Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Управление автомобилем Камаз

  • Требования безопасности

    1. Все неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля, должны быть устранены.
    2. При пуске двигателя надо соблюдать меры предосторожности: вначале убедиться, что автомобиль заторможен стояночной тормозной системой, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
    3. Не прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
    4. Содержать в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель; замасливание картера двигателя и подтекание топлива могут явиться причиной возникновения пожара.
    5. Помнить, что дизельное топливо, а также его пары ядовиты и огнеопасны. Необходимо соблюдать меры предосторожности и правила пожарной безопасности.
    Не допускать попадания дизельного топлива на кожу и одежду, а паров дизельного топлива в дыхательные пути.
    6. В случае воспламенения дизельного топлива, пламя следует засыпать землей, песком или накрыть его войлоком или брезентом, использовать огнетушитель. Категорически запрещается заливать горящее топливо водой.
    7. Нельзя производить смазку и очистку работающего двигателя.
    8. Категорически запрещается проведение каких-либо работ в зоне действия вентилятора системы охлаждения при работающем двигателе.
    9. Не открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя, необходимо дать двигателю остыть.
    10. Помнить, что охлаждающие жидкости, применяемые в системе охлаждения двигателя, и жидкости, применяемые в приводе сцепления, ядовиты, поэтому обращаться с ними осторожно.
    11. Перед началом движения убедиться, что гидрозамки кабины надежно закрыты.
    12. При движении на спусках не выключать передачу в коробке передач и не нажимать на педаль сцепления.
    13. Не допускать эксплуатации автомобиля с ослабленным креплением реактивных штанг задней подвески.
    14. Не допускать эксплуатации автомобиля, если суммарный люфт в рулевом управлении превышает 25°.
    15. Эксплуатация с негерметичным впускным трактом приводит к преждевременному выходу двигателя из строя. Периодически проверять целостность резиновых патрубков, воздухопроводов и надежность соединений, устранить негерметичность тракта.
    16. Не эксплуатировать прицеп с неприсоединенными, а также неисправными тормозной и электрической системами.
    17. Не эксплуатировать автомобиль с незакрепленным грузом.
    18. Не эксплуатировать автомобиль с установленным на платформу (при её наличии) каркасом без тента.
    При загрузке платформы груз необходимо располагать по возможности равномерно по площади платформы, штучные и пакетированные грузы массой более 200 кг должны быть надежно закреплены на платформе за специальные скобы, расположенные внутри платформы вдоль боковых бортов.
    19. Не трогать автомобиль с места, когда между автомобилем и прицепом находятся люди.
    20. Не проводить работы по замене колеса автомобиля, если автомобиль поднят домкратом, без подставки.
    21. При работе под поднятой кабиной зафиксировать положение ограничителя опрокидывания кабины стопорной шпилькой.
    22. Перед проведением электросварочных работ на автомобиле необходимо:

    • отключить аккумуляторные батареи дистанционным выключателем;
    • снять клеммы с выводов аккумулятора;
    • снять провода со всех выводов генератора и отсоединить разъем (при его наличии);
    • отсоединить все разъемы со всех электронных блоков управления, установленных на автомобиле: двигателя, тормозной системы (АБС, ASR), системы нейтрализации отработавших газов и других (при наличии);
    • при проведении сварочных работ на шасси отсоединить проходные разъемы, ведущие в кабину. Отсоединять разъёмы от электронных блоков, находящихся в кабине, в данном случае не требуется;
    • минусовую клемму сварочного аппарата необходимо подключить как можно ближе к месту сварки;
    • при проведении сварочных работ на кабине заземление подключать только к кабине, а при сварке на шасси автомобиля только к шасси.

    Запрещается проводить сварочные работы на составных частях кондиционерной установки (при наличии) или вблизи от них, так как нагревание установки может привести к ее поломке или взрыву.
    Запрещается подсоединять провода для замыкания на землю к датчикам, элементам электропроводки или к электронному блоку управления двигателем, расположенному на двигателе.
    Категорически запрещается укладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автомобиля.
    Не рекомендуется выполнять сварочные операции на двигателе или на компонентах, смонтированных на двигателе.
    23. Накачивать шины после сборки колес в специальном ограждении, предохраняющем от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачивании шин в дорожных условиях положить колесо замочным кольцом вниз.
    24. Не разбирать на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер. Разборку проводить в мастерской с использованием специальных приспособлений.

