Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Полезная информация

Специальное оборудование

Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных  модификаций автомобилей Урал.


Схема установки дополнительных агрегатов, их приводы и режимы отбора мощности должны быть согласованы с заводом.
 

Коробка отбора мощности

Коробка отбора мощности — одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны и предназначена для привода вспомогательных агрегатов. Коробка изготавливается в двух вариантах: с насосом (рис. 98) и фланцем (рис. 99).
Между фланцами картеров коробки передач и отбора мощности установлены регулировочные прокладки, с помощью которых отрегулирован боковой зазор в зацеплении шестерен (по шуму). При необходимости замены прокладок на новые общая их толщина должна быть сохранена.
Ведомый вал 11 (см. рис. 98) коробки отбора мощности приводится во вращение от промежуточного вала коробки передач с помощью специально устанавливаемой для этой цели на валу шестерни, находящейся в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 16 коробки отбора мощности.
С ведущей шестерней 16 при включении коробки вводится в зацепление ведомая шестерня 18, которая может перемещаться по наружным шлицам ведомого вала 11 с помощью вилки 4, жестко связанной со штоком 5.

Коробка отбора мощности с насосом

Рис. 98. Коробка отбора мощности с насосом:
1 — крышка камеры включения; 2 — диафрагма камеры включения; 3 — крышка; 4 — вилка; 5 — шток вилки включения; 6 — пружина; 7 — выключатель ВК403А; 8 — прокладки регулировочные; 9 — насос; 10, 19 — шарикоподшипники; 11 — вал ведомый; 12 — кольцо распорное подшипников; 13 — роликоподшипники; 14 — ось ведущей шестерни; 15 — картер; 16 — шестерня ведущая; 17 — крышка картера; 18 — шестерня ведомого вала
 

Коробка отбора мощности с фланцем

Рис. 99. Коробка отбора мощности с фланцем:
1 — крышка камеры включения; 2 — диафрагма камеры включения; 3 — крышка; 4 — вилка; 5 — шток вилки включения; 6 — пружина; 7 — выключатель ВК403А; 8 — прокладки регулировочные; 9 — вал ведомый; 10 — крышка; 11 — фланец; 12 — гайка; 13 — манжета; 14, 22 — шарикоподшипники; 15 — кольцо распорное подшипников; 16 — роликоподшипники; 17 — ось ведущей шестерни; 18 — картер; 19 — шестерня ведущая; 20 — крышка картера; 21 — шестерня ведомого вала


Управление коробкой отбора мощности дистанционное, пневматическое, состоит из крана управления (рис. 100) механизмом включения и воздухопроводов.
При включении коробки отбора мощности (см. рис. 99) воздух подается в пневмокамеру, шток 5 с вилкой 4 перемещается и вводит шестерню 18 в зацепление с ведущей шестерней 16. Шток воздействует на выключатель 7, замыкая его контакты, а на панели приборов загорается сигнализатор. При выключении коробки отбора мощности пружина 6 возвращает шток 5 в исходное положение.
Включение коробки отбора мощности производить только при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 500 кПа (5 кгс/см²) при выключенном сцеплении.

Кран управления механизмов включения коробки дополнительного отбора мощности (ДОМ), коробки отбора мощности (КОМ), блокировки межколесного дифференциала (БМКД) пневматический

Рис. 100. Кран управления механизмов включения коробки дополнительного отбора мощности (ДОМ), коробки отбора мощности (КОМ), блокировки межколесного дифференциала (БМКД) пневматический:
1 — крышка; 2 — пружина клапана; 3 — клапан; 4 — седло клапана; 5 — пружина штока; 6 — корпус; 7 — шток крана; 8 — рычаг; а — выключено; b — включено; с — подвод воздуха; d — отвод воздуха к исполнительному механизму включения ДОМ, КОМ, БМКД
 

Коробка дополнительного отбора мощности

Отбор мощности производится от первичного вала раздаточной коробки через подвижную муфту 2 (рис. 101) и предназначен для привода лебедки.

Коробка дополнительного отбора мощности

Рис. 101. Коробка дополнительного отбора мощности:
1 — корпус; 2 — муфта; 3 — вал; 4 — втулка вала; 5 — корпус камеры включения; 6 — шток включения; 7 — вилка; 8 — пружина; 9 — крышка; 10 — диафрагма; 11 —  прокладка; 12 — фланец; 13 — манжета; 14 — крышка; 15, 23 — шарикоподшипники; 16 — шатун насоса; 17 — поршень; 18, 21 — клапаны насоса; 19 — заглушка; 20 — клапан предохранительный; 22 — корпус клапана


