Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Полезная информация

Ходовая часть

Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных  модификаций автомобилей Урал.

Рама

Рама автомобиля клепаная, состоит из двух штампованных лонжеронов переменного сечения, соединенных между собой шестью поперечинами и передним буфером.

Уход за рамой заключается в наблюдении за состоянием болтовых и заклепочных соединений. Необходимо следить за тем, чтобы не нарушалась геометрическая схема рамы и прочность ее элементов. Если заклепки ослабли, срубите их и замените новыми. Допускается ослабленные или срезанные заклепки заменять болтами.

Буксирный прибор автомобилей крепится в специальной поперечине. Уход за буксирным прибором заключается в смазке и очистке его от грязи. Направляющие стержня буксирного крюка смазываются через масленки при техническом обслуживании автомобиля. Крюк в опоре корпуса 2 (рис. 39) и втулке б должен свободно вращаться от руки.

Прибор буксирный

Рис. 39. Прибор буксирный:
1 — гайка; 2 — корпус; 3 — кольца нажимные; 4 — элемент упругий; 5 — крюк буксирный; 6 — втулка направляющая; 7, 9 — масленки; 8 — шплинт стопорный; 10 — пластина стопорная; 11 — болт


Осевое перемещение крюка в корпусе допускается не более 0,5 мм. Для обеспечения его заверните гайку 1 до появления зазора между корпусом 2 и нажимным кольцом 3 за счет деформации упругого элемента (определяется по свободному перемещению буксирного крюка). Затем гайку отверните до исключения осевого перемещения крюка и зафиксируйте стопорной пластиной с болтом. Стопорная пластина 10 вместе с болтом 11, завернутым в ее отверстие и стержень буксирного крюка может перемещаться на величину зазоров в соединении.
При работе с прицепом установите стопорный шплинт 8.

Передняя подвеска автомобилей Урал 43206

Рис. 40. Передняя подвеска автомобилей Урал 43206:
1, 14 — кронштейны рессоры (передний, задний); 2 —  рессора; 3 — стремянка рессоры; 4 — накладка рессоры; 5 — буфера рессоры; 6 — кронштейн буфера; 7, 23 — кронштейны амортизатора (верхний, нижний); 8 — амортизатор; 9 — шайба; 10 — втулки амортизатора; 11 — гайка; 12 — кронштейн дополнительного буфера; 13 — подкладка; 15 — обойма дополнительного буфера; 16 — вкладыши; 17 — болт нижний крепления стяжки; 18 — втулка распорная; 19 — стяжка задних кронштейнов; 20 — пластина стопорная; 21 — болт верхний крепления стяжки; 22 — болт крепления кронштейна к усилителю; 24 — накладка ушка; 25 — палец ушка рессоры; 26 — болт крепления кронштейна к полке лонжерона; 27 — гайка стремянки; 28 — стремянка ушка; 29 — ушко рессоры; 30 — клин; 31 — болт крепления ушка


Для уменьшения напряжения в лонжеронах рамы в зоне второй поперечины задние кронштейны рессор 14 соединены стяжкой 19, которая крепится к кронштейнам с помощью болтов 17 и 21. Болты стопорятся пластинами 20.
В зависимости от нагрузки на передний мост на автомобилях могут применяться передние рессоры, отличающиеся толщиной листов; стремянки передних рессор и другие детали крепления при этом не меняются.

Гидравлические амортизаторы (рис. 41) предназначены для гашения колебаний, возникающих в результате упругих деформаций элементов подвески автомобиля при движении по неровной поверхности. Принцип действия гидравлических амортизаторов заключается в следующем. При относительных перемещениях подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля имеющаяся в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через небольшие отверстия, оказывает сопротивление вертикальному перемещению штока и гасит колебания автомобиля.