     

  • Требования безопасности при эксплуатации автомобиля с электронными системами

    1. Во время проведения ремонта или замены элементов электронных систем на автомобиле аккумуляторная батарея должна быть отключена.
    2. Категорически запрещается подключать к блоку управления его электрические разъемы до окончания монтажа системы.
    3. Категорически запрещается подавать напряжение напрямую на контакты блока управления.
    4. Замеры напряжения в системе необходимо производить только соответствующими измерительными приборами! Входное сопротивление измерительного прибора должно составлять не менее 10 МOм.
    5. Разъемы электронного блока управления следует отсоединять и подсоединять к блоку только тогда, когда ключ замка выключателя приборов и стартера находится в положении «выключено».
    6. Не допускается эксплуатация автомобиля с сопротивлением цепи между «минусом» аккумуляторных батарей и разъемом электронного блока более 3 Ом.
    7. При проведении покрасочных работ электронные компоненты системы можно подвергать нагреву в сушильной камере до температуры 95 °С в течение непродолжительного времени (до 10 минут), а п ри т емпературе в сушильной камере не более 85 °С до 2 часов. При этом аккумуляторы необходимо отсоединить.
    8. Смену предохранителей, контрольных ламп и отсоединение/присоединение кабелей и других устройств коммутации производить только при отключенном питании (аккумуляторе) автомобиля.
    При замене предохранителя обязательно использовать предохранитель того же номинала.
    9. Не допускается короткое замыкание выводов электронного блока управления на массовый или положительный полюс источника питания.
    10. Не допускается производить размыкание – смыкание контактного разъема электронного блока управления при включенном источнике питания.

     

  • Предупреждения

    1. На время выполнения операций окраски в электростатическом поле, подсоединения аккумуляторной батареи к блоку управления двигателем должны быть сняты. Перед тем, как выполнять окраску автомобиля, отсоединить как положительный, так и отрицательный аккумуляторные провода от батареи.
    2. При отсоединении аккумуляторной батареи автомобиля положительный провод должен всегда отсоединяться первым.
    3. Все электрически сочленяемые разъемы до начала окраски должны быть подсоединены. Не подсоединенные разъемы необходимо замаскировать на время процесса окраски.
    4. На время проведения окрасочных работ следует замаскировать табличку с техническими данными на блоке управления двигателем. После окончания окраски все маскировочные материалы надо удалить.

     

  • Т/б при эксплуатации двигателя Сummins с электронной системой управления

    1. Перед проведением электродуговой сварки все подсоединения, ведущие от аккумуляторной батареи к блоку управления двигателем и от него, должны быть отсоединены независимо от того, где именно в автомобиле они находились.
    2. Во время процесса сварки, нельзя подсоединять к каким бы то ни было датчикам, элементам электропроводки или к блоку управления двигателем, расположенному на двигателе, провода для замыкания на землю.
    3. К детали, на которой осуществляется операция сварки, необходимо подсоединить кабель для заземления сварочного аппарата длиной не более 0,61 м.
    4. Выполнять сварочные операции на двигателе или на компонентах, смонтированных на двигателе, не рекомендуется.
    5. На время выполнения операций окраски в электростатическом поле, подсоединения аккумуляторной батареи к блоку управления двигателем должны быть сняты.
    Перед тем, как выполнять окраску автомобиля, отсоединить как положительный, так и отрицательный аккумуляторные провода от батареи.
    6. При отсоединении аккумуляторной батареи автомобиля положительный провод должен всегда отсоединяться первым.
    7. Все электрически сочленяемые разъемы до начала окраски должны быть подсоединены. Не подсоединенные разъемы необходимо замаскировать на время процесса окраски.
    8. На время проведения окрасочных работ следует защитить табличку с техническими данными на блоке управления двигателем. После окончания окраски все защитные материалы надо удалить.

     

  • Эксплуатация нового автомобиля (обкатка)

    Надежность и экономичность автомобиля, а также его долговечность зависят от приработки деталей, агрегатов в период эксплуатации нового автомобиля - первые 1000 км пробега.
    В период обкатки автомобиля должны соблюдаться следующие требования:

    • следует избегать движения автомобиля на максимальной скорости, с максимальными оборотами коленчатого вала двигателя. Не превышать ¾ номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на каждой передаче;
    • своевременно переключать передачи. Не включать пониженные передачи с целью торможения автомобиля;
    • не допускать эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях.

     

