Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Полезная информация

Рулевое управление

Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных  модификаций автомобилей Урал.


Рулевой механизм

Рулевое управление состоит из рулевой колонки, рулевого механизма, рулевого привода и гидравлического усилителя.

Рулевая колонка соединяется с рулевым механизмом карданными валами через промежуточную опору 10 (рис. 50). В конструкции промежуточной опоры применены подшипники закрытого типа, не требующие смазки.

Рулевое управление с механизмом типа винт-шариковая гайка-рейка-сектор

Рис. 50. Рулевое управление с механизмом типа винт–шариковая гайка–рейка–сектор:
1 — сошка; 2 — механизм рулевой; 3, 13, 20 — шланги высокого давления; 4, 5 — шланги низкого давления;  6 — бак масляный; 7 — колесо рулевое; 8 — колонка рулевая; 9, 11 — валы карданные рулевого управления; 10 — опора промежуточная; 13 — трубка высокого давления; 14 — шпонка; 15 — гайка; 16 — шайба; 17 — болт; 18 — вал; 19 — вилка карданная шарнира; 21 — механизм усилительный; 22 — тяга сошки


Рулевой механизм с распределителем (рис. 51) включает в себя винт 7 и шариковую гайку-рейку 8, находящуюся в зацеплении с сектором 1. Полукруглые винтовые канавки на винте и гайке-рейке образуют канал, заполненный при сборке механизма шариками 6 высокой точности.
Зубчатый сектор 1 установлен в подшипниках 18, которые, в свою очередь, запрессованы во вкладыши 21,  имеющие для регулировки зубчатого зацепления ряд отверстий на торцах. Оси наружных поверхностей вкладышей 21 смещены относительно осей отверстий подшипников 18 на величину эксцентриситета «e», что дает возможность регулировать зубчатое зацепление сектора-гайки-рейки поворотом вкладышей 21.
На торце шлицевого конца сектора 1 имеется риска, которая совмещается с риской на торце сошки.

Рулевой механизм автомобилей Урал 43206

Рис. 51. Рулевой механизм автомобилей Урал 43206 (винт-шариковая гайка-рейка-сектор):
1 — сектор; 2 — кольцо стопорное; 3 — кольцо защитное; 4 — манжета; 5, 13 — кольца уплотнительные; 6 — шарики; 7 — винт; 8 — гайка-рейка; 9 — картер; 10 — фиксатор; 11, 19, 22 — крышки; 12 — прокладки регулировочные; 14 — подшипники; 15 — направляющая; 16, 20 — штифты; 17 — распределитель; 18 — подшипники; 21 — вкладыш; 23 — болт; 24 — уплотнитель; 25 — гайка; а — от насоса; b — слив; с, d — к силовому цилиндру

Распределитель (рис. 52) установлен на рулевом механизме.
В корпусе 5 золотника имеются три кольцевые канавки «е», «k», «f». Средняя канавка «е» соединена с каналом «а» для подвода рабочей жидкости от насоса, крайние канавки «k» и «f» - с каналом «b» для отвода рабочей жидкости на слив.
В трех реактивных камерах корпуса 5 размещены плунжеры 21, имеющие возможность осевого перемещения в своих каналах.
Золотник 22 закреплен через подшипники 3 гайкой 2 на втулке 9. Втулка 9 шлицами соединена без бокового зазора с винтом 24 рулевого механизма с возможностью осевого перемещения и винтовым соединением с входным валом 15.  Шлицевое соединение вала 15 и винта 24 выполнено с боковым зазором «t». Зазор выбран из условия обеспечения полного хода золотника.
Входной вал 15 также соединен торсионом 17 с винтом 24 рулевого механизма. В канал средней канавки «е» ввернут обратный клапан 6.

Распределитель гидроусилителя руля

Рис. 52. Распределитель гидроусилителя руля:
1 — корпус рулевого механизма; 2 — гайка; 3, 10 — подшипники; 4 — кольца уплотнительные; 5 — корпус золотника; 6 — клапан обратный; 7 — шарик; 8 — крышка распределителя; 9 — втулка; 11, 20 — прокладки регулировочные; 12 — манжета; 13 — кольцо стопорное; 14 — кольцо; 15 — вал; 16, 23 — штифты; 17 — торсион; 18 — кольцо уплотнительное; 19 — крышка; 21 — плунжеры; 22 — золотник; 24 — винт; а — канал для подвода рабочей жидкости от насоса; b — канал для отвода рабочей жидкости от насоса; c, d — каналы для подвода (отвода) рабочей жидкости к полостям усилительного механизма; e, k, f — канавки кольцевые; m, n — сверления для соединения полостей корпуса и крышки распределителя со сливом; t — зазор.