Амортизатор автомобилей Урал 43206

Рис. 41. Амортизатор:
1 — головка верхняя; 2 — гайка корпуса; 3 — шайба; 4 — сальник штока; 5 — втулка корпуса; 6 — шайба; 7 — кольцо уплотнительное; 8 — корпус сальника; 9 — корпус амортизатора; 10 — цилиндр; 11 — шток поршня; 12 — тарелки ограничительные; 13, 15, 18 — диски клапанные; 14 — поршень; 16 — гайка поршня; 17 — корпус клапана; 19 — диск дроссельный сжатия; 20 — диск нажимной; 21 — пружина; 22 — крышка


Задняя подвеска (рис. 42) состоит из двух основных и двух дополнительных рессор 3. Крепление ушка к листам и крепление рессоры к раме передней и задней подвесок аналогичны. В отличие от передней, на задней рессоре палец ушка 15 зад-ней рессоры крепится съемными крышками 36. Ход моста вверх ограничивается буфером 25, установленным в обойме 27 на кронштейне 28 под нижней полкой лонжеронов. Ход моста вниз ограничивается зацеплением отогнутого конца третьего листа рессоры за распорные втулки 17, надетые на болты 18.
Амортизаторы задней подвески аналогичны амортизаторам передней подвески.

Техническое обслуживание подвески заключается в смазке пальцев крепления передних и задних рессор, смазке рессорных листов, проверке крепления амортизаторов, рессор и кронштейнов, контроле за состоянием амортизаторов.
Необходимо проверять взаимное расположение листов рессор, так как продольный сдвиг может свидетельствовать о срезе центрового болта. Для предупреждения среза центровых болтов и поломок стремянок своевременно подтягивать на груженом автомобиле гайки стремянок.
Гайки стремянок задних рессор затягивать при выпрямленных рессорах в соответствии с рис. 43, сначала моментом 250- 300 Н·м (25-30 кгс·м), затем окончательно в том же порядке моментом 580-660 Н·м (58-66 кгс·м). Гайки стремянок передних рессор затягивать при выпрямленных рессорах в соответствии с этой же схемой, первоначально моментом 200-250 Н·м (20-25 кгс·м), затем окончательно моментом 400-500 Н·м (40-50 кгс·м). 

Задняя подвеска автомобилей Урал 43206

Рис. 42. Задняя подвеска автомобилей Урал 43206:
1, 8 — кронштейны рессоры; 2 — кронштейн дополнительной рессоры; 3 — рессора дополнительная; 4 — стремянка рессоры; 5 — накладка; 6 — подкладка; 7, 11 — кронштейны амортизатора; 9 — рессора; 10 — амортизатор; 12 — болт  кронштейна  амортизатора; 13 — шайба сферическая; 14 — гайка стремянки; 15 — палец; 16 — вкладыши; 17 — втулка распорная; 18 — болт распорной втулки; 19 — прокладка; 20, 22 — болты; 21 — шайба пружинная; 23 — гайка болта ушка рессоры; 24 — кронштейн рессоры опорный; 25 — буфер; 26 — подкладка буфера; 27 — обойма буфера; 28 — кронштейн буфера; 29 — втулки амортизатора; 30 — шайба; 31 — гайка  амортизатора; 32 — стремянка ушка; 33 — гайка стремянки ушка; 34 — накладка ушка; 35 — ушко; 36 — крышка переднего кронштейна; а = 1-2,5 мм; b = 1-2 мм.

Схема затяжки гаек стремянок рессор

Рис. 43. Схема затяжки гаек стремянок рессор:
1 — рессора; 2 — накладка задней рессоры (хомут балки переднего моста); I-IV — порядок затяжки гаек стремянок


При сборке смазать резьбу стремянок графитной смазкой или типа ТСгип.
При появлении скрипа в рессорах приподнять  автомобиль за раму и в образовавшиеся зазоры между листами ввести смазку. При каждой разборке рессор смазать листы, предварительно удалив старую смазку, грязь и следы коррозии. Промыть и смазать ушки и пальцы рессор.
Гайки стремянок  крепления накладного ушка передней 29 (см. рис. 40) и зад-ней рессор 35 (см. рис. 42) затягивать в следующей последовательности: затянуть гайку на одной ветви стремянки ушка моментом 100-140 Н·м (10-14 кгс·м), затем гайку на второй ветви моментом 180-220 Н·м (18-22 кгс·м) и дотянуть этим же моментом первую гайку. Несоблюдение порядка затяжки гаек может привести к де-формации накладки и стремянок ушка.

