных разъемов генератора и регулятора напряжения при работающем двигателе;
  • проверка исправности генераторной установки путем замыкания перемычки проводов выводов штепсельных разъемов «+» и «-» у генератора и регулятора напряжения;
  • проверка исправности генератора с помощью контрольной лампы или мегаомметра;
  • включение аккумуляторной батареи с обратной полярностью или соединение положительного вывода генератора с отрицательным выводом аккумуляторной батареи;
  • замыкание выводов регулятора напряжения «+» и «Ш» между собой.

Для обеспечения работоспособности генератора содержите его в чистоте. Проверяйте работу генератора по показанию указателя тока. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя указатель тока должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее, исправном генераторе и правильно выбранном уровне регулируемого напряжения стрелка указателя тока должна находиться на отметке «О».
Очищайте генератор от пыли продувкой сжатым воздухом. Ремонтировать генератор следует в специализированной мастерской.
Для проверки состояния щеточного узла снимите щеткодержатель. Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателях. Щетки, выступающие из канала щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените. Усилие прижатия щеток к коллектору при сжатии пружины до 17,5 мм должно быть 0,19-0,25 Н (19-25 гс). Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, проточите их. Минимально допустимый диаметр проточки колец 29,3 мм.
Шарикоподшипники герметизированные, в них заложена смазка на весь срок службы. В случае заедания или сильного шума подшипники замените.
Для проверки исправности генератора на автомобиле необходимо иметь вольтметр постоянного тока класса точности не ниже 1,5. Вольтметр подключается между выводами «+» и «-» генератора. Проверка проводится при включенных аккумуляторных батареях на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (около 2000 мин-1). После работы двигателя в течении десяти минут, включите дальний свет фар и зафиксируйте показания вольтметра, которое должно быть 26,6-29,2 В.
Контрольную проверку генератора проводите на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение скорости вращения ротора генератора до 5000 мин-1 и имеющем измерительные приборы класса точности не ниже 1,5. Схема для проверки генератора приведена на рис. 87. Если генератор исправен, то его параметры должны соответствовать технической характеристике.

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Проверяют блок на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора (рис. 88). Выпрямительный блок проверяйте от аккумуляторной батареи, подключенной к его выводам через контрольную лампу. При проверке плюсовых диодов к плюсовой шине выпрямительного блока подсоедините провод аккумуляторной батареи, а второй провод через контрольную лампу поочередно подсоединяйте к выводам диодов. При проверке минусовых диодов к минусовой шине подсоединяйте аккумулятор, а контрольную лампу — к выводам диодов.
Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток в одном направлении и, следовательно, лампа горит только при включении диодов в проводящем направлении. Если контрольная лампа горит или не горит при включении ее в обоих направлениях, то диод блока неисправен. При обнаружении неисправности диодов выпрямительный блок заменить.
Не проверять выпрямительный блок:

  • от источника напряжения более 24 В;
  • от источника переменного тока.

При установке генератора на двигатель нужно учитывать, что задний болт крепления генератора к кронштейну закреплен в разрезной опоре, а лапа передней крышки генератора прикреплена без зазора. Поэтому при установке генератора перед затяжкой болтов его крепления ослабить стяжной болт разрезной опоры, затянуть болты крепления генератора и лишь, затем полностью затянуть стяжной болт задней опоры генератора.

Схема проверки электрических характеристик генератора на стенде

Рис. 78. Схема проверки электрических характеристик генератора на стенде:
1 — генератор; 2 — указатель тока; 3 — вольтметр; 4 — нагрузка; 5 — батарея аккумуляторная; 6 — сопротивление добавочное

Схема проверки выпрямительного блока

Рис. 79. Схема проверки выпрямительного блока:
а — проверка плюсовых диодов; b — проверка минусовых диодов; I — диоды включены в непроводящем, направлении; II — диоды включены в проводящем направлении


Порядок разборки генератора:

  • отверните два винта крепления щеткодержателя и снимите щеткодержатель;
  • отверните стяжные болты и снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором;
  • отверните гайки крепления фазных выводов от выпрямительного блока и отделите статор от крышки;
  • отверните гайку крепления шкива и снимите шкив, вентилятор, опорную втулку. Снимите крышку с вала.

Сборка генератора производится в обратной последовательности.

Регулировку натяжения ремней генератора проводить по руководству по эксплуатации на двигатели ЯМЗ-236НЕ2-3

Регулятор напряжения
Бесконтактный регулятор напряжения с тремя уровнями настройки служит для поддержания постоянства напряжения в электрической сети автомобиля. Он представляет собой электронный прибор на полупроводниковых элементах.
Напряжение настраивайте переключателем, расположенным на передней крышке регулятора (рис. 80). Положение рычажка переключателя соответствует напряжениям: горизонтальное правое (среднее), горизонтальное левое (максимальное), вертикальное (минимальное).