Работа коробки дополнительного отбора мощности возможна при любой передаче в раздаточной коробке, включая нейтральное положение.
Насос состоит из поршня 17 с нагнетательным клапаном 18, предохранительного клапана 20 и корпуса 22. Поршень с шатуном установлен на эксцентрике вала 3 и при его вращении поступательно перемещается. Для предотвращения чрезмерного давления с увеличением частоты вращения всасывающий клапан выполнен дифференциального типа с цилиндрической пружиной. Масло забирается через трубку, соединенную с масляной ванной раздаточной коробки, и из насоса поступает к подшипникам шестерен через каналы, выполненные в валу 3 и в первичном валу раздаточной коробки. Часть масла проникает через зазоры и смазывает подшипники валов.
Для обеспечения дистанционного включения коробки дополнительного отбора мощности в кабине справа от водителя на нижней кромке панели приборов на кронштейне установлен кран управления 6 (см. рис. 7). При выключенной коробке дополнительного отбора мощности рычаг 8 (см. рис. 100) находится в верхнем положении, шток 7 — в правом положении. Клапан под действием своей пружины поджат к седлу 4 и воздух через кран не поступает.
При перемещении рукоятки в нижнее положение шток 7 перемещается в крайнее левое положение, давит на клапан и отодвигает его от седла. Сжатый воздух поступает в камеру включения и включает коробку дополнительного отбора мощности, сжимая пружину 8 (см. рис. 101).
При выключении коробки дополнительного отбора мощности рычаг крана переводится в верхнее положение. Шток под действием пружины перемещается в крайнее переднее положение, отрываясь при этом от клапана. Через отверстие в штоке камера включения коробки сообщается с атмосферой, воздух из камеры выпускается, и пружина выключает коробку.
Одновременно с выпуском воздуха в атмосферу клапан под действием пружины прижимается к седлу и разобщает входное и выходное отверстия крана. Рычаг крана управления фиксируется в выключенном положении винтом, установленным на кронштейне крана.
При длительной работе коробки дополнительного отбора мощности не должно наблюдаться повышенного нагрева подшипников первичного вала раздаточной коробки и вала отбора мощности. Повышенный нагрев свидетельствует о неисправности в масляном насосе.
Исправность насоса следует проверять вдвоем. Для проверки работы насоса:

  • затянуть до отказа рычаг стояночного тормоза;
  • установить в нейтральное положение рычаг включения передач раздаточной коробки;
  • отключить лебедку, для чего рычаг на правом лонжероне рамы опустить вниз;
  • вывернуть заглушку 19 в корпусе насоса;
  • пустить двигатель, включить коробку дополнительного отбора мощности и одну из передач в коробке передач;
  • определить исправность насоса, закрыв отверстие под заглушку пальцем.

При исправном насосе ощущается пульсация масла в отверстии под заглушку.

Работать при неисправном насосе запрещается.

Лебедка

Лебедка (рис. 102) предназначена для самовытаскивания, а также для вытаскивания автомобилей и прицепов на труднопроходимых участках. Она состоит из червячного редуктора, барабана с закрепленным на нем тросом и тросоукладчика.
Механизм редуктора состоит из глобоидной пары с передаточным отношением 31:1. Червячное колесо 20 приклепано к ступице, которая подвижной муфтой 22 может соединяться с валом 10 барабана.
На червяке редуктора установлен автоматический ленточный тормоз 1 (рис. 103), препятствующий самопроизвольному вращению барабана лебедки и разматыванию троса при выключенном сцеплении автомобиля и при срезе предохранительного штифта.
Тормоз регулировать при работающем на передаче заднего хода приводе и выключенной подвижной муфте барабана. Если в течение 1-3 мин тормоз нагревается выше температуры, которую может выдержать рука (около 60 °С), гайку 3 и контргайку 4 крепления ленты отверните на два-три оборота.

Регулировка редуктора лебедки
Подшипники редуктора регулировать при появлении в них осевых зазоров, а также при установке новой червячной пары.

