Ходовая часть
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Рама
Рама автомобиля состоит из двух лонжеронов, соединенных между собой поперечинами на болтах класса прочности 8,8 и самостопорящимися гайками. В передней части на раме установлена передняя буксирная поперечина с буксирным устройством по ГОСТ 25907, позволяющим использовать жесткий буксир типа «треугольник», применяемый в качестве сцепного звена с буксирующим автомобилем.
В транспортном положении рукоятки буксирных шкворней зафиксированы перпендикулярно продольной оси автомобиля. При необходимости буксировки рукоятку шкворня повернуть на 90°, преодолев усилие стопорных пружин, и вытащить шкворень вверх.
Буксировка автомобиля с незафиксированными шкворнями в транспортном положении не допускается.
В задней части на раму установлено шкворневое устройство.
Подвеска автомобиля
Передняя подвеска состоит из двух продольных параболических рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия. Верхние проушины амортизаторов через резиновые втулки крепятся к кронштейнам 6 (рис. 33), прикрепленным к лонжеронам рамы, нижние проушины — к кронштейнам 32.
В средней части рессоры стремянками 5 закреплены через кронштейн амортизатора 32 на балке моста. Ход моста вверх ограничивается резиновыми буферами 4, закрепленными на нижней полке лонжерона, а вниз зацеплением отогнутого конца третьего листа рессоры за болт 19 распорной втулки 20.
На передних концах рессор болтами и стремянками 46 через накладки ушка 47 крепятся ушки 38 с установленными в них резинометаллическими шарнирами 21. Рессоры через ушки пальцами 22, которые фиксируются крышками 43, соединены с передними кронштейнами 1. Между крышками 43 и кронштейнами 1 на болтах 42, расположенных сзади по ходу движения автомобиля, установлены шайбы 41. Задние концы рессор свободно входят в проушины задних кронштейнов 11 и опираются на него через опору 13 и резиновую подушку 12. Подвеска автомобиля снабжена стабилизатором поперечной устойчивости 35, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части автомобиля при действии поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость автомобиля. Стабилизатор через полиуретановые втулки 27, 39 одним концом крепится за кронштейн 34, установленный под балкой моста, другим через втулку 29 и стойку 36 за кронштейн 2, установленный на раме. Для исключения смещения стойки на вал стабилизатора установлены крышки фиксатора 49.
Задняя подвеска автомобиля балансирного типа на двух продольных полуэллиптических рессорах. Концы рессор скользят по опорным кронштейнам 39 (рис. 34).
Рессоры стремянками 6 прикреплены к балансирам 44, качающимся на оси балансира 49.
Рис. 33. Передняя подвеска:
1, 11 — кронштейны рессоры (передний и задний); 2 — кронштейн стабилизатора верхний; 3 — чашка буфера; 4 — буфер; 5 — стремянки рессоры; 6, 32 — кронштейны амортизатора (верхний, нижний); 7 — втулки амортизатора; 8 — шайба; 9 — гайка пальца амортизатора; 10 — амортизатор; 12 — подушка; 13 — опора рессоры; 14 — балка моста; 15, 24 — болты крепления кронштейнов рессоры (переднего, заднего) к вертикальной полке лонжерона; 16, 23 — болты крепления кронштейнов рессоры (переднего, заднего) к усилителю лонжерона; 17 — болты крепления стяжки; 18 — стяжка; 19 — болт распорной втулки; 20 — втулка распорная; 21 — шарнир резинометаллический; 22 — палец ушка рессоры; 25 — болт крепления кронштейна стабилизатора; 26, 40 — пальцы крепления стабилизатора (верхний, нижний); 27, 39 — втулки крепления стабилизатора; 28 — кольцо втулки стопорное; 29 — втулка вала стабилизатора; 30 — накладка рессор; 31 — подушка рессоры; 33 — гайка стремянки; 34 — кронштейн крепления стабилизатора нижний; 35 — вал стабилизатора; 36 — стойка стабилизатора; 37 — рессора; 38 — ушко; 41 — шайба; 42, 44 — болты крепления крышки; 43 — крышка; 45 — гайка болта крепления ушка; 46 — стремянка ушка; 47 — накладка ушка; 48 — шайба; 49 — крышка фиксатора; 50, 51 — гайки; зазоры: а = 1,0-2,5 мм; b = 1,0-2,0 мм
