Приложение 10 Дополнение по конструкции автомобиля
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Дополнение по конструкции автомобиля
На автомобиле могут быть установлены сборочные единицы и системы, отличающиеся от описанных в руководстве. Ниже приводятся особенности их конструкции и технического обслуживания.
Привод выключения сцепления
При установке силового агрегата с диафрагменным сцеплением изменяется конструкция привода управления сцепления. Привод выключения сцепления механический, с усилителем пневматического типа. Пневмоцилиндр усилителя установлен на картере коробки передач и воздействует на рычаг вала вилки выключения сцепления. Управление цилиндром осуществляется посредством пневматического крана, который смонтирован на тяге.
Шланг соединяет кран с пневмосистемой автомобиля.
При воздействии на педаль сцепления усилие через рычаг и детали тяги передается на шток пневматического крана, открывая его клапан.
Давление воздуха из пневмосистемы автомобиля через шланг поступает в цилиндр, который дополнительно воздействует на рычаг.
Регулировка момента включения пневматического крана при наличии воздуха в пневмосистеме автомобиля:
- отсоедините шланг от крана;
- выверните регулировочный болт, обеспечив зазор между болтом и штоком крана;
- нажмите на педаль сцепления до упора;
- заверните болт до момента открытия клапана крана (выход воздуха из управляющей магистрали крана)
- доверните регулировочный болт на 0,5-1,0 оборота и законтрите гайкой.
Регулировка полного хода педали сцепления
Полный ход педали сцепления 120-150 мм регулируется при увеличении хода педали свыше 165 мм посредством изменения длины тяги при наличии воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 0,6 МПа (6 кгс/см²). Для регулировки тягу отсоедините от рычага.
Болтом восстановите полный ход педали 120-150 мм. Изменяя длину тяги, добейтесь полного совмещения отверстий вилки и рычага, свободно (без натяга) вставьте палец и зашплинтуйте, законтрите вилку тяги и, завернув регулировочный болт в кронштейн педали сцепления на максимально возможную величину, застопорите его. Зазор между болтом и упором должен быть не менее 10 мм.
Эксплуатация автомобиля при отсутствии зазора во избежание преждевременного износа сцепления не допускается.
Свободный ход педали сцепления должен находиться в пределах 15-20 мм. Величина свободного хода педали сцепления определяется при отсутствии давления воздуха в пневмосистеме автомобиля нажатием руки на педаль; начало выключения сцепления ощущается по значительному возрастанию усилия.
Если резьба тяги использована полностью, необходимо переставить рычаг по часовой стрелке на один шлиц, после чего регулируйте полный ход педали сцепления. В связи с увеличением усилия на педали привода сцепления и невозможностью выключить сцепление при отсутствии давления в системе пневматического привода тормозов не рекомендуется оставлять автомобиль с включенной передачей на длительную (более 4 часов) стоянку.
Колеса и шины
На автомобилях, комплектуемых шинами 1100x400-533, наряду с колесами 330-533 с полуглубоким ободом и тороидальными посадочными полками (см. подраздел «Колеса и шины») могут применяться колеса того же размера с плоским ободом, имеющим конические 5° посадочные полки, съемным посадочным, двумя бортовыми и замочными кольцами.
Общие требования по эксплуатации, техническому обслуживанию и правилам техники безопасности см, в соответствующих разделах руководства по эксплуатации.
Категорически запрещается, во избежание случаев травматизма, использовать бортовые и замочные кольца от колес одной конструкции для колес другой конструкции, так как они не взаимозаменяемые по установочным размерам.
Обращайте особое внимание па маркировку колец, содержащую товарный знак завода-изготовителя и условное обозначение обода:
КрКЗ 330-533 — для колес старой конструкции с плоским ободом и коническими 5° посадочными полками;
ЧКПЗ 330-533-10 — для колес повой конструкции с полуглубоким ободом и тороидальными посадочными полками.
Разборка колеса:
- положите колесо на ровную чистую площадку замочной частью вверх;
- полностью выпустите воздух из шины;
- осадите бортовое кольцо вниз по всей окружности, заведя плоские концы обеих монтажных лопаток между бортовым кольцом и буртом посадочного кольца и действуя ими как рычагами;
- отожмите бортовое кольцо вниз до снятия борта шины с посадочного кольца, применяя вилочный конец длинной лопатки, опираясь им на плоский конец короткой лопатки;
- освободите замочное кольцо, отжав вниз посадочное кольцо плоскими концами монтажных лопаток, вставляя их между замочным и посадочным кольцами;
- снимите замочное кольцо;
- извлеките посадочное кольцо, упираясь крюкообразным концом монтажной лопатки в бурт посадочного кольца и действуя лопаткой как рычагом;
- снимите бортовое кольцо;
- переверните колесо;
- отожмите монтажными лопатками второе бортовое кольцо вниз до снятия борта шины с посадочной полки обода;
- поставьте наклонно колесо к стене, вставьте крюкообразный конец монтажной лопатки между бортовым кольцом и бортом обода, отожмите монтажную лопатку от себя и удалите обод из шины.