При отсутствии зазора (менее 0,2 мм) между ушком и верхним листом в зоне болта крепления отрегулировать или заменить ушко (как передней так и задней рессор).

Следить за подтяжкой гаек болтов 31 (см. рис. 41) и гаек 23 (см. рис. 42) крепления накладных ушков. Момент затяжки гаек болтов не менее 280 Н·м (28 кгс·м). При несовпадении отверстий под шплинт гайки дотянуть и зашплинтовать.
При установке задней рессоры на автомобиль после ее ремонта или замены особое внимание обратить на правильность крепления пальца рессоры. Между кронштейном рессоры 1 и крышкой 36 со стороны заднего болта 20 установить прокладку 19. Со стороны переднего болта 22 прокладки не устанавливать! Резьбу отверстий и болтов 20, 22 перед установкой смазать герметиком УГ-6 (до-пускается Локтайт 243 или 573).
Затянуть моментом 180-220 Н·м (18-22 кгс·м) болты 20, под которыми установлена прокладка 19,  а затем болты  22. Затяжка болтов 20 и 22 в ином порядке не допускается.
Между кронштейном рессоры 1 и крышкой 36 со стороны болта 22 должен оставаться зазор 1-2 мм, который гарантирует работоспособность соединения.
Ослабление болтовых соединений деталей подвески не допускается.
Ремонт и обслуживание амортизаторов проводить в ремонтных мастерских, соблюдая чистоту. Полированные поверхности штока, рабочего цилиндра и других деталей предохранять от забоин и других повреждений.
При растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать равномерное сопротивление. Усилие нового амортизатора при ходе отбоя должно быть в пределах — 5,95-8,05 кН (595-805 кгс), а при ходе сжатия — 1,52-2,28 кН (152-228 кгс); уменьшение усилий сжатия и отбоя в процессе эксплуатации более чем на 25 % не до-пускается, усилие проверяется на прессе с ходом штока 100 мм и частотой 100 ходов в минуту. Свободное перемещение штока амортизатора указывает на его неисправность.

Колеса и шины

На автомобиле установлены дисковые колеса с широкопрофильными шинами с регулируемым давлением.
В комплект колеса входят: колесный кран 1 (рис. 44), основание обода 2 в сборе с диском и ограничителем замочного кольца 3,  замочное 4 и бортовое 5 кольца.

Колесо с шиной в сборе

Рис. 44. Колесо с шиной в сборе:
1 — кран колесный; 2 — основание обода с диском; 3 — ограничитель замочного кольца; 4 — кольцо замочное; 5 — кольцо бортовое; 6 — покрышка; 7 — камера; 8 — лента ободная; 9 — уплотнитель вентильного паза


Особенностью конструкции колеса является наличие тороидальных посадочных полок, обеспечивающих надежную посадку шины на ободе во всем диапазоне регулирования давления воздуха. Для обеспечения сборки и разборки колеса с шиной на основании обода предусмотрен монтажный ручей.
Колеса могут применяться как с отъемной, так и неотъемной бортовой закраиной со стороны, противоположной замочной части.
Бортовые и замочные кольца колес устанавливаются в строго определенном положении с помощью ограничителя замочного кольца, приваренного к ободу, и выдавки В (см. рис. 47) на замочном кольце, входящей в соответствующее углубление (паз) А на бортовом кольце. Второй паз на бортовом кольце используется при демонтаже колес. На одном из концов замочного кольца сделан паз для захвата кольца при извлечении его из замочной канавки обода.
Ограничитель замочного кольца служит для предотвращения проворачивания колец в эксплуатации при движении автомобиля со сниженным давлением воздуха в шинах и одновременно является кронштейном, на котором крепится колесный кран 1 (см. рис. 44), и дополнительной опорой для защитных кожухов шлангов под-вода воздуха.
Колесный кран устанавливается на внутренней стороне кронштейна-ограничителя.
Резиновый уплотнитель 9 вентильного паза колеса предотвращает попадание грязи внутрь шин и обеспечивает установку вентилей камер в определенном положении.
Гайки и шпильки крепления колес с правой и левой сторон имеют правую резьбу.