Рис. 34. Подвеска задняя:
1, 5, 15, 37 — болты крепления реактивных штанг; 2, 9 — кронштейны крепления верхних реактивных штанг; 3, 16 — реактивные штанги (верхняя, нижняя); 4 — рессора; 6 — стремянка рессоры; 7 — накладка рессоры; 8 — болт крепления кронштейнов реактивных штанг к поперечине; 10, 27 — болты крепления кронштейна и усилителя кронштейна стабилизатора к лонжерону; 11 — кронштейн крепления стабилизатора верхний; 12 — стойка стабилизатора; 13 — вал стабилизатора; 14 — кронштейн реактивной штанги и стабилизатора нижний; 17, 25 — гайка пальцев крепления стабилизаторов; 18, 29 — втулка пальцев крепления стабилизатора; 19, 28 — палец крепления стабилизатора; 20 — шайба; 21 — манжета; 22 — кольцо защитное; 23 — кольцо упорное; 24 — кольцо стопорное; 26 — усилитель кронштейна стабилизатора; 30 — втулка вала стабилизатора; 31 — болт крепления ограничителя качания моста; 32 — ограничитель качания моста; 33 — буфер; 34 — обойма буфера; 35 — опора реактивной штанги; 36 — втулка реактивной штанги; 38 — гайка стремянки; 39 — кронштейн рессоры опорный; 40 — гайка крепления кронштейна балансира к усилителю; 41 — усилитель; 42 — болт крепления усилителя к лонжерону; 43 — кронштейн балансира; 44 — балансир со втулками; 45 — пробка колпака балансира; 46 — гайка балансира; 47 — болт гайки балансира стяжной; 48 — колпак балансира; 49 — ось балансира; 50 — стяжка; с — полость под защитным кольцом
Оси запрессованы в кронштейны 43, через которые ось 49 гайками 40 крепится через усилители кронштейнов балансира к лонжерону. Толкающие и тормозные усилия передаются от мостов к раме через две верхние 3 и четыре нижние 16 реактивные штанги. Для обеспечения необходимого угла наклона среднего моста на болт 37 между пальцем реактивной штанги и опорой реактивной штанги 35 установлена втулка 36. Боковые усилия передаются через рессоры. Задняя подвеска автомобиля так же как и передняя снабжена стабилизатором поперечной устойчивости, установка которого аналогична установке стабилизатора передней подвески.
Шарниры реактивных штанг двухопорные резинометаллические и в процессе эксплуатации не требуют технического обслуживания.
Удар мостов о раму, полученный при наезде колеса автомобиля на препятствие смягчается буфером, закрепленным на нижней полке лонжерона. Ход мостов вниз ограничивается защемлением конца рессоры ограничителем качания мостов.
Техническое обслуживание подвески заключается в смазке листов передней и задней рессор, проверке крепления амортизаторов, стабилизаторов поперечной устойчивости, рессор и кронштейнов, контроле за состоянием амортизаторов и резинометаллических шарниров ушков передних рессор.
Необходимо проверять взаимное расположение листов рессор, так как продольный сдвиг может свидетельствовать о срезе центрового болта. Для предупреждения среза центровых болтов и поломок стремянок следует своевременно подтягивать гайки стремянок рессор.
При каждой разборке задних рессор смазать листы, предварительно удалив старую смазку, грязь и следы коррозии.
При сборке смазать резьбу стремянок графитной смазкой или смазкой типа ТСгип. Гайки стремянок задних рессор затягивать на автомобиле в снаряженном состоянии в соответствие с рис. 35, сначала моментом 450-500 Н·м (45-50 кгс·м), затем окончательно в том же порядке моментом 900-1000 Н·м (90-100 кгс·м). Гайки стремянок передней рессоры затягивать на автомобиле с полной нагрузкой в соответствии с этой же схемой, первоначально моментом 200-250 Н·м (20-25 кгс·м), затем окончательно моментом 400-500 Н·м (40-50 кгс·м).
