Показать меню каталога техники
флаг России флаг Китая флаг Великобритании

Полезная информация

Рулевое управление

Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных  модификаций автомобилей Урал.

Рулевое управление (рис. 42) состоит из рулевой колонки, рулевого механизма, со встроенным усилительным механизмом, рулевого привода, насоса, трубопроводов.
Механизм имеет клапан с поворотным золотником, который состоит из работающего в червяке 11 (рис. 43) поворотного золотника 1. Поворотный золотник 1 и головка червяка 11, расположенная в корпусе клапанов 12, имеют дозировочные канавки, расположенные в радиальных направлениях.
Золотник и торсион, торсион и червяк засверлены и зафиксированы штифтами 8 и 13. Поворот золотника относительно головки червяка ограничен упорами. При отсутствии воздействия на рулевое колесо торсион удерживает золотник в нейтральном положении. При приложении усилия к рулевому колесу торсион закручивается и поворачивает золотник в направлении соответствующих дозировочных канавок.
Масло от насоса поступает в одну из полостей рулевого механизма, зависимости от направления поворота, и усиливает движение поворота сошки за счет гидравлического давления на поверхности поршня рулевого механизма.

Управление рулевое автомобиля Урал 6470

Рис. 42. Управление рулевое:
1 — колонка рулевого управления; 2 — колесо рулевое; 3 — крышка; 4, 6 — гайки; 5 — болт; 7 — шарнир; 8 — хомут червячный; 9 — тяга сошки; 10 — рулевой механизм с сошкой; 11, 12 — болты

Рулевой механизм автомобиля Урал 6470

Рис. 43. Рулевой механизм:
1 — золотник; 2, 6 — регулировочные винты ограничения давления; 3, 5 — клапаны ограничения давления; 4 — шарики; 7 — поршень; 8, 13 — штифты; 9 — торсион; 10 —вал сошки; 11 — червяк; 12 — корпус клапанов; Р1, Р2 пробки

Рулевой механизм снабжен гидравлическими ограничителями поворота, который частично перепускает масло на слив, когда колеса еще не повернулись в крайнее положение. Дальнейший поворот управляемых колес будет происходить с дополнительным усилием на рулевом колесе.
Рулевой механизм является сложным механизмом, детали которого изготовлены с прецизионной точностью. Схема гидравлического управления рулевого механизма показана на рис. 44.

Гидравлическая схема руле-вого управления автомобиля Урал 6470

Рис. 44. Гидравлическая схема руле-вого управления:
1 — насос; 2 — бак масляный; 3 — пробка заливной горловины; 4 — механизм рулевой; a — подача; b — нагнетание; с — слив; d — вращение вала в направлении по часовой стрелке (пример)


Насос усилительного механизма

Насос усилительного механизма (рис. 45) лопастного типа двойного действия. При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла под ним. В полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а затем при повороте ротора вытесняется из полости нагнетания.
В крышке насоса расположен перепускной и предохранительный клапаны. Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом в рулевой механизм. Предохранительный клапан, помещенный внутри перепускного, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 15-16 МПа (150-160 кгс/см2).
Натяжение ремней насоса гидроусилителя руля контролировать усилием 40 Н (4 кгс) в середине ветви в направлении стрелки «с». Прогиб каждого ремня должен составлять 6-11 мм. Регулировать натяжение ремней винтом 30 с последующим стопорением гайкой 31.
Для определения технического состояния насоса, основным показателем которого является развиваемое насосом давление масла, определить величину максимального развиваемого давления, которое должно быть в пределах 135-160 кгс/см2. Если давление меньше указанной величины, необходимо отремонтировать насос.

Насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля Урал 6470

Рис. 45. Насос гидроусилителя рулевого управления:
1 — шкив; 2 — шпонка; 3, 24 — кольца стопорные; 4, 21 — подшипники; 5 — кольцо маслосгонное; 6 — манжета; 7 — коллектор; 8, 9, 19 — кольца уплотнительные; 10, 11 — угольники поворотные; 12 — пружина; 13 — крышка; 14 — клапан перепускной; 15 — диск распределительный; 16 — ротор; 17 — лопасти; 18 — статор; 20 — диск; 22 — вал; 23 — корпус; 25 — втулка конусная; 26 — шайба; 27 — гайка; 28 — шплинт; 29 — болты крепления насоса; 30 — винт регулировочный; 31 — гайка; 32 — ремни; 33 — корпус клапана; 34 — стержень направляющий; 35 — пружина; 36 — шарик; 37 — седло; 38 — кольцо защитное; 39 — кольцо уплотнительное; 40 — фильтр сетчатый; а — подвод; b — нагнетание; с — направление приложения усилия при проверке натяжения ремня

Бак масляный рулевого управления

В баке 2 (см. рис. 44) помещен бумажный фильтр. Фильтр следует менять по мере загрязнения.
Указатель уровня масла приварен к внутренней стороне крышки заливной горловины.