Регулировать подшипники только в том случае, если затяжка болтов крышек подшипников не привела к устранению осевого зазора. Подшипники должны быть отрегулированы с натягом.
Крутящий момент, необходимый для проворачивания червяка редуктора в подшипниках 29, 31 и 32 (см. рис. 104) должен быть 1,0-2,5 Н·м (0,1-0,25 кгс·м). Если вал вращается слишком свободно или имеет осевой зазор, удалить часть прокладок 28 и 33 равной толщины из-под передней и задней крышек подшипников. Если для вращения вала требуется приложить крутящий момент более 2,5 Н·м (0,25 кгс·м), добавить прокладки равной толщины под крышки. При проверке момента вращения вала червяка болты крепления крышек должны быть затянуты до отказа.
Количество прокладок под задней и передней крышками после регулирования должно быть приблизительно одинаковым, что облегчает последующее регулирование зацепления червячной пары.
Конические подшипники вала червячного колеса регулировать изменением количества прокладок 16 и 24 под крышками подшипников.
Предварительный натяг подшипников вала червячного колеса проверять в зацеплении с червяком. Крутящий момент, необходимый для проворачивания вала червячного колеса в подшипниках должен быть 3-6 Н·м (0,3-0,6 кгс·м). После регулировки подшипников проверить правильность зацепления червячной пары на краску по пятну контакта зубьев. В правильно отрегулированной паре пятно контакта рабочей поверхности зуба колеса без нагрузки должно располагаться в его середине и составлять не менее 5 мм по ширине и 2/3 по высоте зуба.
Расположение пятна контакта по высоте зуба изменяется соответствующим перемещением червяка 30 в осевом направлении с помощью прокладок. Для смещения пятна контакта к ножке зуба убрать часть прокладок 28 из-под крышки 27 со стороны фланца, для смещения пятна контакта к головке зуба добавить прокладки. При этом соответственно изменить количество прокладок 33 под крышкой 38 со стороны тормоза так, чтобы суммарная толщина прокладок с обеих сторон сохранилась. Смещение пятна контакта по ширине зуба колеса достигается осевым перемещением червячного колеса в ту же сторону, в которую смещено пятно.
Глобоидная червячная пара может хорошо работать только при правильном регулировании зацепления.
Неправильная регулировка является причиной сильного нагрева пары и быстрого износа зубьев червячного колеса.

Редуктор лебедки

Рис. 102. Редуктор лебедки:
1 — масленка; 2 — шайба упорная; 3 — звездочка; 4 — кронштейн вала барабана; 5 — шайба стопорная; 6 — гайка; 7 — подшипник скольжения; 8 — втулка распорная; 9 — барабан; 10 — вал барабана; 11, 15 — болты; 12 — крышка редуктора; 13 — отбойник троса; 14 — муфта неподвижная; 16, 24, 28, 33 — прокладки регулировочные; 17, 25, 27, 37 — крышки подшипников; 18, 23, 29, 31, 32 — подшипники; 19 — картер редуктора; 20 — колесо червячное; 21 — пробка; 22 — муфта подвижная; 26 — фланец; 30 — червяк редуктора; 34 — прокладка; 35 — тормоз ленточный; 36 — скоба крепления троса; 38 — кронштейн ходового винта правый; 39 — шток муфты; 40 — вилка; 41 — сухарь; 42 — поперечина подвески лебедки

Управление лебедкой

Рис. 103. Управление лебедкой:
1 — тормоз ленточный; 2, 8 — пружины; 3 — гайка; 4 — контргайка; 5 — муфта обжимная; 6 — рычаг управления лебедкой; 7 — втулка; 9 — кронштейн; 10 — тяга; 11 — рычаг включения лебедки


Привод лебедки

Мощность от раздаточной коробки через дополнительную коробку отбора мощности к редуктору лебедки передается тремя карданными валами. На переднем карданном валу для предохранения деталей лебедки от перегрузки установлен предохранительный штифт 2 (рис. 104), который срезается при нагрузке выше допустимой.

Вал карданный передний привода лебедки

Рис. 104. Вал карданный передний привода лебедки:
1 — вилка карданного шарнира; 2 — штифт предохранительный; 3 — карданный; 4 — крышка игольчатого подшипника; 5 — пластина стопорная; 6 — крестовина; 7 — вилка скользящая; 8 — кольца уплотнительные


Все карданные шарниры одинаковы по своей конструкции и унифицированы с шарнирами автомобиля ГАЗ-53А.
Промежуточный карданный вал установлен на двух опорах. Для компенсации неточностей при монтаже на шлицевые концы промежуточного карданного вала установлены скользящие вилки 7 переднего и заднего валов. Смазка в шлицевом соединении удерживается уплотнительными кольцами 8. Для уменьшения неравномерности вращения червяка редуктора лебедки карданные валы привода установлены так, что оси отверстий под подшипники в скользящих вилках переднего 2 (см. рис. 30) и заднего 5 валов лежат в одной плоскости.

Тросоукладчик

Лебедка оборудована тросоукладчиком (рис. 105), который обеспечивает правильную укладку троса на барабане при углах отклонения его от оси автомобиля, не превышающих 15°. Трос укреплен на барабане скобой, выдается он только назад.