  • Основные правила эксплуатации

    1. При эксплуатации автомобиля использовать эксплуатационные материалы, рекомендуемые предприятием-изготовителем (см. приложения Б, В).
    2. Перед началом эксплуатации включить питание (аккумуляторные батареи) в системе электрооборудования автомобиля, нажав на кнопку дистанционного выключателя аккумуляторных батарей. Кнопку нажимать кратковременно - не более 2 секунд.
    3. Перед началом движения необходимо прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 40 °С.
    4. В холодный период времени после пуска двигателя до начала движения автомобиля необходимо прогреть масло в рулевой системе (см. раздел 5 «Эксплуатация автомобиля в холодный период времени»). Вращение рулевого колеса до завершения прогревания масла в рулевой системе запрещено!
    5. Начинать движение следует только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснет контрольная лампа неисправности тормозной системы, что свидетельствует о заполнении тормозных систем воздухом.
    6. При трогании автомобиля с места надо всегда включать первую передачу. Переключать передачи нужно плавно, обязательно выключив сцепление.
    Рекомендуется кратковременно задержать рычаг переключения передач в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, нельзя включать передачу резкими толчками, а плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании автомобиля с места, надо вторично выключить сцепление и снова включить передачу.
    7. При движении частоту вращения коленчатого вала контролировать по тахометру. Необходимо помнить, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала ниже номинальной (см. раздел 2 «Эксплуатационные параметры»).
    Не допускать превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирать с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя.
    8. Контролировать состояние всех систем автомобиля позволяют стрелочные указатели, контрольные лампы и сообщения на мониторе комбинации приборов. Н ужно с ледить за их показаниями и своевременно устранять неисправности.
    9. Следить за сигнализацией засоренности воздухоочистителя: в случаях срабатывания контрольной лампы засорённости воздухоочистителя, расположенной на панели приборов, заменить фильтроэлемент.
    10. Следить за сигнализацией засоренности сажевого фильтра, в случае срабатывания контрольной лампы засоренности сажевого фильтра необходимо очистить сажевый фильтр (см. раздел 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь» подраздел «Очистка сажевого фильтра»).
    11. При свечении контрольной лампы аварийного давления масла и сигнализатора указателя температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов, свидетельствующем об аварийном падении давления в смазочной системе двигателя и аварийном перегреве охлаждающей жидкости, немедленно остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
    12. При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, надо немедленно остановить автомобиль для их устранения и включить систему аварийной сигнализации.
    13. Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдать величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства. Для автомобилей с системой регулирования воздуха в ш инах, п ри д вижении п о д орогам с т вердым покрытием, недопустимо давление в шинах ниже номинального.
    14. Масса перевозимого груза не должна превышать установленной нормы, так как перегрузка влияет на безопасность движения и приводит к быстрому износу агрегатов автомобиля.
    15. При разгоне автомобиля нельзя включать высшую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не достигнет максимальной.
    16. Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. При вынужденной остановке для предотвращения скатывания автопоезда обязательно нужно включить стояночную тормозную систему, низшую передачу в коробке передач, выключить двигатель и подложить противооткатные упоры под задние колеса автомобиля и прицепа (полуприцепа).
    17. При выводе автомобиля из колеи не двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 секунд.
    18. При длительном движении по грязным дорогам (с жидкой грязью) периодически промывать поверхность радиатора водой с достаточным напором из шланга. Для этого поднять кабину и направить струю воды на радиатор со стороны двигателя.
    Избегать прямого попадания воды на генератор.
    19. Передачу заднего хода включать только на стоящем автомобиле с двигателем, работающем на холостых оборотах.
    20. При стоянке автомобиля отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя аккумуляторных батарей. Кнопку нажимать кратковременно - не более 2 секунд.
    21. Не отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
    22. При включенном стояночном тормозе, если рычаг переключения передач не установлен в нейтральное положение, на информационный монитор выводится сообщение:

    • в режиме «Работа»

     

    Ручной тормоз при включенной передаче в режиме Работа

    • в режиме «Диагностика»

    Ручной тормоз при включенной передаче в режиме Диагностика

    Необходимо перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение.

    Движение на подъемах

    Короткие подъемы на хороших дорогах преодолевать, используя запас скорости.
    Крутые или затяжные подъемы преодолевать на низших передачах коробки передач, учитывая при выборе передачи нагрузку автопоезда, длину подъема и его крутизну. По возможности надо использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.
    Для автомобилей с колесной формулой 4х4, 6х6 - для увеличения тягового усилия переходить на низшую передачу в раздаточной коробке.
    Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, следует медленно спустить автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.

    Движение на спусках

    При движении на спусках не выключать передачу в коробке передач и не нажимать на педаль сцепления.
    Для автомобилей с колесной формулой 4х4, 6х6 перед движением на спуске включить низшую передачу в раздаточной коробке.
    Для замедления движения на спуске надо пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая автомобиль (автопоезд) рабочей тормозной системой. При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя нажимать на педаль сцепления и переключать передачи.

     

  • Рекомендуемые режимы работы двигателя

    1. При движении на затяжных подъемах и в горных условиях необходимо выбирать такой режим работы двигателя, чтобы не допустить падения оборотов ниже 1250 мин-1 для двигателя КАМАЗ (для двигателя Cummins обороты см. в Руководстве по эксплуатации двигателя Cummins).
    2. Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя и на проточные части компрессора и турбины НЕ ДОПУСКАТЬ длительной работы двигателя в режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины.
    При вынужденной работе двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в ресиверы тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения от 1200 до 1600 мин-1 для двигателя КАМАЗ (для двигателя Cummins обороты см. в Руководстве по эксплуатации двигателя Cummins).
    3. Перед остановом двигателя после работы под нагрузкой обязательно проработать 3-5 мин. в режиме холостого хода во избежание перегрева подшипников турбокомпрессора и закоксовывания узла уплотнения ротора.