Уход за колесами и шинами
Наиболее полное использование ресурса колес и шин и безопасность их эксплуатации могут быть обеспечены только при регулярном уходе за ними и соблюдении всех требований правил эксплуатации автомобильных шин, правил дорожного движения, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте.
Необходимо руководствоваться следующими общими требованиями:

  • строго соблюдать нормы нагрузок и внутреннего давления воздуха в шинах;
  • своевременно обслуживать колеса и шины;
  • поддерживать в исправном состоянии узлы ходовой части, рулевого управления и тормозов;
  • соблюдать правила и применять рациональные приемы вождения автомобиля с учетом дорожных условий, строго соблюдать правила эксплуатации шин с регулируемым давлением при пониженном давлении воздуха, изложенные в раз-делах «Предупреждение» и «Вождение автомобиля».

Техническое обслуживание
Ежедневно перед выездом проверить давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормы.
Давление воздуха в шинах устанавливается (назначается) для полностью груженого автомобиля и проверяется на холодных шинах.
 При ежедневном обслуживании проверить состояние шин, колес и деталей их крепления. Шины не должны иметь разрушений, не отремонтированных местных повреждений (пробоев, порезов), местных отслоений протектора и боковины, а колеса — механических повреждений, коррозии и трещин на деталях. Шины по износу должны быть пригодны к эксплуатации. Застрявшие посторонние предметы в протекторе и боковине шины удалить. Вентили камер шин должны быть исправны.
Следить, чтобы на шины не попадали топливо, масла и другие нефтепродукты, т.к. это быстро выводит их из строя.
При обнаружении каких-либо недостатков по шинам и колесам принять меры по их устранению, произвести ремонт или замену.
При выявлении интенсивного и неравномерного износа протектора шин, который, как правило, помимо неправильного вождения является следствием неисправности ходовой части автомобиля, рулевого управления или тормозов, установить его причины и устранить неисправность.
Не допускается ослабление крепления колес и эксплуатация автомобиля, если отсутствует хотя бы одна гайка или шпилька крепления колеса или изношены крепежные отверстия в дисках.
При каждой установке колеса на ступицу, независимо от причины его снятия, дважды: первый раз — после 100-150 км и второй — после пробега 200-300 км подтяните гайки крепления колес.
При проведении второго технического обслуживания автомобиля в целом проверить состояние шин и колес в случае обнаружения неисправности провести их ремонт или замену, при необходимости – перестановку, подтяжку гаек крепления колес, если колеса с шинами в сборе не снимались с автомобиля. Кроме того, при ТО-2 проверяется регулировка схождения и углов установки передних колес, продуваются все трубопроводы и шланги системы регулирования давления воздуха в шинах.

Шиномонтажные работы
При монтаже и демонтаже шин соблюдать следующие правила:

  • шиномонтажные работы выполнять на специально оборудованном участке с применением специализированного оборудования, приспособлений и инструмента, а в полевых условиях использовать инструмент, имеющийся в наборе водителя, при этом принять меры, исключающие попадание песка и грязи внутрь шины;
  • покрышки камеры и ободные ленты должны быть чистыми и сухими;
  • доукомплектовывать автомобиль шинами одного и того же размера, модели, норм слойности, особое внимание обращать на правильный подбор шин по осям (по износу);
  • шины, хранившиеся при температуре ниже 0 °С, перед монтажом рекомендуется отогреть до плюсовой температуры в теплом помещении;
  • направление вращения колеса должно совпадать с направлением рисунка протектора;
  • ободья и их элементы не должны иметь повреждений и погнутостей, трещин, острых кромок и заусенцев, коррозии как с наружной, так и с внутренней стороны, особенно в зоне сварных швов, и в местах контакта с шиной, изношенных крепежных отверстий;
  • при монтаже шин в мастерской обод проверяется на радиальное и осевое биения, которые не должны превышать 4 мм.