Рис. 35. Схема затяжки гаек стремянок рессор: 1 — рессора; 2 — балансир задней рессоры (балка переднего моста); I-IV — порядок затяжки гаек стремянок
Гайки стремянки 46 (см. рис. 33) крепления накладного ушка передней рессоры затягивать в следующей последовательности: затянуть гайку на одной ветви стремянки ушка моментом 100-140 Н·м (10-14 кгс·м), затем гайку на второй ветви моментом 180-220 Н·м (18-22 кгс·м) и дотянуть этим же моментом первую гайку. Несоблюдение порядка затяжки гаек может привести к деформации накладки и стремянок ушка.
При отсутствии зазора «а» (менее 0,2 мм) между передней частью ушка передней рессоры и верхним листом отремонтировать или заменить ушко.
Следить за подтяжкой гайки 45 болта крепления накладного ушка передних рессор. Момент затяжки самоконтрящейся гайки болта накладного ушка передней рессоры 400-500 Н·м (40-50 кгс·м).
Не допускается ослабление болтов 42,44 крепления крышек переднего кронштейна передней рессор. Болты затягивать в следующем порядке: сначала затянуть моментом 180-220 Н·м (18-22 кгс·м) болты 42, расположенные сзади по ходу движения автомобиля, под которыми установлены шайбы 41, затем тем же моментом затянуть передние болты 44. Затяжка болтов 42,44 в другом порядке не допускается.
В случае необходимости демонтажа крышек 43, при ремонте или замене передней рессоры отмечать их положение и при сборке устанавливать обратно только на прежние места, при этом шайбы между крышками и кронштейном устанавливаются только под болтами, расположенными сзади по ходу движения автомобиля. Со стороны переднего болта 44 шайбы не устанавливать!
Между кронштейном рессоры 1 и крышкой 43, со стороны болта 44 должен оставаться зазор «b»=1,0-2,0 мм, который гарантирует работоспособность соединений.
Крышки фиксаторов стабилизатора 49 устанавливать в упор втулок стабилизатора 29. При установке крышек фиксаторов стабилизатора 49 гайки 50 и 51 затягивать в следующей последовательности: сначала затянуть гайки 50 моментом затяжки 180-220 Н·м (18-22 кгс·м), установив предварительно между крышками 49 со стороны гаек 50 две шайбы 48, затем тем же моментом затянуть гайки 51. Затяжка гаек 50 и 51 в ином порядке и установка дополнительных шайб 48 со стороны гаек 51 не допускается.
Ослабление болтовых соединений деталей подвески не допускается.
Особенно необходимо следить за креплением реактивных штанг и кронштейнов к раме автомобиля.
Перед установкой балансира на ось внутренние поверхности ее очистить от грязи и смазать согласно карте смазочных материалов и рабочих жидкостей, заполнить полость «с» под кромкой защитного кольца 22 (см. рис. 37) смазкой.
При установке балансира обеспечить сохранность манжеты, затянуть гайку моментом 140-200 Н·м (14-20 кгс·м), затем отвернуть ее на 1/8 оборота и затянуть гайку стяжного болта 47 моментом 80-100 Н·м (8-10 кгс·м). Установить колпак балансира заливным отверстием вверх под углом 45° к вертикальной оси.
Поврежденную прокладку колпака балансира заменить, предварительно смазав с двух сторон герметиком УН-25 (допускается Локтайт 573).
После затяжки болтов крышки залить в балансир смазку до уровня заливного отверстия и завернуть пробку.
Ремонт и обслуживание амортизаторов проводить в ремонтных мастерских, соблюдая чистоту. Полированные поверхности штока, рабочего цилиндра и других деталей предохранять от забоин и других повреждений. При растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать равномерное сопротивление. Усилие нового амортизатора при ходе отбоя должно быть в пределах 5,95-8,05 кН (595-805 кгс), а при ходе сжатия — 1,52-2,28 кН (152-228 кгс); уменьшение усилий сжатия и отбоя в процессе эксплуатации более чем на 25 % не допускается, усилие проверяется на прессе с ходом штока 100 мм и частотой 100 ходов в минуту. Свободное перемещение штока амортизатора указывает на его неисправность.
Колеса и шины
Передние колеса одинарные (рис. 36), задние — сдвоенные (рис. 37), шины пневматические бескамерные.
Колесо дисковое с бескамерной шиной (см. рис. 36) с глубоким неразъемным ободом размером 9,00х22,5. Колесо укомплектовано универсальным вентилем для бескамерных шин типа АБ-95 с металлическим основанием. Корпус вентиля устанавливается в вентильное отверстие на ободе и крепится с помощью гайки и шайбы. Герметичность соединения вентиля и обода обеспечивается установкой на вентиль резинового уплотнительного кольца.