    Резкий останов двигателя после работы под нагрузкой КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

     

  • Подготовка автомобиля к движению

    Перед началом движения автомобиля:


    1. Провести ежедневное техническое обслуживание автомобиля (см. раздел 6 «Техническое обслуживание»).
    2. Проверить по указателю запас топлива в топливном баке.
    При наличии на автомобиле двух баков, переключатель топливных баков переключает сигнал датчика уровня топлива левого и правого баков:

    • при нажатии на переключатель внизу – определяется уровень топлива в левом баке (для автомобилей уровня Е-5 и 6 в правом баке);
    • при нажатии на переключатель вверху определяется уровень топлива в правом баке (для автомобилей уровня Е-5 и 6 в левом баке).

    Переключатель топливных баков на Камазе

    При уменьшении топлива в топливном баке автомобиля до 13 % от его объема загорается сигнализатор резервного остатка топлива, расположенный на панели приборов. При низком уровне топлива в топливном баке автомобиля возможно попадание воздуха в систему топливоподачи двигателя, что приводит к неустойчивой работе или останову двигателя с последующим затрудненным или невозможным пуском.

    Не рекомендуется работа двигателя при срабатывании сигнализатора резервного остатка топлива.

    В случае попадания воздуха в систему топливоподачи необходимо заправить топливный бак топливом и прокачать топливную систему перед пуском двигателя (см. раздел 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь»).
    Заправку топливного бака производить топливом, соответствующим эксплуатационному диапазону температур, в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях Б, В.


    Внимание!
    Перед заправкой автомобиля топливом выключить двигатель и автономный отопитель кабины.
    Если при открывании топливного бака наблюдается резкий выход воздуха (повышенное давление воздуха в баке) или всасывание воздуха (разрежение внутри бака), необходимо заменить воздушный фильтр топливного бака.


    Замена воздушного фильтра топливного бака описана в разделе 6 «Техническое обслуживание».
    3. Для автомобилей с системой нейтрализации отработавших газов проверить наличие нейтрализующей жидкости. Если на панели приборов загорелась контрольная лампа низкого уровня жидкости в системе нейтрализации Контрольная лампа низкого уровня жидкости в системе нейтрализации, долить нейтрализующую жидкость AdBlue. Нейтрализующую жидкость применять в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях Б, В.

     

  • Пуск и останов двигателя

    Пуск двигателя без применения ЭФУ


    1. Убедиться, что рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении.
    2. Стояночная тормозная система должна быть включена.
    3. Включить аккумуляторные батареи кратковременным нажатием кнопки дистанционного выключателя аккумуляторных батарей (не более 2 секунд).
    4. Включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. При этом на панели приборов на 2-3 секунды загорятся все контрольные лампы (контроль работоспособности).
    Контрольные лампы неисправности АБС тягача Контрольная лампа на Камазе - Неисправность АБС тягача, неисправности АБС прицепа/ полуприцепа Контрольная лампа на Камазе - Неисправность АБС прицепа / полуприцепа при исправных системах гаснут при начале движения.
    5. При необходимости (после длительной стоянки, замены фильтрующего элемента в топливном фильтре) прокачать систему питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса (смотреть раздел 6 «Техническое обслуживание»).
    6. Нажать до упора на педаль сцепления.
    7. Включить стартер, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение.
    Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 секунд. Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера до 20 секунд.
    8. После начала работы двигателя:

    • немедленно отпустить ключ замка выключателя приборов и стартера;
    • убедиться в наличии давления в системе смазки;
    • плавно отпустить педаль сцепления.


    Внимание!
    Если на панели приборов загорается контрольная лампа аварийного давления масла Контрольная лампа аварийного давления масла на Камазе (цвет-красный); при этом дисплей показывает:

    • для двигателя Cummins - 0 кгc/см2;
    • для двигателя КАМАЗ от 39 до 78 кПа (от 0,4 до 0,8 кгс/см2), то давление масла в системе смазки двигателя ниже нормы - остановить двигатель и устранить причину неисправности.


    9. Довести давление в контурах тормозной системы до нормы (от 6,5 до 8,0 кгс/см2), контролируя давление в I и II контурах тормозной системы по указателям, расположенным на комбинации приборов.
    10. При достижении температуры охлаждающей жидкости 40 °С можно начинать работу под нагрузкой.
    Выключить стояночный тормоз.
    При пуске прогретого двигателя выполнять требование п. 5 настоящего раздела необязательно.

    В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1 минуту. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.
    При разряде аккумуляторных батарей (после длительной стоянки автомобиля, не отключенных потребителях), возможно осуществить пуск двигателя от внешнего источника электрической энергии (см. раздел 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь»).
    Пуск двигателя с применением средств облегчения пуска описан в разделе 5 «Эксплуатация автомобиля в холодный период».