Перед сборкой колеса проверить техническое состояние покрышки, камеры, ободной ленты, обода, замочного и бортового колец.
Покрышку осмотреть снаружи и внутри с помощью борторасширителя и удалить из ее внутренней части посторонние предметы (песок, мелкие камешки и др.), протереть внутреннюю и посадочную поверхности покрышки, устранить повреждения и задиры на бортах; наплывы резины и облой обрезать заподлицо с основной поверхностью резины бортов. Припудрить тальком покрышку внутри, а камеру и ободную ленту снаружи.
Для облегчения сборки и обеспечения полной посадки шины на посадочные поверхности обода рекомендуется борта покрышки смазать мыльным раствором, глицерином или парафином. Не использовать в качестве смазки масла минерального происхождения (солидол, моторное масло и пр.).
При обнаружении производственных или эксплуатационных дефектов шины не разрешается применять для монтажа.
Камеры и вентили проверить на герметичность, не использовать камеры с расслоением в стыке и поврежденным вентилем.
Удалить грязь, ржавчину и остатки резины с поверхности колеса, особенно с поверхности обода, бортового и посадочного колец, обращенной к шине и в зоне сварных швов.  Окрасить места с нарушением окрасочного слоя быстросохнущей эмалью, предварительно устранив заусенцы и задиры металла.
Проверить посадку замочного кольца на ободе или на контрольном цилиндре того же диаметра:

  • зазор в стыке между концами кольца должен быть 45-55 мм, а отставание концов кольца от обода — 1,5 мм, на длине дуги до 50 мм;
  • местные зазоры между замочным кольцом и ободом не должны быть более 1,5 мм и плавно уменьшаться в обе стороны на дуге не более 1/4 окружности;
  • скручивание («винт») замочного кольца не должно быть более 15 мм.

Если зазоры и скручивание замочного кольца больше указанных величин, то кольцо не пригодно для сборки и должно быть отрихтовано и обжато или заменено новым.
Детали колес с нарушением их формы, геометрии и трещинами также выбраковываются.
Монтажу (эксплуатации) подлежат только исправные колеса и шины.

При монтажно-демонтажных работах необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

  • не снимать и не ставить колесо с шиной на автомобиль, не убедившись в надежности вывешивания колеса. Гайки крепления колес ослаблять и затягивать на невывешенном и заторможенном автомобиле;
  • не снимать со ступицы колесо с шиной, а также не приступать к демонтажу шины с обода, не убедившись в том, что из нее полностью выпущен воздух;
  • не применять кувалды, ломы, неисправный и не предусмотренный технической документацией монтажный инструмент, способный деформировать или привести к механическим повреждениям детали колес, порезам и разрывам бортов покрышки, повреждениям камер и ободной ленты;
  • не монтировать шину на обод, не соответствующий по размерам данной шине;
  • не использовать бортовые и замочные кольца от колес другого типа, так как они могут иметь другие конструктивные размеры (по диаметру, профилю) даже на автомобилях одной модели, но разных сроков выпуска с колесами различной конструкции;
  • не устанавливать на обод дополнительные бортовые кольца для уменьшения его ширины;
  • не использовать ободья, бортовые и замочные кольца с поверхностными повреждениями, некруглостью, местными вмятинами, трещинами, а также с грязью, коррозией, наплывами краски;
  • не применять шины с предельным износом рисунка протектора (остаточная высота шашек менее 1,6 мм) или шины с расслоением каркаса, отслоением протектора или боковины, не отремонтированными местными повреждениями или разрывами до нитей корда и сквозными пробоинами, повреждениями металлических бортовых колец покрышек;
  • не допускать к монтажу покрышки, борта которых имеют наплывы, выпрессовки резины и облой на носке, задиры и повреждения, препятствующие монтажу;
  • монтажно-демонтажные работы выполнять без резких приложений физических усилий к монтажным лопаткам, прикладываемые усилия не должны привести к их соскальзыванию или поломке концов монтажных лопаток;
  • не приступать к накачиванию шины, не убедившись, что замочное кольцо занимает правильное положение в канавке основания обода, соответствующее накаченному колесу;
  • не накачивать шину вне специального ограждения и установленную на автомобиле, а в дорожных условиях используйте предохранительные устройства, исключающие выброс деталей при самодемонтаже или разрушении колеса;
  • не накачивать шины от баллонов со сжатым воздухом или газом, т.к. это повлечет за собой разрушение шины и может нанести увечья окружающим. Накачивать шину в два этапа. В начале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см²) с проверкой положения замочного кольца, а затем довести давление воздуха в шине до нормального. В случае неправильной установки замочного кольца выпустить воздух из шины, исправить положение кольца и повторить накачку до 0,05 МПа (0,5 кгс/см²). В случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания, выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов;
  • не изменять положение и не ударять  по замочному и бортовым кольцам при накачивании и выпуске воздуха из шины, а также когда шина находится под давлением.