Работа рулевого управления

При прямолинейном движении автомобиля, когда усилие к рулевому колесу не приложено, золотник занимает нейтральное положение в корпусе.

Рабочая жидкость от насоса поступает к средней канавке «е» (cм. рис. 52). Поскольку в этом положении золотника канавки «е», «k» и «f» соединяются между собой, то масло, заполняя их и реактивные камеры, из распределителя через крайние канавки «k» и «f» и отверстие «b» сливается в масляный бак. При повороте рулевого колеса, например, вправо, втулка 9 с закрепленным на ней  золотником 22 за счет винтового соединения перемещается в осевом направлении влево (в сторону рулевого механизма).

В начальный момент перемещения, когда давление в гидросистеме невелико, усилие на рулевом колесе, в основном, создается за счет закручивания  торсиона, который непосредственно воздействует на вал 15. Винтовое соединение при этом перемещает золотник и практически не нагружается. При смещении золотника, величина которого ограничена зазором «t» в шлицевом соединении, прекращается доступ рабочей жидкости к кольцевой канавке «f». Жидкость от насоса подается к средней канавке «е», а затем через канал «d» в корпусе и далее по трубопроводу поступает в бесштоковую полость усилительного механизма 21 (см. рис. 50).
Усилие от усилительного механизма передается на рычаг поворотного кулака переднего управляемого моста. Происходит поворот управляемых колес вправо.
Из штоковой полости усилительного механизма жидкость по трубопроводам, через канал «с» (см. рис. 52) распределителя поступает в кольцевую канавку «k» и далее через отверстие «b» сливается в бак.
При увеличении сопротивления повороту управляемых колес возрастает давление в гидросистеме и, следовательно, в реактивных камерах, что вызывает пропорциональное увеличение усилия на рулевом колесе.
Таким образом, водитель получает информацию об увеличении сопротивления повороту управляемых колес.
При прекращении дальнейшего вращения рулевого колеса (снятии усилия с него) торсион 17 и плунжеры 21 возвращают золотник в нейтральное положение. Поступление жидкости в бесштоковую полость усилительного механизма прекращается, и автомобиль движется по окружности заданного радиуса.
При вращении рулевого колеса влево втулка 9 и золотник 22 перемещаются в осевом направлении вправо (от рулевого механизма). Жидкость от насоса под давлением через канавку «е», канал «с» поступает в штоковую полость усилительного механизма.
При неисправном гидроусилителе обратный клапан 6 обеспечивает перепуск масла из одной полости усилительного механизма в другую, что облегчает управление автомобилем.
 

Усилительный механизм

Усилительный механизм смягчает удары, передаваемые на рулевое колесо при движении по неровной дороге, повышает безопасность движения, позволяет сохранить первоначальное направление движения при проколе шины переднего колеса, уменьшает усилие, необходимое при повороте передних колес.
Усилительный механизм шарнирно соединен с рамой и с правым рычагом поворотного кулака переднего моста. Длина штока отрегулирована в пределах, обеспечивающих установленные углы поворота передних колес. Для изменения длины штока освободить болт 14 (рис. 53) зажима наконечника, снять с наконечника защитную муфту 12 и ключом вращать шток в ту или другую сторону. Если имеется течь по штоку, то поджать уплотнение гайкой 11.

Механизм усилительный

Рис. 53. Механизм усилительный:
1 — наконечник цилиндра; 2, 6 — кольца уплотнительные; 3 — гайка наконечника; 4 — цилиндр; 5 — поршень со штоком в сборе; 7 — кольцо опорное; 8 — манжета; 9 — кольцо нажимное; 10, 13 — хомуты; 11 — гайка; 12 — муфта защитная; 14 — болт; 15 — наконечник штока

Насос усилительного механизма

Насос усилительного механизма (рис. 54) лопастного типа двойного действия. При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла под ним. В полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а затем при повороте ротора вытесняется из полости нагнетания.

Насос усилительного механизма

Рис. 54. Насос усилительного механизма:
1 — болт; 2 — коллектор; 3 — кольцо уплотнительное; 4 — прокладка; 5 — крышка; 6 — клапан перепускной в сборе с предохранительным клапаном; 7 — диск распределительный; 8 — ротор; 9 — лопасть; 10 — статор; 11 — подшипник игольчатый; 12 — манжета; 13 — проставка; 14 — корпус; 15 — шкив; 16 — кольцо стопорное; 17 — ремень; 18 — винт; 19 — втулка; 20 — шайба; 21 — 22 — 23 — шпонка сегментная; 24 — шарикоподшипники; а — к рулевому механизму; b — усилия; I — установка насоса


Торцовые поверхности корпуса и распределительного диска отшлифованы. Забоины и заусенцы на них, а также на роторе, статоре и лопастях недопустимы. В крышке насоса расположены два клапана. Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом в силовой цилиндр. Предохранительный клапан, помещенный внутри перепускного, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 7500-8500 кПа (75-85 кгс/см²).Натяжение ремня насоса гидроусилителя руля контролировать усилием 40 Н (4 кгс) в середине ветви в на-правлении стрелки b. Допустимый прогиб при этом должен составлять 7-13 мм. Натяжение ремня регулировать винтом 18.