    Останов двигателя


    1. Остановить автомобиль.
    2. Установить нейтральное положение в коробке передач.
    3. Включить стояночный тормоз.
    4. Перед остановом дать поработать двигателю 3-5 минут без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Уменьшить частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего повернуть ключ замка выключателя приборов и стартера в нулевое положение.
    5. Выключить аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку дистанционного выключателя (не более 2 секунд).

    Внимание!
    Не допускать прокачку системы топливоподачи при выключенном замке выключателя приборов и стартера.
    Отключение аккумуляторных батарей производить не ранее, чем через:

    • 30-40 секунд для автомобилей с двигателями экологического класса 4 и 5;
    • 70 секунд для автомобилей с двигателями экологического класса 6.

    В отдельных комплектациях автомобилей предусмотрена блокировка дистанционного отключения аккумуляторных батарей после поворота ключа замка выключателя приборов и стартера в нулевое положение:

    • на 30 секунд для автомобилей с двигателями экологического класса 4 и 5;
    • на 4 минуты для автомобилей с двигателями экологического класса 6.

    При этом проконтролировать активность блокировки можно следующим образом: при включенном габаритном освещении на панели приборов загораются контрольные лампы указателей поворота.


    Особенности пуска и останова двигателя Cummins см. в Руководстве по эксплуатации двигателя Cummins.

     

  • Регулирование холостых оборотов

    Двигатель КАМАЗ


    В режиме холостого хода регулирование холостых оборотов позволяет осуществлять:

    • быстрый прогрев двигателя;
    • быструю прокачку тормозной системы;
    • лучшее управление переменной мощностью на выходном валу в режиме отбора мощности (возможность установки различных значений холостых оборотов двигателя в зависимости от режима работы или применяемого типа коробки отбора мощности).

    Регулирование оборотов холостого хода двигателя производится на неподвижном автомобиле.


    Регулирование оборотов холостого хода может осуществляться как педалью управления подачей топлива, так и рычагом круиз-контроля, расположеyным на рулевой колонке (см. рис. Рычаг круизконтроля). В отличие от регулирования педалью, рычаг фиксирует заданные обороты холостого хода.


    Для увеличения частоты вращения коленчатого вала потянуть рычаг круиз-контроля вверх в направлении стрелки «+» до достижения желаемых оборотов холостого хода.


    Для уменьшения частоты вращения коленчатого вала потянуть рычаг круиз-контроля вниз в направлении стрелки «-» до достижения желаемых оборотов холостого хода.


    Возврат к предустановленной частоте вращения производится приведением переключателя, расположенного на рычаге, в положение «Сброс» («AUS»), воздействием на педаль сцепления или тормоза, либо воздействием на кнопку вспомогательной тормозной системы.

    Рычаг круиз-контроля на Камазе

    Рычаг круиз-контроля
    1 – переключатель

    Двигатель CUMMINS


    В режиме холостого хода регулирование холостых оборотов позволяет осуществлять:

    • быстрый прогрев двигателя;
    • быструю прокачку тормозной системы.

    Регулирование оборотами холостого хода двигателя производится на неподвижном автомобиле.
    Для регулирования оборотов холостого хода, который предусмотрено проводить между 600 и 800 мин-1, используется переключатель установки/сброса:

    • каждое кратковременное нажатие переключателя вверху увеличивает обороты холостого хода на 25 мин-1;
    • каждое кратковременное нажатие на переключатель внизу уменьшает обороты холостого хода на 25 мин-1.

    В среднем фиксированном положении переключатель выключен.

    Переключатель установки/ сброса на Камазе

    Переключатель установки/ сброса

     

  • Режим «Круиз-контроль»

    Внимание!
    Во избежание возможных повреждений автомобиля и для личной безопасности не рекомендуется использовать режим круиз-контроля:

    • на извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями и т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;
    • на скользких дорогах.

    Двигатель КАМАЗ


    В режиме круиз-контроля происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля. Режим может активизироваться при скорости автомобиля не менее 25 км/ч.
    Управление режимом круиз-контроля осуществляется с помощью рычага круиз-контроля, расположенного на рулевой колонке.
    Активация режима круиз-контроля происходит при нажатии вверху на переключатель круиз-контроля.