Помнить, что правильное выполнение операций при разборке и сборке колес обеспечивает безопасность и сокращает трудоемкость выполнения работ, позволяет продлить срок службы шин, колес и монтажного инструмента.

Разборка колеса
1. Положить колесо на ровную чистую площадку замочной частью вверх, проверить, полностью ли выпущен воздух из шины, отсоединить вентиль от колесного крана и утопить его вместе с уплотнителем в полость покрышки, снять колесный кран. На отбалансированном колесе, на ободе и шине нанести метки расположения балансировочных грузов и снять грузы.
2. Снять борт шины с посадочной полки обода, для чего ввести плоский конец короткой монтажной лопатки в демонтажный паз между бортовым и замочным кольцами и отжать бортовое кольцо вниз, в образовавшийся зазор ввести рядом плоский конец второй монтажной лопатки (рис. 45, I). Нажать на обе лопатки и поочередно переставляя их по кругу на расстоянии 50-100 мм друг от друга, несколько осадить бортовое кольцо вместе с бортом шины вниз, а затем, применяя крюкообразный конец большой монтажной лопатки, полностью снять (осадить) борт шины по всей длине с посадочной полки обода.

Разборка колеса

Рис. 45. Разборка колеса:
I, II — снятие борта шины с посадочной полки; III — демонтаж борта шины из обода; 1, 2 — лопатки монтажные

 

В случае затрудненного снятия борта шины с посадочной полки обода после длительной эксплуатации, а также при его снятии со стороны неотъемной бортовой закраины борт следует снимать с посадочной полки непосредственно воздействуя на него монтажными лопатками. Для этого:

  • ввести плоский конец короткой монтажной лопатки как можно глубже между бортом шины и бортовым кольцом колеса, отжать лопатку вниз;
  • затем между ней и бортовой закраиной (бортовым кольцом) завести крюкообразный конец большой монтажной лопатки так, чтобы плоский конец короткой монтажной лопатки разместился в ее пазу (допускается применять молоток) и, опираясь пяткой второй лопатки о первую, надежно зацепившись ее крюкообразным концом за бортовое кольцо, одновременно отжимая обе лопатки (рис. 45, II) осадить борт шины вниз;
  • повторяя данный прием последовательно, перемещаясь по кругу, снять борт шины с посадочной полки обода. Расстояние между точками заведения инструмента в начальный момент должно быть не более 100 мм.

Тороидальная форма посадочной поверхности обода не позволяет провести местное снятие бортов покрышки, поэтому затраты труда и время разборки значительно сокращаются при постепенном осаживании борта покрышки путем двух — трехкратного приложения усилий по окружности колеса.
3. Извлечь замочное кольцо, для чего ввести плоский конец короткой монтажной лопатки в демонтажный паз замочного кольца и отжать его конец от обода, перемещая затем его вверх второй лопаткой, а первой отжимая от обода, последовательно перемещаясь по окружности колеса, полностью вывести кольцо из зацепления с ободом.
4. Снять с обода бортовое кольцо.
5. Демонтировать борт шины:

  • встать на шину со стороны, противоположной вентилю камеры, осадить покрышку до монтажного ручья и завести в него участок борта шины;
  • ввести плоские концы монтажных лопаток между ободом и бортом шины в зоне вентиля на расстоянии 200-250 мм друг от друга (рис. 45, III) и, нажимая на них, переместить часть борта через посадочную полку вверх (вывести его наружу обода). При этом противоположная часть борта шины должна обязательно находиться в монтажном ручье обода;
  • удерживая одной лопаткой демонтированную часть борта шины, полностью переместить другой лопаткой борт по всей его длине вверх, последовательно вводя ее плоский конец между ободом и шиной на расстоянии 70-100 мм справа и слева от места перехода борта шины наружу. Во избежание повреждения борта завести монтажные лопатки на всю ширину борта.