Для доступа к вентилю внутреннего заднего колеса применен удлинитель вентиля, закрепленный на кронштейне.
Колеса закрепляются на ступице десятью гайками с упорными шайбами. Центрирование колес осуществляется по центральному отверстию диска.
Рис. 36. Установка переднего колеса с бескамерной шиной:
1 — гайка крепления колеса; 2 — колпак защитный; 3 — обод; 4 — груз балансировочный с пружиной в сборе; 5 — шина; 6 — вентиль бескамерный; 7 — шайба крепления вентиля; 8-кольцо уплотнительное
Рис. 37. Установка задних колес:
1 — колесо в сборе с шиной; 2 — кронштейн; 3 — удлинитель вентиля
Обслуживание шин
Уход за колесами и шинами заключается в правильной подготовке их к эксплуатации (подбор и монтаж), соблюдении норм нагрузок и давления, своевременном техническом обслуживании колес и шин, поддержании в исправном состоянии узлов ходовой части и других узлов автомобилей, влияющих на работу шин, соблюдении правил и приемов вождения автомобиля.
При эксплуатации шин необходимо руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин» (АЭ 001-04), введенными в действие с 01.02.2004 г.
При ежедневном обслуживании и каждом ТО проверить состояние шин и колес: удалить застрявшие посторонние предметы в протекторе, боковине и между сдвоенными колесами; шины не должны иметь разрушений, неотремонтированных местных повреждений (пробоев, порезов), местных отслоений протектора и боковины, а колеса — механических повреждений, коррозии и трещин на деталях; проверить исправность вентилей, золотников, наличие колпачков, определиться с пригодностью шин по износу протектора и подбору их по осям автомобиля, проверить крепление колес и давление воздуха в шинах.
При обнаружении каких-либо недостатков по шинам и колесам принять меры по их устранению, произвести ремонт или замену. Любое повреждение шины должно быть осмотрено специалистом, который определит возможно отремонтировать шину или нет. Ремонт должен быть осуществлен специалистом, который возьмет на себя ответственность за ремонт.
Кроме того, при ТО производится проверка схождения и углов установки передних колес и их балансировка.
Следует осматривать шины на стоянках с целью удаления инородных предметов (камни, стекла и др.), застрявшие в протекторе, боковине и между сдвоенными колесами, при необходимости произвести ремонт поврежденных шин.
Не допускается эксплуатация автомобиля с ослабленным креплением колес или при отсутствии хотя бы одной гайки или болта крепления.
Не реже одного раза в неделю проверять внутреннее давление во всех шинах автомобиля, в том числе и в запасной и довести его до нормы.
Замер внутреннего давления производится в полностью остывших шинах ручным манометром, показания которого должны быть сверены с показаниями контрольного манометра. Запрещается снижать давление в теплых шинах.
Подкачивать шины без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40 % по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.
Для подкачки шин следует пользоваться шлангом для подкачки шин или любым другим шлангом с наконечником и накидной гайкой под резьбу М16х1,5 на другом конце шланга. Подсоединять шланг к выводу для накачки шин в блоке подготовки воздуха (см. раздел «Тормозные системы»).
При подкачке шин запрещается находиться в зоне подкачиваемого колеса.
Движение на шинах с пониженным внутренним давлением не допускается, так как это может привести к перегреву шины и термическим повреждениям ее составных частей. Эти повреждения необратимы и могут привести к разрыву колеса и внезапному резкому полному падению давления в шине.
Последствия движения на недокачанной шине могут проявиться не сразу, иногда, даже после того, как давление было установлено в соответствии с нормой. Во избежание этого, если падает давление в шине, необходимо остановиться как можно скорее, выявить и устранить причину утечки. При необходимости выполнить монтажно-демонтажные работы.
При уводе автомобиля в сторону также немедленно остановить автомобиль и определить причину его увода.
Соблюдение норм внутреннего давления играет первостепенную роль в обеспечении безопасности движения, сохранности шин и экономии топлива.
Запрещается стоянка автомобиля на шинах, у которых внутреннее давление ниже установленной нормы.