    Переключатель круиз-контроля на Камазе

    Переключатель круиз-контроля


    При достижении нужной скорости движения (скорости круиз-контроля) необходимо привести переключатель, находящийся на рычаге круиз-контроля, в положение «Память» («MEMORY»). При этом на панели приборов загорается контрольная лампа включения круиз-контроля .
    Установленная таким образом скорость будет поддерживаться автомобилем без воздействия на педаль управления подачей топлива. При необходимости произвести обгон можно превысить установленную скорость нажатием на педаль управления подачей топлива. После отпускания педали система не выходит из режима поддержания скорости, а величина скорости восстанавливается, как до нажатия педали.
    Для увеличения скорости круиз-контроля потянуть рычаг вверх в направлении стрелки «+» до достижения желаемой скорости круиз-контроля.
    В случае необходимости временно увеличить скорость движения автомобиля, нажать на педаль управления подачей топлива. После отпускания педали автомобиль автоматически понизит скорость до установленной скорости круиз-контроля.
    Для уменьшения скорости круиз-контроля потянуть рычаг вниз в направлении стрелки «-» до достижения желаемой скорости круиз-контроля.
    Выключение режима круиз-контроля производится приведением переключателя, расположенного на рычаге, в положение «Сброс» («AUS»), при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы.
    После поворота ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «I», установленное значение скорости круиз-контроля стирается.

    Двигатель CUMMINS


    В режиме круиз-контроля происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля. Режим может активизироваться при скорости автомобиля не менее 48 км/ч.
    Для управления режимом используются переключатель круиз-контроля и переключатель установки/сброса.
    Активация режима круиз-контроля происходит при фиксированном среднем или нижнем положении выключателя круиз-контроля.
    В верхнем фиксированном положении переключателя круиз-контроля режим круиз-контроля выключен.
    При наборе нужной скорости необходимо привести переключатель установки/сброса в нажатое верхнее положение. Установленная таким образом скорость будет поддерживаться автомобилем без воздействия на педаль управления подачей топлива.
    При этом на панели приборов загорается контрольная лампа включения круиз-контроля контрольная лампа на Камазе - Включение круиз-контроля.
    В нажатом нижнем положении переключатель установки/сброса сбрасывает установленное значение скорости.
    При необходимости произвести обгон, можно превысить установленную скорость путем нажатия педали управления подачей топлива. После отпускания педали система не выходит из режима поддержания скорости, а величина скорости восстанавливается, как до нажатия педали.
    В среднем фиксированном положении переключатель установки/сброса выключен, контрольная лампа включения круиз-контроля не горит.

    Плавное увеличение и уменьшение фиксированной скорости круиз-контроля производить с помощью переключателя установки/сброса:

    • кратковременным нажатием на переключатель вверх, скорость движения увеличивается ступенчато с шагом 1,6 км/ч.;
    • кратковременным нажатием на переключатель вниз, скорость движения уменьшается с шагом 1,6 км/ч.

    Режим круиз-контроля дезактивируется и переводится в режим ожидания в следующих случаях:

    • при нажатии на педаль тормоза;
    • при включении стояночного тормоза;
    • при нажатии на педаль сцепления;
    • при снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя ниже 1000 мин-1;
    • при снижении скорости движения автомобиля ниже 48 км/ч.


    После поворота ключа замка зажигания в положение «I», установленное значение скорости круиз-контроля стирается.

     

  • Управление муфтой привода вентилятора двигателя

    На автомобилях, в зависимости от модели и комплектации, устанавливаются электронноуправляемая вязкостная или электромагнитная муфты привода вентилятора.
    В отдельных моделях и комплектациях автомобилей электромагнитная муфта привода вентилятора устанавливается с функцией принудительного включения и выключения.
    Осуществляется включение/ выключение с помощью переключателя муфты привода вентилятора
    Переключатель муфты привода вентилятора имеет три фиксированных положения и обеспечивает три режима работы:

    • в среднем положении - автоматическое включение;
    • при нажатии на переключатель внизу - принудительное включение;
    • при нажатии на переключатель вверху - принудительное выключение, при котором на панели приборов загорается контрольная лампа Выключение привода муфты вентилятора на Камазе

     

  • Управление коробкой передач

    Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
    Педаль сцепления нажимать до упора.
    Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
    Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
    Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
    В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом.
    Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.

    Внимание!
    Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см2) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия.

    При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
    Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
    Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.

    Рычаг переключения передач на Камазе

    Рычаг переключения передач


    Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).

    Схема переключения передач в коробке передач модели 144

    Схема переключения передач в коробке передач модели 144

    Схема переключения передач в коробке передач модели 154

    Схема переключения передач в коробке передач модели 154

     


    Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):

    • 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
    • 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

    При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1.
    При движении всегда держать передачу включенной.

    Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310 на Камазе

    Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310

    Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

    Внимание!
    Для коробок передач строго запрещается:

    • переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
    • двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
    • включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.

    Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи - при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей - при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
    срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
    При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа Включение низшего диапазона в демультипликаторе на Камазе.
    Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

     

  • Управление раздаточной коробкой

    Раздаточная коробка управляется пневмокраном, рукоятка которой расположена на дополнительной панели под панелью приборов (см. рис. Рукоятка крана переключения передач раздаточной коробки).