6. Перевернуть шину с колесом замочной частью вниз и снять борт шины со второй посадочной полки приемами, описанными в п. 2.
7. Извлечь обод из шины:

  • поставить колесо с шиной вертикально замочной частью от себя так, чтобы вентиль камеры был внизу, утопить вентиль с уплотнителем внутрь шины;
  • удерживая шину одной рукой в вертикальном положении или прислонив ее к опоре, другой рукой смести обод на себя без перекоса так, чтобы борт шины внизу вошел в монтажный ручей;
  • взявшись за диск или верхнюю часть обода, извлечь обод из шины, исключив его падение.

В случае прилипания ободной ленты отделить ее монтажной лопаткой.

Сборка колеса
1. Вложить камеру и ободную ленту в покрышку и слегка подкачать камеру, чтобы она приняла естественную форму, не прилегая при этом плотно к покрышке. У шин с регулируемым давлением камеру вкладывать в покрышку, учитывая направление вращения колеса и надеть уплотнитель на вентиль так, чтобы его стебель оказался в корпусе уплотнителя.
2. На обод, установленный замочной частью вверх, надеть одно из бортовых колец закраиной вниз.
3. Надеть шину на обод:

  • положить шину наклонно на обод так, чтобы ее нижняя часть с вентилем, направленным вверх, несколько отстояла от обода. Сориентировать вентиль (с уплотнителем) строго напротив вентильного паза колеса и завести стебель вентиля и гайку в вентильный паз, перемещая при необходимости шину к ободу или от обода;
  • приподнять нижнюю часть шины со стороны вентильного паза и подвинуть ее на обод так, чтобы нижний борт попал в монтажный ручей, при этом шина под собственным весом наденется на обод. В случае зависания шины на посадочной полке обода, покачивая, осадить ее вниз, следить, чтобы не происходило перекоса вентиля в вентильном пазу и защемления ободной ленты;
  • завести направляющую часть уплотнителя с вентилем в паз обода, предварительно слегка утопив нижнюю часть уплотнителя монтажной лопаткой внутрь шины.

4. Для монтажа второго борта шины на обод встать на шину со стороны, противоположной вентилю, и утопить эту часть борта покрышки в монтажный ручей, при этом борт шины в зоне ограничителя должен находиться сверху над ободом. В случае затруднения осадить часть борта шины за посадочную полку с помощью монтажных лопаток, как показано на рис. 46.

<

Заведение борта шины в монтажный ручей обода

Рис. 46. Заведение борта шины в монтажный ручей обода

Удерживая короткой монтажной лопаткой борт вначале в зоне кронштейна от перемещения к центру, а затем в ручье обода другой лопаткой, начиная с противоположной от кронштейна стороны, попеременно то плоским, то крюкообразным концом, переместить борт по всей его длине через посадочную полку. Участок борта шины в зоне вентиля осаживать в последнюю очередь, несколько ниже кромки обода до уровня, обеспечивающего установку замочного кольца, иначе сдвинется уплотнитель вентильного паза, и дальнейшая сборка будет невозможной.
5. Установить бортовое и замочное кольца, совместив при этом выштамповку В (рис. 47) на замочном кольце с одним из пазов А на бортовом кольце и обеспечив совпадение разреза замочного кольца с ограничителем на ободе.

