Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Полезная информация

Седельно-сцепное устройство

Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных  модификаций автомобилей Урал.

 

На тягачах установлено седельно-сцепное устройство с замковым отверстием в захватах диаметром 50,8 мм ГОСТ 12017-81. Устройство предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим стандартный сцепной шкворень.
Седло 10 (рис. 104), на которое опирается полуприцеп, качается в продольной и поперечной плоскостях. В продольной — на осях 15, в поперечной — за счет деформации резины шарниров 11.
Сцепка седла со шкворнем полуприцепа осуществляется двумя захватами 2 сцепного механизма. Захваты установлены на пальцах 14 и, вращаясь на них, охватывают шкворень. Захваты удерживаются в закрытом положении запорным кулаком 3 под действием пружины 5, установленной на штоке запорного кулака. Когда произошла сцепка, предохранитель 4 саморасцепки занимает вертикальное положение.

Седельно-сцепное устройство автомобилей Урал 4320

Седельно-сцепное устройство автомобилей Урал 4320

Рис. 104. Седельно-сцепное устройство автомобилей Урал 4320:
1 — рукоятка замка захватов; 2 — захваты сцепного механизма; 3 — кулак запорный; 4 — предохранитель саморасцепки; 5, 7 — пружины; 6 — защелк замка захватов; 8 — шплинт-проволока; 9 — пластина стопорная; 10 — седло; 11 — шарнир (сайлент-блок); 12 — масленка; 13 — кронштейн опоры; 14 — палец захвата; 15 — ось шарнира; А — вид на седло снизу


Для расцепки поверните в сторону предохранитель саморасцепки и рукояткой 1 отведите запорный кулак 3 в крайнее переднее положение. Защелка 6, оттягиваемая пружиной 7, фиксирует кулак в переднем положении. При отъезде тягача шкворень полуприцепа разводит захваты сцепного механизма и выходит из зацепления с ними. При этом левый захват имеющимся на нем штифтом поворачивает защелку, что дает возможность запорному кулаку переместиться назад до упора в торцы захватов, которые удерживаются в раскрытом положении. При таком положении механизмов седло подготовлено для автоматической сцепки с полуприцепом.
При сцепке шкворень полуприцепа, перемещаясь, поворачивает захваты и заставляет их сомкнуться. Запорный кулак, скользя по торцам, входит в паз захватов, закрывая их автоматически.
Седельно-сцепное устройство через кронштейны 13, надрамник и брусья крепятся к раме тягача. Для облегчения сцепки тягача с полуприцепом за седельным устройством установлены салазки наката.

Сцепка и расцепка

Перед сцепкой убедитесь в том, что седельное устройство и его крепление исправны, седло и направляющие салазок не загрязнены и на них нет посторонних предметов, при необходимости очистите верхнюю плоскость седла от загрязненной смазки и смажьте тонким слоем свежей. Полуприцеп надежно затормозите стояночным тормозом и установите на опорном устройстве так, чтобы опорная плоскость полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или несколько ниже его.
Сцепку и расцепку производите на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
При этом продольные оси тягача и полуприцепа должны располагаться по одной прямой.

Порядок сцепки:
1. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки и поставьте рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
2. Подведите тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа попал между направляющими салазок и вошел в захваты седла до упора. При этом сцепка должна произойти автоматически.
3. Затормозите тягач стояночным тормозом.
4. Убедитесь, что рукоятка замка захватов находится в заднем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки опущен вертикально вниз и запирает шток запорного кулака.
5. Поднимите опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение и надежно закрепите его.
6. Подсоедините к штепсельной розетке соединительный кабель электропроводки полуприцепа.
7. Подсоедините к соединительной головке полуприцепа соединительный шланг пневматического привода тормозов тягача.
8. Откройте краны пневматического привода тормозов на тягаче и полуприцепе, поставив их рукоятки параллельно продольной оси крана.
9. Отпустите стояночный тормоз полуприцепа.
10. Продвиньте автопоезд на некоторое расстояние, убедитесь в исправности сцепки, исправной работе тормозов и электрических приборов полуприцепа.

Порядок расцепки:
1. Затормозите полуприцеп стояночным тормозом.
2. Опустите опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги, разгрузив несколько рессоры тягача. При вынужденной расцепке на неуплотненном грунте под опорное устройство полуприцепа подложите подкладки.
3. Закройте разобщительный кран пневмосистемы тягача и клапан управления тормозами полуприцепа, поставив их рукоятки перпендикулярно продольной оси крана. Разъедините соединительные головки пневматического привода тормозов и закройте защитные крышки головок. Соединительную головку со шлангом закрепите на площадке тягача.
4. Выньте вилку соединительного кабеля электропроводки и штепсельной розетки и закрепите кабель на площадке тягача.
5. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки седла и переведите рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
6. Включите первую передачу и на малой скорости подайте тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом.

логотип УЗСТ