Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Полезная информация

Система регулирования давления воздуха в шинах

Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных  модификаций автомобилей Урал.


Система регулирования давления воздуха в шинах позволяет контролировать давление и поддерживать его в пределах нормы, а также повышать проходимость автомобиля за счет снижения давления воздуха в шинах. Она дает возможность продолжения движения автомобиля при повреждении шин без замены колеса (колесные краны неповрежденных колес должны быть закрыты), если подаваемого воздуха достаточно для постоянного поддержания в шинах необходимого давления.
На автомобиле устанавливается система регулирования давления воздуха в шинах с краном управления давлением или с электромагнитными клапанами.

При установке на автомобиле системы регулирования давления воздуха в шинах с краном управления давлением (рис. 107) подвод воздуха к шинам выполнен по однопроводной схеме. Шины всех колес с открытыми кранами соединены между собой, давление в них одинаково и регулируется одновременно краном управления давлением.

Управление осуществляется рычагом крана из кабины водителя и имеет три положения: накачка шин, нейтральное и  выпуск воздуха из шин.
Фактическое давление воздуха в шинах показывает манометр при нейтральном положении рычага крана управления и открытых колесных кранах.

Система регулирования давления воздуха в шинах с краном управления на автомобилях Урал 43206

Рис. 107. Система регулирования давления воздуха в шинах с краном управления:
1 — штуцер подводящий; 2, 16, 21 — шланги; 3, 7, 15, 19 — угольники; 4, 6, 8 — трубопроводы; 5, 17 — тройники; 9 — крестовина; 10 — трубка выводная; 11 — кран управления давлением; 12 — рычаг управления краном; 13 — трубка к штуцеру манометра; 14 — баллон воздушный; 18 — блок манжет подвода воздуха; 20 — крышка ступицы


В связи с различной нагрузкой на задний и передний  мосты, давление воздуха в шинах различное. При номинальном давлении в шинах колесные краны заднего моста должны быть закрыты, а переднего открыты. При необходимости изменения давления в шинах, открыть колесные краны заднего моста и установить давление согласно (см. табл. 6 раздела «Вождение автомобиля») в зависимости от условий движения.
Кран управления давлением золотникового типа, состоит из корпуса 7 (рис. 108), в котором установлены манжеты 10 и золотник 12.
При перемещении золотника вдоль оси имеющаяся на нем кольцевая проточка соединяет полость крана с атмосферой или нагнетающей магистралью. Клапан-ограничитель, служащий для отключения системы накачки шин при падении давления воздуха в пневмосистеме автомобиля ниже 600 кПа (6 кгс/см²), регулировать болтом 14.

Кран управления давлением на автомобилях Урал 43206

Рис. 108. Кран управления давлением:
1 — тарелка пружины; 2 — пружина; 3 — поршень; 4 — крышка; 5 — шайба; 6 — диафрагма; 7 — корпус; 8 — кольцо распорное; 9 — 10  — манжета; 11 — направляющая золотника; 12 — золотник; 13 — гайка; 14 — болт; а — в атмосферу; b — в шины; с — из воздушного баллона; I — накачка; II — выпуск


При установке на автомобиле системы регулирования давления воздуха в шинах с элекромагнитными клапанами (рис. 109) подвод воздуха к шинам выполнен по двухпроводной схеме.
Регулирование давления воздуха в шинах производится отдельно для шин переднего моста  и заднего моста и устанавливается в зависимости от условий движения (см. табл. 6 раздела «Вождение автомобиля»).
Управление осуществляется из кабины водителя  с помощью клавиш 18 и 19 (см. рис. 8)  установленных на панели приборов.
Клавиши управления накачкой шин имеют три положения:

  • накачка шин и выпуск воздуха из шин (см. табличку 17 рис. 8);
  • среднее – нейтральное, манометры 12 и 13 показывают фактическое давление воздуха в шинах.

Элекромагнитные клапана (рис. 110) предназначены для регулирования давления воздуха в шинах передних и задних колес в зависимости от дорожных условий. Клапаны расположены на лонжероне рамы и имеют три рабочих положения. Электропитание клапана – 24 В. 