Положение замочного и наружного бортового колец

Рис. 47. Положение замочного и наружного бортового колец:
1 — кольцо бортовое; 2 — кольцо замочное; 3 — кронштейн; А — пазы на бортовом кольце; В — выштамповка на замочном кольце

6. Проверить положение вентиля и уплотнителя в вентильном пазу и при необходимости поправить их, присоединить вентиль камеры к колесному крану. Кран устанавливать на внутренней стороне ограничителя замочного кольца и после подсоединения вентиля и накачки шин закрепить в наиболее удаленном от центра колеса положении.
7. Накачать шину в такой последовательности:

  • отцентрировать относительно друг друга бортовое и замочное кольца;
  • накачать шину до давления 50 кПа (0,5 кгс/см²) и убедиться в отсутствии смещения замочного и бортового колец от их рабочего положения. Наполнение шины воздухом рекомендуется производить в горизонтальном положении колеса.

В случае неправильной установки колеса выпустить воздух из шины, исправить положение колец и повторить накачку шин до давления 50 кПа (0,5 кгс/см²). При выпуске воздуха отсоединить шланг подвода воздуха не от колеса, а от источника сжатого воздуха. Отсоединение шланга от колеса допускается после полного выпуска воздуха из шины.
При повторной неправильной установке колец дефектные детали заменить и, убедившись в правильной установке замочного и бортового колец, при давлении 50 кПа (0,5 кгс/см²), накачать шину до давления, обеспечивающего посадку бортов шины на посадочные полки обода, а затем установить номинальное давление в шине.
В отличие от распространенных конструкций колес с коническими полками, посадка бортов шины на тороидальные полки обода колеса под действием нарастающего внутреннего давления происходит не постепенно, а мгновенно, обычно при давлении 450-500 кПа (4,5-5,0 кгс/см²).
8. Установить колесо на ступицу и закрепить его, момент затяжки гаек крепления колес 400-500 Н·м (40-50 кгс·м).
Для обеспечения подсоединения шланга подкачки колес к колесному крану колесо относительно крышки ступицы устанавливать так, чтобы шланг подкачки располагался симметрично между шпильками крепления колеса со стороны колесного крана.
При установке колеса затяжку гаек крепления диска к ступице производить в следующей последовательности:

  • навернуть все гайки на шпильки от руки;
  • предварительно затянуть гайки ключом при поднятом колесе. При этом гайки завертывать через одну или крест-накрест. При завертывании первых пяти гаек следить за тем, чтобы гайки центрировались своими сферическими фасками в сферических фасках крепежных отверстий дисков колес. Гайки должны быть плот-но затянуты, т.к. недостаточное и неравномерное их затягивание может привести к боковым биениям колес с шинами в сборе.

Схема перестановки шин дана на рис. 48. Переставлять колеса при технической необходимости.
При эксплуатации шин необходимо руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин» (М, Химия, 1983г.)

Схема перестановки шин автомобиля

Рис. 48. Схема перестановки шин автомобиля

Держатель запасного колеса

Держатель запасного колеса на автомобилях установлен вертикально. Конструкция вертикального держателя запасного колеса показана на рис. 49.
Основание держателя запасного колеса и откидной кронштейн изготовлены из прокатных профилей, соединенных между собой сваркой.
Подъем и опускание запасного колеса осуществляется червячным редуктором 2. В транспортном положении запасное колесо фиксируется стяжками 7 и болтами 5. При опускании запасного колеса освободить крепление откидного кронштейна 8 от стяжек 7, предварительно проверив крепление троса 4 к откидному кронштейну. Надеть съемную рукоятку 1 на вал редуктора.
Вращением рукоятки опустить откидной кронштейн с запасным колесом. В опущенном состоянии снять трос 4 с запасного колеса, не разъединяя его без необходимости с откидным кронштейном 8, и выкатить колесо.
Подъем и закрепление запасного колеса в транспортном положении осуществляется в обратном порядке, после чего ослабляется натяжение троса.
Обслуживание держателя запасного колеса состоит в проверке крепления держателя к раме автомобиля и колеса в держателе.
 

Держатель запасного колеса вертикальный

Рис. 49. Держатель запасного колеса вертикальный:
1 — рукоятка; 2 — редуктор; 3 — ролик; 4 — трос; 5 — болт; 6 — скоба; 7 — стяжка; 8 — откидной; 9 — стремянка; 10 — основание; 11 — прокладка; 12 — брус основания.

логотип УЗСТ