Регулятор напряжения


Рис. 80. Регулятор напряжения:
1 — корпус; 2 — переключатель; 3, 4, 5 — клеммы


Маркировка уровней напряжения расположена на передней крышке регулятора. Регулятор выпускается с завода со средним уровнем настройки.

Если температура окружающей среды установилась 0 °С и ниже, перевести рычажок переключателя в положение МАКС для предотвращения недозаряда аккумуляторных батарей. При температуре 0 °С и выше рычажок перевести в положение МИН для предотвращения выкипания электролита. При недозаряде батарей или при выкипании электролита рычажок установить в положение СР.
Во избежание выхода из строя регулятора напряжения не замыкать выводы «+» и «Ш» между собой. Провода подсоединять согласно маркировке, указанной на генераторе и регуляторе.

При необходимости проверки регулируемого напряжения на автомобиле:

  • подключите вольтметр класса точности не ниже 0,5 со шкалой 0-30 В между клеммой «+» и корпусом регулятора;
  • запустите двигатель автомобиля, установите среднюю частоту вращения коленчатого вала;
  • включите в качестве нагрузки дальний свет фар и зафиксируйте регулируемое напряжение по показанию вольтметра.

Напряжение, поддерживаемое регулятором при 15-35 °С, должно быть 26,5-27,9 В на минимальном уровне, 28,1-28,7 В на среднем уровне, 28,7-30,1 В на максимальном уровне настройки.

При проверке на стенде (рис. 90) частота вращения ротора генератора, при которой проверяется регулируемое напряжение должна быть 3500 мин-1 а ток нагрузки — 18 А. Если напряжение выходит за пределы технических данных, регулятор замените.

Схема соединения регулятора напряжения и генератора при проверке регулируемого напряжения на стенде

Рис. 81. Схема соединения регулятора напряжения и генератора при проверке регулируемого напряжения на стенде:
1 — генератор; 2 — выключатель зажигания; 3 — регулятор напряжения; 4 — указатель тока; 5 — батарея аккумуляторная; 6 — вольтметр; 7 — нагрузка; 8 — выключатель «массы»


Аккумуляторные батареи

Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя с помощью стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках.
На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.

Крепление аккумуляторных батарей.
Аккумуляторные батареи 1 (рис. 82) установлены в контейнере 10 на двух боковых и средней опорах. Батареи после их установки в контейнер крепятся двумя верхними прижимами 13 и передним упором 4. Верхние прижимы 13 фиксируются передними 9 и задними 12 клиновыми упорами. Передние клиновые упоры 9 выполнены регулируемыми и закреплены на крышке 6 контейнера болтами 8. Задний упор 12 приварен в верхней задней части контейнера 10. На верхней панели контейнера 10 приварены направляющие 11 для правильной установки прижима 13 относительно упоров 9 и 12.
 

Установка аккумуляторных батарей

Рис. 82. Установка аккумуляторных батарей:
1 — батарея аккумуляторная; 2 — скоба; 3 — кронштейны аккумуляторных батарей; 4 — упор передний; 5 — усилитель корпуса ящика; 6 — крышка контейнера; 7 — гайка-барашек; 8 — болт; 9, 12 — упоры клиновые передний и задний; 10 — контейнер; 11 — направляющие; 13 — прижим верхний; 14 — кольцо замка

 

Для проведения технического обслуживания аккумуляторных батарей на автомобиле, без снятия их с автомобиля:

  • отключить батареи от бортовой электросети с помощью выключателя «массы»;
  • снять пружинное кольцо 14 замков крышки 6 и открыть замки;
  • приподнимите крышку 6 вверх и откинуть на кронштейн 3. Убедиться в надежной фиксации крышки 6 в горизонтальном положении;
  • ослабить крепление проводов и перемычки между АКБ, предварительно сняв защитные кожуха клемм батарей при их наличии;
  • вынуть передний упор 4 из контейнера 10, подняв один конец упора 4 до выхода его из-за усилителя 5;
  • выньте верхние прижимы 13 из контейнера 10. Если прижим зажат между батареей 1 и задним клиновым упором 12, для снятия прижима использовать отвертку или бородок, вставляя их в отверстие на конце прижима;
  • выдвинуть батареи на откидную крышку 6 контейнера.