Рулевые тяги

Долговечность шарниров рулевых тяг зависит от состояния защитных муфт, поэтому поврежденные в процессе эксплуатации муфты необходимо заменять.

Техническое обслуживание рулевого управления

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодической проверке крепления рулевого механизма, трубопроводов, свободного хода рулевого колеса, а также в обслуживании агрегатов гидросистемы. Собирать и разбирать агрегаты только при необходимости и в условиях полной чистоты. При потере упругости и уплотняющих свойств резиновые кольца заменить.
Перед разборкой насоса отметить положение распределительного диска относительно статора, а также положение статора относительно корпуса насоса (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса).

Статор, ротор и лопасти насоса усилительного механизма подобраны друг к другу индивидуально, как и перепускной клапан и крышка насоса, поэтому не нарушать их комплектность.

При незначительных задирах торцовые поверхности ротора, корпуса и распределительного диска необходимо притереть друг к другу. При разборке насоса обратить внимание на сохранность резиновых уплотнительных колец. Перед сборкой детали насоса, промыть в керосине или бензине, просушить (но не протирать) и смазать маслом.
При наполнении смазкой шарниров рулевого привода следить, чтобы под давлением смазки защитная муфта заметно не деформировалась.

Порядок замены масла в гидросистеме рулевого управления:

1. Прогреть масло в гидросистеме до температуры не ниже 20 оС.
2. Поднять переднюю часть автомобиля так, чтобы колеса не касались земли.
3. Отсоединить сливной трубопровод от бачка, предварительно поставив емкость для сливаемого масла.
4. Запустить двигатель не более, чем на 10 с для того, чтобы масло вытекло из бачка и из насоса.
5. Остановить двигатель и несколько раз повернуть рулевое колесо влево-вправо для удаления остатков масла.
6. Почистить бачок снаружи. Удалить старый фильтр, поставить новый.
Перед заправкой системы маслом присоединить и закрепить все гидравлические соединения.
7. Залить масло в бачок чуть ниже верхней кромки вертикальной стенки бачка и завернуть крышку.
8. Запустить двигатель не более чем на 5 с, затем еще долить масло. Продолжать доливать масло, не допуская попадания воздуха в гидросистему из-за снижающегося уровня масла в процессе прокачки.
9. При неработающем двигателе уровень масла должен находиться в пределах участка между метками на щупе. Проверять уровень масла при незавернутой пробке.

Проверка свободного хода рулевого колеса
Угловой свободный ход рулевого колеса проверять, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота управляемых колес.
Проверку проводить на снаряженном автомобиле при работающем в режиме холостого хода двигателе. Автомобиль должен стоять на горизонтальной площадке с твердой сухой поверхностью (асфальт, бетон). Положение управляемых колес должно соответствовать движению автомобиля по прямой, гидросистема рулевого управления должна быть заправлена, воздух из рабочей жидкости удален.

Регулирование схождения колес
Схождение передних колес проверять при номинальном давлении воздуха в шинах замером разности расстояний В и В1 (рис. 46) по бортам ободьев колес.

Порядок проверки:

  • установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием так, чтобы передние колеса соответствовали движению по прямой;
  • раздвижной линейкой замерить расстояние В1 между бортами ободьев колес в задней части на уровне центров колес и отметить место замеров. Перекатить автомобиль, чтобы отмеченные точки оказались впереди, и замерить расстояние В. Спереди расстояние должно быть на 0-2 мм меньше, чем сзади. Если разность расстояний В1 и В выходит за вышеуказанные пределы, то регулировать схождение колес изменением длины поперечной рулевой тяги, ослабив затяжку болтов хомутов наконечников тяги рулевой трапеции. Отрегулировав схождение, затянуть болты наконечников тяги крутящим моментом 60-80 Н·м (6-8 кгс·м).

Установка управляемых колес автомобиля Урал 6470

Рис. 46. Установка управляемых колес

Держатель запасного колеса

Для снятия запасного колеса с кронштейна отвернуть гайки 3 (рис. 47) крепления его к кронштейну.
Вращая вал редуктора 1, опустить колесо. Вывести конец троса из паза на крестовине 2.
Устанавливать запасное колесо в обратной последовательности.

Держатель запасного колеса автомобиля Урал 6470

Рис. 47. Держатель запасного колеса:
1 — редуктор подъема запасного колеса; 2 — крестовина; 3 — гайки крепления колеса; 4 — колесо

логотип УЗСТ