Не допускается стоянка автомобиля на одном месте с полной нагрузкой более двух суток, ненагруженных — более 10 суток. При необходимости более продолжительной стоянки автомобиля следует разгружать шины с помощью подставок или передвигать автомобиль.
Места стоянки автомобилей должны быть очищены от грязи, нефтепродуктов, масел, химикатов и других веществ, разрушающих резину. Должна быть исключена возможность примерзания шин к дорожному покрытию из-за скопления воды около автомобиля.
При обнаружении на шинах нефтепродуктов протереть шины досуха.
Перестановку колес на одной оси и по осям автомобиля рекомендуется производить при выявлении технической необходимости: при наличии неравномерного или интенсивного износа рисунка протектора, необходимости подбора шины по осям и сдвоенным колесам, необходимости установки на переднюю ось более надежных шин.
При выявлении интенсивного или неравномерного износа рисунка протектора шин, который может вызываться неисправностями ходовой части, рулевого управления или тормозов, а также неправильным вождением, следует установить причину его появления и принять меры к ликвидации этих причин, независимо от сроков проведения технического обслуживания автомобиля. Одновременно определить возможность дальнейшей эксплуатации этих шин.
Не допускается установка на одну ось автомобиля шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различным рисунком протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
При частичной замене шин, вышедших из строя, производить доукомплектование автомобиля шинами того же размера и модели, что и установленные на данном автомобиле, так как шины одного и того же размера, но разных моделей могут отличаться по конструкции, иметь неодинаковые тип рисунка протектора, радиус качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики.
Для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендуется подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей.
Рекомендуется новые шины взамен изношенных (освежаемых) менять полным комплектом.
Особенности эксплуатации
При движении автомобиля избегать контакта колес с острыми или выступающими предметами, чтобы избежать возможных повреждений шины и смятия бортовых закраин обода, что может повлечь за собой нарушение герметичности колеса в сборе с шиной.
Особую осмотрительность следует проявлять при движении автомобиля по дорогам с неровным, разбитым покрытием, так как бортовые закраины колес при сильном ударе могут повредить надбортовую часть шины.
Не следует ездить на шине при пониженном давлении воздуха в ней, так как даже при незначительно сниженном против нормы давлении ухудшится устойчивость и управляемость автомобиля, а, кроме того, будет происходить ускоренное разрушение боковин, каркаса и бортов шин вздутие и повреждение герметизирующего слоя. Движение автомобиля на спущенной шине даже на протяжении нескольких десятков метров может вывести шину из строя.
Как исключение, возможна езда после прокола бескамерной шины при отсутствии падения давления в ней без удаления предмета, проколовшего ее. Однако длительное движение не рекомендуется из-за того, что отверстие прокола постепенно увеличивается и шина быстро теряет герметичность.
В случае нарушения герметичности бескамерная шина может быть использована как покрышка вместе с камерой и ободной лентой, соответствующими по своим габаритным размерам покрышке и ободу.
Шиномонтажные работы
Монтаж и демонтаж шины выполнять на специально оборудованном участке с применением специализированного оборудования, приспособлений и инструмента; в пути на ровной горизонтальной площадке, в условиях, исключающих попадание песка и грязи внутрь шины (на разостланном брезенте или другой подстилке) инструментом из штатного комплекта инструмента и принадлежностей.
При монтажно-демонтажных работах необходимо помнить правила:
- не снимать и не ставить колесо с шиной на автомобиль, не убедившись в надежности вывешивания колеса. Гайки крепления колес ослаблять и затягивать (окончательно) на невывешенном и заторможенном автомобиле, при этом необходимо убедиться, что все гайки затянуты одинаково;
- не снимать со ступицы колесо с шиной не выпустив предварительно полностью воздух из шины.
Запрещается демонтаж с обода шин, находящихся под давлением.
Шины, камеры и ободные ленты, хранившиеся при температуре ниже 0 0С, перед монтажом должны быть выдержаны в нормальных условиях при комнатной температуре в течение 3-4 часов.
Особенности проведения шиномонтажных работ
Применение бескамерных шин и колес требует аккуратного и осторожного выполнения монтажно-демонтажных работ во избежание повреждения герметизирующего слоя шины, защитного покрытия колес и деформации бортовой закраины обода. Шины монтировать только на предназначенные для них колеса с исправным ободом.