Бак масляный рулевого управления

Бак установлен отдельно от насоса. В баке имеется заливной фильтр 3 (рис. 55). Масло, возвращаясь в бак, проходит через фильтр 2. При засорении сетки фильтра 2, последний приподнимается, сжимая пружину 7, и масло поступает в бак, минуя фильтр. Уровень масла в баке замеряется указателем при незавернутой пробке 4.
Уровень масла должен находиться в пределах участка между меток на указа-теле.

Бак масляный рулевого управления

Рис. 55. Бак масляный рулевого управления:
1 — корпус; 2 — фильтр; 3 — фильтр заливной; 4 — пробка заливной горловины с указателем уровня масла; 5 — крышка; 6 — сапун; 7 — пружина


Рулевые тяги

Тяги сошки рулевого управления и рулевой трапеции регулируемые по длине. Шарниры рулевых тяг и усилительного механизма с кольцевыми вкладышами 9 и 10 (рис. 56). В процессе эксплуатации шарниры не регулируются. В новых шарнирах допускается суммарный люфт в направлении, перпендикулярном оси пальца

Шарнир рулевого привода

Рис. 56. Шарнир рулевого привода:
1 — палец шаровой; 2 — наконечник; 3 — масленка; 4 — пружина; 5 — заглушка; 6 — кольцо стопорное; 7 — уплотнитель; 8 — обойма пружины; 9 — вкладыш нижний; 10 — вкладыш верхний; 11 — накладка; 12 — муфта защитная; 13 — шайба


Техническое обслуживание рулевого управления

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодической проверке крепления рулевого механизма, трубопроводов, защитной муфты штока усилительного механизма, свободного хода рулевого колеса, а также в обслуживании агрегатов гидросистемы. Собирать и разбирать агрегаты только при необходимости в условиях полной чистоты. При потере упругости и уплотняющих свойств резиновые кольца заменить.
Перед разборкой насоса отметить положение распределительного диска относительно статора, а также положение статора относительно корпуса насоса (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса).
Статор, ротор и лопасти насоса усилительного механизма подобраны друг к другу индивидуально, как и перепускной клапан и крышка насоса, поэтому не следует нарушать их комплектность.
При незначительных задирах торцовые поверхности ротора, корпуса и распределительного диска притереть друг к другу. При разборке насоса обратить внимание на сохранность резиновых уплотнительных колец. Перед сборкой детали насоса, усилительного механизма и клапана управления промыть в керосине или бензине, просушить (но не протирать) и смазать маслом; сетки фильтров промыть керосином или бензином и продуть воздухом.
При наполнении смазкой шарниров рулевого привода требуется следить, чтобы давлением смазки защитная муфта заметно не деформировалась.

Замена масла в гидросистеме рулевого управления:
1. Прогреть двигатель, масло в гидросистеме рулевого управления должно иметь температуру не ниже 20 °С.
2. Поднять домкратом передний мост.
3. Повернуть колеса вправо до упора.
4. Отсоединить шланги усилительного механизма: передний — от трубки высокого давления, задний — от штуцера рулевого механизма.
5. Снять крышку 5 (см. рис. 55) масляного бака, фильтр 2 и промыть фильтр.
6. Слить масло из усилительного механизма рулевого управления, для чего повернуть управляемые колеса влево до упора.
7. Подсоединить шланги усилительного механизма к трубке и штуцеру усилительного механизма.
8. Удалить остатки масла из бачка насоса, установить сетчатый фильтр и крышку бачка на место.
9. Промыть гидросистему, для чего:

  • залить в бачок 1,5 л чистого масла;
  • пустить двигатель и долить масло до верхней метки мерной линейки, после чего в режиме холостого хода повернуть управляемые колеса в обе стороны до упора (два-три раза) и установить колеса в крайнее правое положение, далее вы-полнить работы п.п. 4, 6, 7.

10. Заправить гидросистему маслом, для чего:

  • залить в бачок 1,5 л чистого масла;
  • пустить двигатель и долить масло до верхней метки, после чего в режиме холостого хода удалить воздух из гидросистемы вращением рулевого колеса до упора в обе стороны (до прекращения выделения пузырьков воздуха в бачке);
  • остановить двигатель;
  • проверить уровень масла в бачке и при необходимости долить;
  • установить пробку заливной горловины бачка на место.