    Рукоятка крана переключения передач раздаточной коробки на Камазе

    Рукоятка крана переключения передач раздаточной коробки


    Рукоятка крана переключения передач имеет три фиксированных положения, каждому из которых соответствует передача раздаточной коробки:
    Н – нейтраль. Мосты отключены.
    I - рукоятка повернута вправо, включена первая (низшая) передача. При этом на панели приборов загорается контрольная лампа включения понижающей передачи Контрольная лампа включения понижающей передачи на Камазе.
    Первую (низшую) передачу включать перед движением по труднопроходимым участкам пути, а также на длительных стоянках автомобиля.
    II – рукоятка повернута влево - включена вторая (высшая) передача.
    Вторую (высшую) передачу включать перед движением по дорогам с твердым покрытием.

    Внимание!
    Переключать передачи можно только после полной остановки автомобиля и при нейтральном положении рычага переключения передач в коробке передач.
    Включение нейтрали в раздаточной коробке при работающем двигателе и включенной передаче в коробке передач запрещается.

    При отказе пневмосистемы возможно принудительное переключение передач в раздаточной коробке (см. раздел 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь»).

    Управление блокировкой межосевого дифференциала раздаточной коробки пневматическое, осуществляется рукояткой, находящейся на дополнительной панели под панелью приборов.
    Блокировку следует включать непосредственно перед преодолением сложных участков пути (вязкий грунт, препятствия, скользкая грязная дорога).


    Внимание!
    Включение межосевого дифференциала раздаточной коробки допускается только после полной остановки автомобиля и при нейтральном положении рычага переключения передач в коробке передач.
    Блокировка межосевого дифференциала раздаточной коробки должна быть отключена сразу при выезде на твердую сухую дорогу, так как движение с включенной блокировкой по твердой дороге может привести к поломке деталей раздаточной коробки.

    Рукоятка крана управления блокировкой межосевого дифференциала раздаточной коробки на Камазе

    Рукоятка крана управления блокировкой межосевого дифференциала раздаточной коробки

    Рукоятка крана имеет два фиксированных положения:

    • блокировка включена - правое положение 1;
    • блокировка выключена - левое положение 2.

    При включении блокировки на панели приборов загорается контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки Контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки на Камазе и горит, пока дифференциал заблокирован.
    Если контрольная лампа Контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки на Камазе не загорелась, необходимо:

    • выключить блокировку, установив рукоятку крана управления блокировкой межосевого дифференциала в положение 2;
    • осторожно подать автомобиль вперед на 0,5-1 метр. При отсутствии сцепления с дорогой, провернуть ведущие колеса;
    • включить блокировку, установив рукоятку крана в положение 1. Далее трогание с места осуществлять плавно, без рывков, для уменьшения износа зубьев муфты блокировки.

    Внимание!
    Движение автомобиля с включенной блокировкой межосевого дифференциала раздаточной коробки допускается только при горящей контрольной лампе Контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки на Камазе

     

  • Блокировка межосевого и межколесного дифференциалов

    Дифференциал необходимо блокировать, когда имеется разность в величинах сил сцепления колес, между которыми он установлен.
    Блокировку следует включать непосредственно перед преодолением сложных участков пути (вязкий грунт, препятствия, скользкая грязная дорога).


    Внимание!
    Включение и выключение блокировки выполнять при выключенном сцеплении и только после полной остановки автомобиля.
    В момент пробуксовки одного из колес включение блокировки не разрешается. В этом случае включение блокировки производить только после остановки автомобиля.
    При заблокированном дифференциале нужно двигаться прямолинейно со скоростью не более 10 км/ч без остановок, не допуская буксования колес.
    Блокировка должна быть отключена сразу при выезде на твердую сухую дорогу, так как движение с включенной блокировкой может привести к поломке деталей главной передачи.
    Движение с включенной блокировкой по твердой дороге категорически запрещается!

    Управление блокировкой межосевого дифференциала

    Для включения блокировки межосевого дифференциала нажать внизу на выключатель блокировки межосевого дифференциала мостов. Загорится контрольная лампа Контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки на Камазе, при этом звучит прерывистый звуковой сигнал.

    Выключатель блокировки межосевого дифференциала мостов

    Для выключения блокировки межосевого дифференциала нажать на выключатель вверху. Контрольная лампа гаснет, звуковой сигнал выключается.

    Управление блокировкой межколесного дифференциала

    Для включения блокировки межколесного дифференциала мостов:


    1. Включить блокировку межосевого дифференциала среднего моста (при наличии межосевого дифференциала).
    2. Нажать внизу на выключатель блокировки межколёсного дифференциала. Загораются две контрольные лампы Контрольная лампа включения блокировки межколесного дифференциала 2 оси Контрольная лампа включения блокировки межколесного дифференциала 3 оси, при этом звучит прерывистый звуковой сигнал.

