Электрооборудование
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Система электрооборудования однопроводная, отрицательный полюс источников электроэнергии и потребителей соединен с «массой» автомобиля. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяется с «массой» автомобиля дистанционным выключателем.
Источниками электроэнергии служат две аккумуляторные батареи, соединенные последовательно, и генератор, работающий совместно со встроенным регулятором напряжения. Соединение агрегатов и приборов электрооборудования осуществлено проводами с полихлорвиниловой изоляцией различного сечения. Провода, входящие в пучки, выполнены определенного цвета для облегчения их нахождения и удобства при монтаже. Одинарные провода могут выполняться любой расцветки. Расцветка провода может быть указана на манжетах, устанавливаемых на обоих концах провода, первой цифрой в обозначении.
Соединение проводов между собой и подсоединение к приборам осуществляется штекерными разъемами.
Для надежной работы указанных приборов и систем необходимо следить за состоянием предохранителей, установленных в блоках. Запрещается применять нестандартные предохранители в виде согнутой проволоки, болтов, шайб, так как при коротком замыкании в электроцепи это приведет к немедленному выводу из строя изделий, выполненных на базе электроники. Перегоревший предохранитель следует заменить другим, таким же по значению рабочего тока.
Спидометр
Спидометр электронный ПА 8046-4 предназначен для работы в комплекте с датчиком импульсов ПД8089-3 или аналогичным по действующей нормативной документации, преобразующим частоту вращения своего приводного вала в однополярные прямоугольные импульсы, являющиеся входным сигналом прибора.
При замене электронного спидометра произвести его тарировку (определение численного значения тарировочного коэффициента, т.е. числа импульсов от датчика за один километр пути).
Внимание! Спидометр — сложный электронный прибор, от показаний которого зависит безопасность управления автомобилем. Для проведения тарировки спидометра рекомендуем обращаться в региональные сервисные центры ОАО «Автомобильный завод «Урал». Если это невозможно, произвести тарировку спидометра, неукоснительно следуя приведенным ниже указаниям.
Тарировка спидометра:
1. Автомобиль установить на нулевую отметку ранее измеренного и отмаркированного прямолинейного отрезка пути. Отрезок пути (для упрощения вычислений) может составлять целую, кратную часть от 1000 метров, например 100; 50 или 20 метров.
2. Нажать кнопку ввода, расположенную на задней стенке спидометра. Удерживая кнопку ввода в нажатом состоянии завести двигатель автомобиля. Через 4 с после запуска двигателя отпустить кнопку. На цифровом индикаторе отобразится информация: «П - - - -».
3. Ввести пароль доступа, необходимый для изменения коэффициента. Прерывистое свечение цифры разряда означает готовность к изменению. Короткими нажатиями (менее 1 с) можно установить цифро-буквенный символ. Сначала вводится старый пароль, например: «П 0 0 0 1», затем — новый пароль, который может быть любым четырехзначным числом, например: «Н 0 0 0 1».
Внимание! Утеря пароля приведет к невозможности следующей тарировки спидометра! С целью ответственного учета вводимых численных значений паролей рекомендуется вести их запись в журнале учета и осуществлять их периодическую смену.
4. Коротким нажатием войти в режим тарировки (в крайнем правом разряде должен появиться «0»). Водитель автомобиля на небольшой скорости проезжает отмеренный отрезок пути и по команде помощника, находящегося у конечной отметки, останавливается. На цифровом индикаторе спидометра отобразится число подсчитанных импульсов при проезде отмеренного участка. Для повышения точности подсчета делают несколько замеров, используя задний ход автомобиля и каждый раз записывая численные значения у начальной и конечной отметок (они будут суммироваться). После нескольких замеров вычисляют среднее значение. Числа импульсов за каждый проезд отмеренного отрезка получают путем вычитания из последующих значений — предыдущих.
Например, если за 100 метров пути автомобиля спидометр зафиксировал 504 импульса, то тарировочный коэффициент должен быть установлен равным 5040 (т.е. 504х10). Или, например, если за 20 метров пути автомобиля спидометр подсчитал 99 импульсов, то тарировочный коэффициент должен быть установлен 4950 (т.е. 99х50) и т.п.