Сборка колеса
Перед сборкой выполните операции по обслуживанию колес, проверьте посадку замочного кольца на ободе.
Зазор в стыке между концами замочного кольца 10-20 мм, зазор между кольцом и ободом не более 1,5 мм, скручивание «винт» замочного кольца не более 15 мм.
Сборку колеса выполняйте в следующей последовательности:
- на обод, установленный замочной частью вверх, установите бортовое кольцо закраиной вниз;
- вложите камеру, предварительно пересыпанную тонким слоем талька, в покрышку и вставьте ободную ленту, слегка подкачайте камеру воздухом;
- наденьте шину на обод, обеспечив центральное расположение вентиля камеры в вентильном пазу обода;
- установите второе бортовое кольцо;
- установите посадочное кольцо;
- освободите замочную канавку для посадки в нее замочного кольца, для чего осадите посадочное кольцо вниз по всей окружности, используй плоские концы монтажных лопаток, вставляя их в замочную канавку обода;
- установите замочное кольцо так, чтобы разрезы посадочного и замочного колец были диаметрально противоположны;
- упираясь монтажной лопаткой в бортовое кольцо, прижмите посадочное кольцо к замочному;
- подкачайте шипу до давления 50 кПа (0,5 кгс/см²) и убедитесь в правильности посадки бортов шины на посадочные поверхности и сопряжений всех деталей колеса, после чего накачайте шину до номинального давления воздуха, обеспечив надежную (плотную) посадку шипы на ободе.
Противоугонное устройство
В рулевом управлении автомобиля может быть установлено противоугонное устройство, смонтированное на рулевой колонке и представляющее собой выключатель стартера и приборов с выдвижным фиксатором. Принцип действия противоугонного устройства заключается в том, что после вынимания ключа из замка выдвигается запорный стержень, который входит в паз вала рулевого управления и запирает вал.
Ключ выключателя стартера и приборов имеет четыре положения ключа:
O — выключено, положение фиксированное, ключ не вынимается;
I — включены приборы, положение фиксированное, ключ не вынимается;
II — включен стартер, возвращение в положение I автоматическое, ключ не вынимается;
III — стоянка, положение фиксированное, ключ вынимается.
Выключатель стартера и приборов состоит из контактной и замковой частей, Замковая часть имеет противоугонное и блокировочное устройство против повторного включения стартера.
Внимание! Убедитесь в блокировке рулевого управления после того, как ключ вынут из замка поворотом рулевого колеса влево, вправо. В случае повышенного усилия при повороте ключа из положения «Стоянка» качните рулевое колесо влево, вправо.
При установке ключа выключателя стартера и приборов в положение III подается питание к катушке электромагнита электропневмоклапана, сердечник электромагнита, перемещаясь, приводит в действие систему клапанов в пневматической части и воздух из крестовины разбора воздуха тормозной системы подается в пневмоцилиндр останова двигателя, тем самым, отключая подачу топлива в цилиндры двигателя.
Маркировка клемм на выключателе стартера и приборов: голубой — 15/2, голубой с черным — 15/1, желтый — Р, красный — 50, коричневый — 30/1, розовый — 30, черный — INT.
Регулятор давления
Регулятор давления предназначен для автоматического поддержания давления в пневмосистеме автомобиля. При достижении в пневматической системе давления воздуха 820 кПа (8,2 кгс/см²) регулятор давления соединяет нагнетательную магистраль с атмосферой, прекращая подачу воздуха в пневматическую систему. Когда давление воздуха в пневматической системе снизится до 650 кПа (6,5 кгс/см²), регулятор перекрывает выход в атмосферу, и компрессор снова начинает нагнетать воздух.
Регулируйте регулятор давления болтом; при завертывании болта давление включения повышается, а при отвертывании — понижается. Клапан предохраняет пневматическую систему от чрезмерного повышения давления при неисправности регулятора давления. Давление, при котором срабатывает предохранительный клапан, определяется усилием затяжки пружины регулировочным винтом.
При достижении давления 900-950 кПа (9,0-9,5 кгс/см²) в полости открывается клапан и выпускает избыток воздуха в атмосферу через боковые отверстия в корпусе клапана.
Правильность работы регулятора давления определяйте периодическим наблюдением за величиной давления воздуха в процессе работы двигателя по двухстрелочному манометру на щитке приборов.
Устройство, техническое обслуживание рабочего тормоза, компрессора, пневмоусилителей с главными тормозными цилиндрами, а также неисправности тормозной системы и перечень работ при техническом обслуживании см. в соответствующих разделах руководства по эксплуатации.
Кабина
На автомобиле могут быть установлены сиденья водителя и пассажира повышенной комфортабельности. Для наклона спинки сиденья водителя пользуйтесь рукояткой слева. Для плавного изменения наклона спинки на небольшой угол вращайте рукоятку. Для регулировки сиденья водителя в продольном направлении пользуйтесь ручкой справа.