Для снятия батарей с автомобиля выполните вышеуказанные операции в том же порядке за исключением того, что крышку 6 необходимо снять с контейнера, провода не ослаблять, а отсоединить от клемм батарей. Поочередно выдвигая батареи на кронштейн 3 снять их с автомобиля.
При выдвижении батарей 1 из контейнера 10 на кронштейн 3 и снятии с автомобиля необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие падение незакрепленной батареи.
Устанавливать батареи на автомобиль и закреплять их в обратной последовательности.
Следить, чтобы верхние прижимы были установлены в направляющие 11. В противном случае прижим 13 не будет взаимодействовать с клиновыми упорами 9 и 12 и батарея не будет закреплена, что может вызвать ее разрушение. Не допускать деформации направляющих 11 при установке и закреплении батареи.
При установке и закреплении батареи не допускать пережима и резких перегибов проводов к стартеру и выключателю «массы», изгиба наконечников, а также вредных контактов проводов с металлическими деталями контейнера.
После установки батарей на автомобиль отрегулировать положение передних клиновых упоров 9, для чего ослабить затяжку болтов 8 крепления упоров 9 к крышке 6, переместите упоры 9 по удлиненным отверстиям крышки 6 от себя до упора и затянуть болты 8. Регулировать положение передних клиновых упоров 9 на закрытой крышке 6 контейнера 10 после установки в контейнер батарей 1 и верхних прижимов 13.
Основные неисправности аккумуляторных батарей и методы их устранения приведены в разделе «Возможные неисправности и методы их устранения»

Система освещения и сигнализации

К приборам освещения и сигнализации относятся две головные фары, передние и задние фонари, фонарь освещения номерного знака, фара-прожектор, фара заднего хода, плафон кабины, подкапотная лампа и лампы освещения приборов, контрольные лампы, расположенные на панели приборов.
Передние фонари выполняют функции габаритных передних огней и передних указателей поворота, задние фонари – габаритных задних огней, задних указателей поворота, задних контурных (габаритных) огней, сигнала СТОП, огней заднего хода, задних противотуманных фонарей, светоотражающего устройства и боковых габаритных фонарей.
Фары включаются центральным переключателем света 25 (см. рис. 83) в положении II, дальний или ближний свет включаются ножным переключателем.
В положениях I и II центрального переключателя включаются габаритные огни и лампы освещения приборов.
Фара-прожектор включается отдельным выключателем только в положении I центрального переключателя света.
При установке плафона освещения кузова подключать его в цепь фонаря подкузовной подсветки.
Звуковая сигнализация осуществляется электрическими сигналами высокого и низкого тона. Сигналы включаются включателем, который установлен в пневматический кран. Воздух в кран поступает из пневмосистемы через кран отбора воздуха.
Сигнализация поворота и торможения. Указатели поворота включаются переключателем, установленным на рулевой колонке. При повороте ручки переключателя по часовой стрелке включаются сигнальные лампы правого поворота: в переднем фонаре, в боковом повторителе и заднем фонаре. При повороте ручки против часовой стрелки включаются сигнальные лампы левого поворота.
Возвращается переключатель в исходное положение автоматически.
Транзисторный релепрерыватель обеспечивает прерывистую световую сигнализацию. При неисправности лампы в фонарях контрольная лампа указателей поворота на панели приборов не горит. При нажатии на тормозную педаль включаются лампы стоп-сигнала задних фонарей.
Включение всех указателей поворота в мигающем режиме (аварийное состояние автомобиля) производится специальным выключателем, при этом в ручке загорается сигнальная лампа. Остальные звуковые и световые сигнализаторы включаются соответствующими датчиками или выключателями.

Фары
Направление света фар регулируется двумя винтами, помещенными под ободком фары. Винт 3 (рис. 83) предназначен для регулирования направления света в вертикальной плоскости (вверх и вниз), а винт 2 — в горизонтальной плоскости (вправо и влево).

Фара

Рис. 83. Фара:
1 — ободок наружный; 2, 3 — винты регулировочные

 

Для регулирования установить автомобиль без груза на ровной горизонтальной площадке перед вертикальным экраном на расстоянии (7,5 ± 0,3)мм до рассеивателей фар и, сняв ободки обеих фар, включить свет.
Лампы фар с потемневшими колбами заменить, не дожидаясь их перегорания. При замене перегоревшей лампы восстановить герметичность оптического элемента. Применяемые на автомобиле лампы и их характеристики приведены в приложении 7.
На автомобиле установлен задний противотуманный фонарь, который предназначен для обозначения автомобиля в условиях плохой видимости.
Внимание! Запрещается движение автомобиля с включенным задним противотуманным фонарем в условиях нормальной видимости.
Регулировка фар. Установка первоначального угла наклона ближнего света фар. Регулировку и контроль регулировки фар проводить с помощью экрана. Экран может быть стационарным или переносным. Поверхность экрана должна быть плоской, матовой. Ширина экрана – не менее 2,5 м.
Экран необходимо разметить, для чего нанести три вертикальные линии (рис. 84). Средняя (осевая) линия соответствует пересечению средней продольной плоскости экрана, две линии слева и справа от нее – это линии, на которые проецируются центры фар. На экране также наносится горизонтальная линия А-А. Расстояние h от линии А-А до площадки, на которую устанавливается автомобиль, равно расстоянию от центра фары до поверхности этой площадки.
Плоскость экрана должна быть перпендикулярна плоскости площадки. Отклонение от перпендикулярности не должно превышать 5 мм на 1 м. Площадка, на которой производятся измерения, должна быть ровной и горизонтальной, с высотой неровностей не более 5 мм и отклонением от плоскости не более 5 мм на 1 м. Измерения должны производиться в темноте (например, в темном помещении).
Температура окружающего воздуха во время измерений должна быть от 10 до 30 С.