5. Порядок ввода программируемого коэффициента:
С целью предотвращения несанкционированного изменения программируемого коэффициента, перед вводом нового, необходимо ввести ранее установленный пароль, для чего:
- коротким нажатием вызвать отображение ранее установленного коэффициента. Длинным нажатием (переход к следующему разряду или этапу программирования) вызвать прерывистое свечение цифры крайнего правого разряда и короткими нажатиями (для выбора цифры или буквы) установить требуемый коэффициент, например: «0 4 9 5 0»;
- длинным нажатием зафиксировать введенное число. Коротким нажатием выйти из технологического режима.
Примечание. В случае установки неверной цифры или буквы, необходимо короткими последовательными нажатиями «по кругу» повторно установить требуемое значение в данном разряде.
Вместо спидометра ПА8046-4 на автомобиле может быть установлен спидометр ПА8046-5 (в комплекте с датчиком ПД8089-3 или аналогичным датчиком) или спидометр 87.3802 (в комплекте с датчиком 4222.3843010 или аналогичным датчиком).
При установке спидометра ПА8046-5 тарировка производится теми же действиями, что и при установке спидометра ПА8046-4.
Спидометр 87.3802 имеет жидкокристаллический индикатор, который состоит из двух строк, и отображает общий и суточный пробеги автомобиля. На этом приборе возможна также установка предельной скорости автомобиля, и индикатор будет сигнализировать о ее превышении. Кнопка управления для выбора режима индикации и корректировки текущих значений находится на лицевой стороне прибора.
Индикатор спидометра обеспечивает семь режимов (1, 2, 3 — режимы доступные без кода доступа; 4 — режим ввода кода доступа; 5, 6, 7 — режимы, защищенные кодом доступа) в соответствии с табл. 4.
Первый режим индикации устанавливается после включения замка зажигания и установки стрелки спидометра на нулевую отметку шкалы. В этом режиме осуществляется обнуление счетчика суточного пробега путем нажатия на кнопку (не менее 3 с).
Таблица 4
Номер режима |
Показание верхней строки |
Показание нижней строки |
Символ |
1 |
Общий пробег |
Суточный пробег |
km |
2 |
Общий пробег |
Предельная скорость |
kmh |
3 |
Общий пробег |
Мигающее значение предельной скорости |
kmh |
4 |
Слово «-CodE-» |
«0000» |
- |
5 |
Тарировочный коэффициент |
- |
- |
6 |
Тарировочный коэффициент (настройка) |
- |
- |
7 |
Мигающее значение импульсов, поступающих с датчика |
- |
- |
Переход во второй режим осуществляется коротким нажатием кнопки (менее 3 с). Корректировка значения предельной скорости возможна во втором или третьем режимах и осуществляется поворотом кнопки.
Третий режим является предупреждающим и включается автоматически в случае превышения автомобилем предельной скорости. Индикатор вернется в прежний режим, если автомобиль снизит скорость.
В четвертом режиме вводится код доступа, защищающий пятый, шестой и седьмой режимы. В момент включения замка зажигания необходимо нажать кнопку управления (не менее 3 с) до высвечивания слова «-CodE-». Для набора кода повторно нажать кнопку (не менее 3 с) и отпустить когда замигает первый ноль слева в нижней строке. Изменение цифры осуществляется поворотом кнопки. Короткое нажатие на кнопку зафиксирует новое значение мигающей цифры, и мигать начнет следующая цифра.
Код доступа находится под пломбировочной крышкой сзади прибора.
При установке правильного кода, короткое нажатие на кнопку переключит индикатор в пятый режим, при введении неверного кода — в первый режим индикации.
В пятом режиме:
- поворот кнопки в любом направлении приведет к переключению в седьмой режим для измерения количества импульсов, поступающих с датчика;
- длительное нажатие кнопки (пока не замигает первая слева цифра коэффициента) приводит к переводу в шестой режим для введения нового тарировочного коэффициента;
- короткое нажатие кнопки переключает индикатор в первый режим и вводит в действие обновленный тарировочный коэффициент.