Проверка свободного  хода рулевого колеса
Угловой свободный ход рулевого колеса проверять, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота управляемых колес. 
Проверку проводить на снаряженном автомобиле при работающем в режиме холостого хода двигателе. Автомобиль должен стоять на горизонтальной площадке с твердой сухой поверхностью (асфальт, бетон). Положение управляемых колес должно соответствовать движению автомобиля по прямой, гидросистема  рулевого  управления должна быть заправлена, воздух из рабочей жидкости удален.
Угловой свободный ход рулевого колеса  не должен превышать 25° (для нового автомобиля 12°).
Если свободный ход превышает это значение и зазоры в элементах рулевого привода устранены, необходимо провести регулировку зацепления рулевого механизма. Перед регулировкой механизма слить из него масло.

В рулевом механизме следует регулировать натяг в подшипниках 14 (см. рис. 51) и зазор в зацеплении гайки-рейки 8 с сектором 1.
Винтовое соединение (винт 7, шарики 6, гайка-рейка 8) и распределитель в процессе эксплуатации не регулируются. Комплектность этих деталей, принятую при заводской сборке, нарушать не разрешается.
1. Перед регулировкой натяга в подшипниках 14 закрепить рулевой механизм в тисках за проушины картера, отсоединить карданный шарнир (см. рис. 50). Вращением вала 15 (см. рис. 52) установить гайку-рейку 8 (см. рис. 51) и сектор 1 в одно из крайних положений. Определить момент, необходимый для проворачивания вала 15 (см. рис. 52) из крайнего положения в среднее (вал проворачивать на угол примерно 30°). Если момент меньше 0,9 Н·м (0,1 кгс·м), отрегулировать натяг в подшипниках 14 (см. рис. 51), уменьшив количество прокладок 12. После регулировки момент, необходимый для проворачивания вала 15 (см. рис. 52), должен быть в пределах 0,9-1,5 Н·м (0,1-0,15 кгс·м).
2. Для проверки наличия зазора в зубчатом зацеплении вращением вала 15 установить гайку-рейку и зубчатый сектор в среднее положение (полное число оборотов вала 15 разделить пополам).
Наличие зазора определять покачиванием сошки в обе стороны (будет слышен  легкий стук в зубчатом зацеплении) или поворотом вала 15 влево и вправо до начала закрутки торсиона 17 при зафиксированном секторе. Для регулировки зубчатого зацепления снять сошку, крышки 19 (см. рис. 51) и 22 и повернуть вкладыши 21 с подшипниками 18 по часовой стрелке (если смотреть со стороны вала сектора) на одинаковый угол так, чтобы исключить зазор в зубчатом зацеплении. После поворота вкладышей одно из отверстий во вкладышах должно располагаться в плоскости, проходящей через диаметрально расположенные резьбовые отверстия в картере 9 для крепления крышек 19 и 22. Установку крышек производить  таким образом, чтобы фиксаторы 10 вошли в отверстия во вкладышах 21 и располагались друг против друга. При незначительном несовпадении фиксаторов и отверстий повернуть вкладыши в ту или другую сторону до совпадения фиксаторов и отверстий, обратив внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Крышки 19 и 22 после регулировки  могут быть повернуты на 90°, 180° и 270° относительно первоначального положения.
После установки крышек момент, необходимый для проворачивания вала 15 (см. рис. 52)  в  среднем  положении,  должен  быть  в  пределах  2,7-4,1 Н·м  (0,27-0,41 кгс·м).

Регулирование схождения передних колес
Схождение передних колес проверять при номинальном давлении воздуха в шинах замером разности расстояний В1 и В (рис. 57) по бортам ободьев колес. Порядок проверки:

  • установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием так, чтобы передние колеса соответствовали движению по прямой;
  • раздвижной линейкой замерить расстояние В1 между бортами ободьев колес в задней части на уровне центров колес, и отметить места замеров. Перекатить автомобиль, чтобы отмеченные точки оказались впереди, и замерить расстояние В. Спереди расстояние должно быть на 1-3 мм меньше чем сзади. Если разность рас-стояний В1 и В выходит за вышеуказанные пределы, то регулировать схождение колес изменением длины поперечной рулевой тяги, ослабив затяжку болтов наконечников тяги рулевой трапеции. Отрегулировав схождение, затянуть болты наконечников тяги. Углы поворота ограничиваются постоянными нерегулируемыми упорами, величина их указана на рис. 57.

Установка управляемых колес

Рис. 57. Установка управляемых колес

логотип УЗСТ