Система регулирования давления воздуха в шинах с электромагнитным клапанами на автомобилях Урал 43206

Рис. 109. Система регулирования давления воздуха в шинах с электромагнитным клапанами:
1, 8, 12, 14, 15 — трубки; 2 — трубка к манометру передних колес; 3, 7 — трубки к манометру задних колес; 4 — одинарный защитный клапан; 5 — штуцер; 6 — клапан электромагнитный для передних колес; 9 — клапан электромагнитный для задних колес; 19 — угольник; 10, 17, 21 — шланги; 11, 13 — тройники; 16 — штуцер подводящий; 18 — блок манжет; 20 — крышка ступицы; 22 — кран колесный; 23 — гайка; 24 — кольцо; 25 — клапан крана; 26 — шайба


При падении тягового усилия при неисправностях и перебоях в работе системы накачки шин производить чистку якоря и всей внутренней полости электромагнита. Перед установкой якорь слегка смазать трансформаторным маслом ГОСТ 982 или индустриальным маслом И-12А1 или И-20А ГОСТ 20799.
Схема подключения элекромагнитных клапанов накачки шин показана на рис. 111.

Элекромагнитный клапан на автомобилях Урал 43206

Рис. 110. Элекромагнитный клапан:
1 — якорь; 2 — крышка верхняя; 3 — пружина клапана; 4 — прокладка; 5 — узел клапанный; 6 — корпус; 7 — заглушка; а — вывод к шинам; b — подвод от баллона; с — вывод в атмосферу

Схема подключения элекромагнитных клапанов накачки шин на автомобилях Урал 43206

Рис. 111. Схема подключения элекромагнитных клапанов накачки шин:
1 — переключатель П147; 2 — электромагнитный клапан передних колес; 3 — электромагнитный клапан задних колес; I — НАКАЧКА; II — ВЫПУСК; а — к блоку предохранителей


Колесные краны (см. рис. 109) установлены на каждом колесе, предназначены для отключения шин от системы накачки. Колесный кран 22 состоит из корпуса, в котором перемещается по резьбе клапан крана 25, наружный конец клапана имеет квадратную головку под ключ. Клапан уплотнен резиновым кольцом 24 с шайбами 26, которые поджаты гайкой 23.
Открывать и закрывать колесные краны нужно только специальным ключом, который имеется в комплекте водительского инструмента во избежание повреждения колесного крана.
Блок манжет подвода воздуха (рис. 112) состоит из четырех манжет, установленных в цапфе (кожухе) моста. Манжеты обеспечивают герметичность соединения каналов неподвижной цапфы (кожуха) и каналов вращающейся полуоси.

Блок манжет подвода воздуха на автомобилях Урал 43206

Рис. 112. Блок манжет подвода воздуха:
1 – кольцо стопорное; 2 – обойма; 3 – обойма манжеты; 4 – манжета; 5 – кольцо распорное; 6 – направляющая полуоси


Пользование системой и ее техническое обслуживание
Ежедневно перед началом движения открыть колесные краны и продуть воздухом из шин. Для этого снизить давление в шинах на 0,03-0,05 МПа (0,3-0,5 кгс/см²), после чего довести давление до номинального. Продувку системы проводить перед установкой автомобиля на стоянку и после каждого выезда из теплого гаража.

Техническое обслуживание системы заключается в проверке ее герметичности. Места большой утечки определять на слух, места слабой утечки — мыльной эмульсией. Утечки воздуха через соединения устранить подтягиванием или заменой отдельного элемента соединения.
Если кран управления давлением, колесные краны и соединения трубопроводов при проверке оказались герметичными, следовательно, утечка происходит через манжеты подвода воздуха. При большой утечке манжеты заменить.
Надежность работы блока манжет подвода воздуха, прежде всего, зависит от наличия и состояния смазки на их трущихся поверхностях. При установке манжет смазать эти поверхности и заложить смазку в полости между первой и второй, а также между третьей и четвертой манжетами. При установке полуоси поверхность рабочей шейки также тщательно смазать, причем смазка не должна попадать в отверстие для подвода воздуха.
Внимание! При установке полуоси не повредить рабочие кромки манжет.
Монтировать манжеты специальной оправкой (рис. 113, III), исключающей возможность их повреждения при их запрессовке.
Демонтировать манжеты специальным съемником (рис. 113, I и II), который имеется в комплекте инструмента.
Полуоси с крышкой ступицы устанавливать в соответствии с указаниями, изложенными в разделе «Ведущие мосты. Регулировка подшипников ступиц колес».

Демонтаж (I, II) и установка (III) деталей блока манжет подвода воздуха на автомобилях Урал 43206

Рис. 109. Демонтаж (I, II) и установка (III) деталей блока манжет подвода воздуха:
1 — съемник; 2 — манжета; 3, 4 — обойма; 5 — цапфа поворотная; 6 — кольцо распорное; 7 — оправка 


При значительных повреждениях системы регулирования давления воздуха накачивать шину с помощью шланга, имеющегося в комплекте шоферского инструмента, подсоединив его к крану отбора воздуха и поочередно к колесным кранам.

логотип УЗСТ