Шестой режим позволяет ввести новый тарировочный коэффициент (число импульсов от датчика за один километр пути).
Поворотом кнопки меняется значение мигающей цифры, которое фиксируется коротким нажатием на кнопку, и мигать начинает следующая цифра, и т.д. После ввода последней пятой цифры тарировочного коэффициента короткое нажатие на кнопку переключит индикатор в пятый режим. При этом индикатор высветит значение 1100 (если установлен коэффициент менее 1100) или значение 25 000 (если установлен коэффициент больше 25 000).
Седьмой режим характеризуется шестью мигающими нулями в верхней строке. Если при данном режиме автомобиль проедет, например, 100 м и остановится, то в верхней строке будет мигать число, соответствующее количеству поступивших импульсов. Умножив это число на десять, получаем значение тарировочного коэффициента (количество импульсов от датчика за один километр пути). Для большей точности процесс измерения количества импульсов можно повторить и рассчитать среднее арифметическое значение коэффициента.
Дальнейшие любые манипуляции с кнопкой приведут к переводу в пятый режим.
Аккумуляторные батареи
Аккумуляторные батареи (АКБ) предназначены для пуска двигателя с помощью стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках.
На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.
Крепление аккумуляторных батарей
Аккумуляторные батареи 8 (рис. 65) установлены в контейнере 1 в специальном посадочном гнезде. Батареи после их установки в контейнер крепятся при помощи прижимной планки 6 и стяжек АКБ 9. Прижимная планка 6 притягивается к АКБ гайками 5.
Рис. 65. Крепление аккумуляторных батарей:
1 — корпус контейнера с теплоизоляцией; 2 — шайба; 3 — шплинт; 4 — ручка крепления; 5, 14 — гайки; 6 — планка прижимная; 7 — крышка контейнера с теплоизоляцией; 8 — батареи аккумуляторные; 9 — стяжка АКБ; 10 — гнездо контейнера АКБ; 11 — палец; 12 — шайба; 13 — болт
Для проведения технического обслуживания и демонтажа аккумуляторных батарей на автомобиле, без снятия их с автомобиля необходимо:
- отключить батареи от бортовой электросети с помощью выключателя «массы»;
- вывести из зацепления ручки крепления 4;
- снять крышку 7;
Для демонтажа аккумуляторных батарей дополнительно:
- открутить гайку 5 и демонтировать прижимную планку 6;
- провода отсоединить от клемм батарей;
- поочередно снять батареи с автомобиля.
Устанавливать батареи на автомобиль и закреплять их в обратной последовательности.
При установке и закреплении батареи не допускать пережима и резких перегибов проводов к стартеру и выключателю «массы», изгиба наконечников, а также вредных контактов проводов с металлическими деталями контейнера.
Система освещения и сигнализации
К приборам освещения и световой сигнализации относятся две головные фары, указатели поворота, боковые повторители указателей поворота, фонарь знака автопоезда, передние и боковые габаритные (контурные) фонари, плафоны кабины, передние и задние фонари, фара освещения подгрузочной площадки.
Задние фонари выполняют следующие функции: заднего габаритного огня, бокового габаритного огня, указателей поворота, сигнала торможения, заднего габаритного (контурного) огня, огня заднего хода, заднего противотуманного огня, боковых и задних светоотражающих устройств.
Звуковая сигнализация осуществляется электрическими сигналами низкого и высокого тона. Электрические звуковые сигналы включаются нажатием рычага на комбинированном переключателе.
Фары
Направление света фар регулируется двумя винтами, помещенными на задней стенке фары. Общий вид фары показан на рис. 66.
Рис. 66. Фара.
Регулировка фар. Установка первоначального угла наклона ближнего света фар. Регулировку и контроль регулировки фар следует проводить с помощью экрана. Экран может быть стационарным или переносным. Поверхность экрана должна быть плоской, матовой. Ширина экрана — не менее 2,5 м.