    Выключатель блокировки межколёсного дифференциала

    Для выключения блокировки межколесного дифференциала мостов нажать вверху на выключатель блокировки межколёсного дифференциала. Контрольные лампы гаснут.
    При необходимости выключить блокировку межосевого дифференциала, звуковой сигнал выключается.

     

  • Тормозная система

    Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется педалью.

    Запасная тормозная система предназначена для затормаживания автомобиля в случае частичного выхода из строя рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы выполняют контура рабочей тормозной системы. В случае выхода из строя передних рабочих тормозов торможение осуществляется задними рабочими тормозами и наоборот.

    Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля на месте в течение длительного времени.
    Стояночную тормозную систему включать и выключать краном управления стояночным тормозом. Рукоятка крана управления стояночной тормозной системы имеет два фиксированных положения (см. рис. Рукоятка крана управления стояночным тормозом):

    • верхнее положение 1 - «Движение»; стояночный тормоз выключен;
    • нижнее положение 2 - «Остановка»; стояночный тормоз включен. При включении стояночной тормозной системы на панели приборов загорается контрольная лампа Контрольная лампа включения стояночной тормозной системы.

    Рукоятка крана управления стояночным тормозом

    Рукоятка крана управления стояночным тормозом

    Если тормозная система автомобиля рассчитана на работу с прицепом, то осуществляется торможение тягача и прицепа.
    При переведении рукоятки крана далее нижнего фиксированного положения 2 до упора происходит растормаживание прицепа при сохранении включенной стояночной тормозной системы автомобиля. Это позволяет проконтролировать возможность удержания автопоезда на уклоне только с помощью стояночной тормозной системы автомобиля.

    Вспомогательная тормозная система – дополнительная система торможения.
    Вспомогательную тормозную систему включать нажатием на кнопку вспомогательной тормозной системы, расположенной на полу кабины.
    Включение вспомогательной тормозной системы происходит при движении со скоростью не ниже 15 км/ч. Пользоваться вспомогательной тормозной системой следует во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно - при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов. При необходимости, для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормозить автопоезд педалью рабочей тормозной системы.


    Внимание!
    При включенной вспомогательной тормозной системе не выключать сцепление и не переключать передачи.

     

  • Антиблокировочная система тормозов (АБС)

    Основное назначение системы - автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение - скользкой или сухой.
    Благодаря этому автомобили приобретают ряд достоинств:

    • повышение активной безопасности за счет обеспечения устойчивости и управляемости в процессе торможения и повышение тормозной эффективности автомобиля, особенно на мокрых и скользких дорогах;
    • продление срока службы шин;
    • возможность увеличения средней безопасной скорости движения.

    Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах, или смене тормозных накладок (если при этом производится снятие ступиц).

    При повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение включаются контрольные лампы неисправности АБС тягача Контрольная лампа - Неисправность АБС тягача и АБС прицепа Контрольная лампа - Неисправность АБС прицепа / полуприцепа, если автомобиль сцеплен с прицепом, оборудованным АБС. Происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации.
    При возникновении неисправности в системе, или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.), или контуров управления загорается контрольная лампа неисправности АБС.
    При этом возможно отключение соответствующего контура АБС и тормозная система работает как обычно (без режима АБС).
    Определение и устранение неисправности в системе АБС см. в разделе 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь».
    После устранения неисправности активна контрольная лампа АБС тягача, при исправной системе АБС она гаснет при начале движения, когда автомобиль достигает скорости 5-7 км/ч. Аналогично гаснет лампа АБС прицепа, если автомобиль сцеплен с прицепом, оборудованным АБС.

     

  • Противобуксовочная система (ASR)

    Отдельные комплектации автомобилей с антиблокировочной системой (АБС) в дополнении к ней могут быть оборудованы противобуксовочной системой (ASR).
    Противобуксовочная система предотвращает пробуксовку ведущих колес независимо от дорожных условий.
    При повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение система ASR включается в автоматическом режиме.

    При пробуксовке ведущих колес с одной или с обеих сторон автоматически включается рабочий режим системы ASR, при этом на панели приборов загорается контрольная лампа включения противобуксовочной системы Контрольная лампа - Включение противобуксовочной системы. После окончания пробуксовки контрольная лампа гаснет.
    Если ведущие колеса проворачиваются с одной стороны, ASR автоматически их притормаживает.
    При пробуксовке ведущих колес с обеих сторон ASR автоматически понижает тяговое усилие двигателя.

    При движении по участкам с рыхлым грунтом (на песчаных или гравийных дорогах) ASR следует перевести в режим «Плохая дорога».
    Для перевода системы ASR в режим «Плохая дорога» нажать внизу на выключатель ASR. При этом мигает контрольная лампа включения противобуксовочной системы Контрольная лампа - Включение противобуксовочной системы.

    Выключатель ASR


    Для выхода системы ASR из режима «Плохая дорога» нажать вверху на выключатель ASR, контрольная лампа гаснет.

     

логотип УЗСТ