Корпус 22 держателя направляющих роликов укладывает трос, совершая возвратно-поступательное движение вдоль ходового винта 6 и по двум направляющим валикам 7. Винт с левой и правой нарезками, установленный на двух подшипниках, приводится во вращение цепной передачей от вала барабана через ведущую 16 и ведомую 10 звездочки. Натяжение цепи регулируется прокладками 2 и 14; величина провисания цепи 3-10 мм.
Осевое усилие от ходового винта 6 передается на корпус держателя направляющих роликов через сухарь 20 ходового винта. Сухарь установлен в корпусе держателя направляющих роликов и зафиксирован крышкой 21. Направляющие ролики 19 установлены на полиамидных втулках 18 и вращаются на пальцах 17, которые зафиксированы стопорной пластиной 5.

Правила пользования лебедкой

Перед эксплуатацией лебедки необходимо убедиться в правильности работы привода включения и выключения барабана лебедки, а также в правильности намотки и надежности крепления троса. При правильно отрегулированном приводе длина тяги 10 (см. рис. 103) по осям отверстий регулировочных вилок должна быть 228-232 мм.
При затрудненном включении барабана лебедки в холодное время года необходимо прогреть редуктор лебедки на холостом ходу в течение 3-5 мин.

Тросоукладчик лебедки

Рис. 105. Тросоукладчик лебедки:
1 — поперечина лебедки; 2, 14 — прокладки регулировочные для натяжения цепи (правая и левая); 3, 12 — кронштейны ходового винта (правый и левый); 4, 11 — гайки; 5 — пластина стопорная; 6 — винт ходовой; 7 — валики направляющие; 8 — ролик горизонтальный; 9 — кронштейн горизонтального ролика; 10, 16 — звездочки ведомая и ведущая; 13 — цепь; 15 — кронштейн вала барабана; 17 — палец направляющего ролика; 18 — втулка; 19 — ролик направляющий; 20 — сухарь ходового винта; 21 — крышка опорная сухаря; 22 — корпус держателя направляющих роликов


Запрещается пользоваться тросом лебедки для буксирования автомобиля или прицепа, а также при углах отклонения его от оси автомобиля, превышающих 15°.
Для включения лебедки:

  • установить рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение;
  • пользуясь ключом на 30, поставить рычаг подвижной муфты в верхнее (включенное) положение при принудительной выдаче троса. При ручной размотке троса рычаг подвижной муфты должен находиться в нижнем (выключенном) положении;
  • освободить стопор и перевести рычаг коробки дополнительного отбора мощности вперед до упора;
  • включив первую или вторую передачу, выдать трос на нужную длину; слабину троса выбирать вручную. Перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее трех-четырех витков троса;
  • включить передачу заднего хода для подтягивания груза;
  • при самовытаскивании автомобиля включить понижающую передачу раздаточной коробки и передачу заднего хода коробки передач.

Частоту вращения коленчатого вала двигателя увеличивать плавно. Резкое увеличение частоты вращения двигателя не дает увеличения тягового усилия на тросе, но может вызвать срез предохранительного штифта. После среза штифта немедленно выключить сцепление и перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, иначе может произойти заедание вала во фланце. Срезанный штифт заменить новым.
Запрещается использовать вместо предохранительного штифта болты или другие детали.
В эксплуатации трудно определить усилие на тросе, поэтому перед пользованием лебедкой ориентировочно установить целесообразность применения блока, исходя из конкретных условий.
Пользование лебедкой с применением блока показано на рис. 106. При применении блока без крюка использовать буксирный трос, прикладываемый к автомобилю.
Если блок используется для увеличения силы тяги при самовытаскивании (положение I), то он закрепляется буксирным тросом за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки — за крюк буксирного прибора. Если блок используется для изменения направления тяги при вытаскивании другого автомобиля (положение II), то он закрепляется с помощью буксирного троса за предмет, служащий опорой, а крюк троса лебедки — за буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля. Если блок используется для увеличения силы тяги при вытаскивании другого автомобиля (положение III), то он закрепляется за буксирный крюк или буксирный трос, накинутый на буксирные крюки вытаскиваемого автомобиля, а крюк троса лебедки — за неподвижный предмет с помощью второго буксирного троса. Допускается крепление троса лебедки непосредственно за неподвижный предмет, при этом крюк зацепляется за предварительно подтянутый трос.
Во избежание перегрева редуктора лебедки не подтягивать груз с использованием полной длины троса более трех раз подряд с максимальной или близкой к ней нагрузкой.
Укладывать крюк лебедки в транспортном положении, как показано на рис. 106, (положение IV).

Пользование блоком лебедки

Рис. 106. Пользование блоком лебедки:
1 — предмет неподвижный; 2 — блок; I — увеличение силы тяги при самовытаскивании автомобиля; II — изменение направления силы тяги при вытаскивании автомобиля; III — увеличение силы тяги при вытаскивании автомобиля; IV — укладка троса в транспортном положении

логотип УЗСТ