Экран необходимо разметить, для чего нанести три вертикальные линии (рис. 67). Средняя (осевая) линия соответствует пересечению средней продольной плоскости экрана, две линии слева и справа от нее — это линии, на которые проецируются центры фар. На экран также наносится горизонтальная линия А-А. Расстояние h от линии А-А до площадки, на которую устанавливается автомобиль, равно расстоянию от центра фары до поверхности этой площадки.
Плоскость экрана должна быть перпендикулярна плоскости площадки. Отклонение от перпендикулярности не должно превышать 5 мм на 1 м. Площадка, на которой производятся измерения, должна быть ровной и горизонтальной, с высотой неровностей не более 5 мм и отклонением от плоскости не более 5 мм на 1 м. Измерения должны производиться в темноте (например, в темном помещении). Температура окружающего воздуха во время измерений должна быть от 10 до 30 °С.
Рис. 67. Схема разметки экрана для регулировки фар:
А — горизонтальная линия экрана; В — линии проекций центров фар; С — линия пересечения средней продольной плоскости экрана; I — линия поверхности площадки; L = 190 мм
Регулирование фар производится на снаряженном автомобиле, т.е. автомобиль должен быть полностью заправлен и оснащен всеми вспомогательными принадлежностями и инструментом.
Колеса должны быть накачаны до давления, соответствующего полной нагрузке. В течение восьми часов автомобиль должен находиться при температуре, указанной выше.
Регулировка фар заключается в установке первоначального наклона ближнего света фар — 1,9 %.
Подготовленный, как указано выше, автомобиль установить таким образом, чтобы его продольная плоскость симметрии была перпендикулярна плоскости экрана, а линия пересечения с плоскостью экрана совпадала со средней вертикальной линией на экране. Расстояние между центрами фар и экраном должно составлять 10 м.
Фары регулировать поочередно, нерегулируемая фара должна закрываться непрозрачным материалом.
После включения фар световой пучок дает на экране светлую зону в нижней части экрана и темную — в верхней, разделительная линия светлой и темной зон параллельна линии А-А в левой части экрана и направляется под углом 15° вверх от точки пересечения с вертикальными линиями центров фар в правой части экрана.
Вращением регулировочных винтов на фаре сместить разделительную линию светлой и темной зон таким образом, чтобы она заняла положение на 190 мм ниже линии А-А. Выполнение указанных действий будет означать выполнение требований по установке первоначального угла наклона ближнего света фар.
Регулировку первоначального угла наклона луча ближнего света фар допускается производить с помощью специальных приборов, предназначенных для этих целей, в соответствии с инструкциями по эксплуатации на эти приборы. Контроль такой регулировки осуществлять регулировкой угла наклона ближнего света фар с помощью экрана и, в случае необходимости, внести коррективы в методику регулировки света фар с помощью специальных приборов.
Регулировка фар в зависимости от загрузки автомобиля (при наличии электромеханического корректора фар ближнего света). Для регулировки угла наклона ближнего света фар в зависимости от загрузки установлен электромеханический корректор ближнего света фар. Блок управления корректором находится в кабине. На блоке управления расположена ручка переключения корректора, которая на снаряженном автомобиле должна быть установлена в положение «0».
При движении в темное время суток автомобилей с массой груза до 75 % от максимальной массы перевозимого груза ручка переключения корректора должна находиться в положении «0», при движении с максимальной массой ручку перевести в положение «I», что обеспечит достаточное освещение и предотвращение возможности ослепления водителей встречного транспортного потока.
На изделиях, выполненных на базе шасси автомобилей «Урал», регулировку угла наклона ближнего света фар с помощью корректора осуществлять в соответствии с ГОСТ Р 41.48-99, при этом положения ручки переключателя блока управления корректором могут отличаться от приведенных выше.
Монтаж и демонтаж соединительных колодок исполнительных механизмов и блоков управления производить только при выключенной «массе» автомобиля.
Лампы фар с потемневшими колбами требуется менять, не дожидаясь их перегорания. При замене перегоревшей лампы восстановить герметичность оптического элемента.