Разметка экрана для регулировки фар

 Рис.84. Разметка экрана для регулировки фар:
I — линии центров фар; II — уровень площадки;  h — 230 мм


Регулирование фар производится на снаряженном автомобиле, т. е. автомобиль должен быть полностью заправлен и оснащен всеми вспомогательными принадлежностями и инструментом.
Колеса должны быть накачаны до давления, соответствующего полной нагрузке. В течение восьми часов автомобиль должен находиться при температуре, указанной выше.
Регулировка фар заключается в установке первоначального угла наклона ближнего света фар – 1,9 %.
Подготовленный, как указано выше, автомобиль, установить таким образом, чтобы его продольная плоскость симметрии была перпендикулярна плоскости экрана, а линия пересечения с плоскостью экрана совпадала со средней вертикальной линией на экране. Расстояние между центрами фар и экраном должно составлять 10 м.
Фары регулировать поочередно, нерегулируемая фара должна закрываться непрозрачным материалом.
После включения фар световой пучок дает на экране светлую зону в нижней части экрана и темную – в верхней, разделительная линия светлой и темной зон параллельна линии А-А в левой части экрана и направляется под углом 15 градусов вверх от точки пересечения с вертикальными линиями центров фар в правой части экрана.
Вращением регулировочных винтов на фаре сместить разделительную линию светлой и темной зон таким образом, чтобы она заняла положение на 190 мм ниже линии А-А. Выполнение указанных действий будет означать выполнение требований по установке первоначального угла наклона ближнего света фар.
Регулировку первоначального угла наклона луча ближнего света фар, допускается производить с помощью специальных приборов, предназначенных для этих целей, в соответствии с инструкциями по эксплуатации на эти приборы. Контроль такой регулировки осуществлять регулировкой угла наклона ближнего света фар с помощью экрана и, в случае необходимости, внести коррективы в методику регулировки света фар с помощью специальных приборов.

Регулировка фар в зависимости от загрузки автомобиля (при наличии электромеханического корректора фар ближнего света). Для регулировки угла наклона ближнего света фар в зависимости от загрузки установлен электромеханический корректор  ближнего света фар. Блок управления корректором находится в кабине. На блоке управления расположена ручка переключения корректора, которая на снаряженном автомобиле должна быть установлена в положении «0».
Для автомобилей Урал 43206-41 с массой груза до половины максимальной массы перевозимого груза, указанной в технической характеристике, ручка переключения корректора должна находиться в положении «0», при движении с массой груза от 50 до 75 % от максимальной массы перевозимого груза ручка должна находиться в положении «1», при движении с массой груза свыше 75 % — в положении «2».
На изделиях, выполненных на базе шасси автомобилей «Урал», регулировку угла наклона ближнего света фар с помощью корректора осуществлять в соответствии с Правилами ЕЭК ООН 48-01, при этом положения ручки переключателя блока управления корректором могут отличаться от приведенных выше.
Монтаж и демонтаж соединительных колодок исполнительных механизмов и блоков управления производить только при выключенной «массе» автомобиля.
Замену ламп в фарах производить следующим образом: отвернуть болты крепления резинового ободка фары, отвернуть винты крепления ободка оптического элемента, снять ободок и оптический элемент, снять пружину, фиксирующую лампу, и заменить лампу. Сборку производить в обратной последовательности.

Предохранители

Цепь питания подогревателя защищена от коротких замыканий биметаллическим предохранителем 291.3722 на 30 А.
Верхний блок предохранителей (рис. 85) защищает:
1-я вставка — цепь противотуманных фар;
2-я вставка — цепь лампы фары - прожектора;
3-я вставка — цепь переносной и подкапотной ламп, цепь питания блоков контрольных ламп;
4-я — цепь лампы плафона кабины, фонарей знака автопоезда и ламп «стоп-сигнала»;
5-я — цепь электродвигателя отопителя и фонаря заднего хода;
6-я — цепь питания приборов и зуммера.
Нижний блок защищает цепи:
1-я вставка — левого габаритного огня;
2-я — правого габаритного огня и освещения приборов;
3-я — ближнего света левой фары;
4-я — ближнего света правой фары;
5-я — дальнего света левой фары;
6-я — дальнего света правой фары.

Электрическая схема блока предохранителей

Рис. 85. Электрическая схема блока предохранителей: 1-6 — вставки

логотип УЗСТ