Замену ламп в фарах производить следующим образом: отвернуть болты крепления резинового ободка фары, отвернуть винты крепления ободка оптического элемента, снять ободок и оптический элемент, снять пружину, фиксирующую лампу, и заменить лампу. Сборку производить в обратной последовательности.
Регулировка света противотуманных фар проводится следующим образом. Установить экран (рис. 68) на расстоянии 5 м до рассеивателей фар и провести на нем горизонтальную линию на высоте 450 мм от поверхности площадки. Включить свет и, ослабив стопорную гайку фары, установить и закрепить фару так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонтальной линией.
Рис. 68. Разметка экрана для регулировки противотуманной фары
Реле и предохранители
Реле и предохранители (рис. 69) расположены в кабине на монтажном блоке справа от панели приборов под съемной крышкой. Порядковый номер предохранителей в перечне соответствует их нумерации на блоках.
Рис. 69. Схема коммутационного блока и блоков предохранителей:
а — блок предохранителей (в цепи после выключателя стартера и приборов «зел.»); b — блок предохранителей (в цепи до выключателя стартера и приборов «жел.»); с — коммутационный блок; 1 — реле разгрузки клеммы «15» выключателя стартера и приборов (Е3); 2 — реле ближнего света фар (Е2); 3 — реле дальнего света фар (Е10); 4 — реле сигнализации дальним светом фар (Е4); 5 — реле передних противотуманных фар (Е11); 6 — реле звуковых сигналов (Е12); 7 — реле сигнала «стоп»; 8 — реле обогрева зеркал; 9 — реле сигнала «стоп»(Е6); 10 — реле разгрузки клеммы «15» выключателя стартера и приборов (Е14В); 11 — реле стеклоочистителя (Е9); 12 — реле блокировки выключателя «массы»; 13 — реле сигнализации дальним светом; 14 — реле блокировки стартера (при поднятой кабине); 15 — реле блокировки стартера (от повторного запуска)
Предохранители на коммутационном блоке
1. 7,5А — габариты (левый борт), подсветка приборов;
2. 7,5А — габариты (правый борт);
3. 3А — обмотка реле ближнего света фар;
4. 5А — ближний свет (правый борт);
5. 5А — ближний свет (левый борт);
6. 7,5А — дальний свет (правый борт);
7. 7,5А — дальний свет (левый борт);
8. 7,5А — противотуманные фары;
9. 5А — задние противотуманные фонари;
10. 7,5А — запасной;
11. 10А — звуковой сигнал;
12. 5А — обмотка реле сигнализации дальним светом фар;
13. 3А — сигнализатор зарядки АКБ;
14. 3А — питание приборов;
15. 7,5А — стеклоочиститель, стеклоомыватель;
16. 10А — аварийная сигнализация;
17. 7,5А — указатели поворота;
18. 15А — сигнал торможения;
19. 3А — обмотка реле стартера;
20. 3А — запасной;
21. 10А — датчик подъема кабины, плафоны освещения салона;
22. 3А — межосевая и межколесная блокировка, КОМ;
23. 20А — выключатель вспомогательного тормоза;
24. 15А — запасной.
Блоки предохранителей
«зел.» в цепи после замка зажигания:
1. 40А – стартер;
2. 30А – ЭФУ;
3. 10А – гидромуфта;
4. 10А – обогрев зеркал; осушитель воздуха;
5. 5А – запасной;
6. 5А – демультипликатор; электоропневмоклапаны блокировок дифференциалов;
7. 5А – АБС автомобиля;
8. 5А – АБС прицепа;
9. 5А – корректор фар;
10. 5А – запасной;
11. 7,5А – запасной;
12. 10А – запасной;
13. 30А – запасной;
«жел.» в цепи до замка зажигания:
1. 40А – подогреватель ОЖ двигателя;
2. 25А – автономный отопитель кабины;
3. 15А – АБС автомобиля;
4. 10А – запасной;
5. 10А – АБС прицепа;
6. 10А – отопитель кабины;
7. 5А – автономный отопитель кабины;
8. 10А – выключатель «массы»;
9. 5А – запасной;
10. 7,5А – запасной;
11. 10А – запасной;
12. 15А – запасной;
13 30А – запасной.