Колесо не должно иметь ржавчины, грязи, задиров металла, особенно на конусных поверхностях, соприкасающихся с шиной. Обод должен быть с ровными и гладкими поверхностями посадочных полок для обеспечения герметичной посадки шины. Обнаружение повреждения антикоррозионного покрытия устранять лаком, эпоксидными или полиэфирными эмалями. При обнаружении смятия, трещин на бортовых закраинах обода, а также глубокой коррозии колесо необходимо заменить.
Шина должна быть отремонтированной, без повреждений бортов, даже незначительных, на внутренней части покрышки не допускается вздутий, повреждений герметизирующего слоя.
Для облегчения монтажа и демонтажа, а также во избежание повреждения герметизирующего слоя шины, борт шины и бортовая закраина обода должны протираться ветошью, смоченной в мыльной или обычной воде. Перед монтажом новых шин целесообразно старые вентили и уплотнительные прокладки заменить на новые.
Шиномонтажные работы должны выполняться исправным инструментом.
Для выполнения шиномонтажных работ с бескамерными шинами следует воспользоваться услугами специализированной мастерской.
Правильное выполнение операции при разборке и сборке колес обеспечивает безопасность и сокращает трудоемкость выполнения работ, позволяет продлить срок службы шин, колес и монтажного инструмента.
Для демонтажа бескамерной шины с обода колеса необходимо:
1. Полностью выпустить воздух из шины.
2. Снять борта шины с конических посадочных полок обода:
- установить колесо с шиной в горизонтальном положении диском вверх;
- вставить плоский конец прямой монтажной лопатки между бортовой закраиной обода и шиной, отжать борт шины вниз (рис. 38, I);
- в образовавшийся зазор вставить вильчатый конец другой лопатки так, чтобы пятка ее опиралась на прямую лопатку и одновременно отжать их вниз;
- передвигаясь по окружности обода и отжимая борт шины лопатками вниз полностью снять борт шины с конической посадочной полки обода. Расстояние между точками заведения инструмента в начальный момент должно быть не более 100 мм;
- перевернуть колесо с шиной диском вниз и аналогичными приемами снять второй борт с конической полки обода.
Рис. 38. Демонтаж колеса:
I, II — демонтаж борта шины; III, IV — извлечение обода из шины
3. Демонтировать борт шины со стороны монтажного ручья:
- на колесе, установленным диском вниз, осадить и сдвинуть верхний борт шины в монтажный ручей обода со стороны, противоположной вентилю. Далее, удерживая борт шины в ручье, одновременно с диаметрально противоположной стороны ввести между ободом колеса и бортом шины плоские концы монтажных лопаток на расстоянии не более 100 мм по обе стороны от вентиля. После этого сначала одной, а затем и второй лопаткой переместить часть борта за закраину обода (рис. 38, II);
- равномерно передвигая лопатки вдоль закраины обода, полностью переместить борт шины за закраину. При этом нельзя прикладывать больших усилий для того, чтобы не повредить борт шины и закраину обода.
4. Извлечь обод из шины:
- перевернуть колесо с шиной диском вверх и сдвинуть с одной стороны борт шины в монтажный ручей обода;
- приподнимая колесо с противоположной стороны (наклоняя его), вставить монтажную лопатку плоским концом между бортом шины и закраиной обода и отжать колесо вверх;
- удерживая эту лопатку в таком положении, вставить вторую монтажную лопатку плоским концом между бортом шины и ободом на максимально возможном расстоянии от первой и также произвести отжатие колеса (рис. 38, III);
-
повторяя предыдущую операцию полностью извлечь колесо из шины (см. рис. 38, IV).
Перемещение борта шины за закраину обода нельзя производить одновременно двумя монтажными лопатками во избежание повреждения борта. - при необходимости снять вентиль обода.
Для монтажа бескамерной шины на обод колеса нужно:
- установить вентиль на обод колеса;
- положить шину горизонтально;
-
нижнюю закраину обода колеса, расположенного диском вверх, полностью ввести в полость шины (рис. 39, I).
Не забывать смачивать борта шины мыльным раствором. - перевернуть колесо с шиной и, удерживая верхний борт шины на уровне монтажного ручья обода, плоскими концами сначала одной, затем обеих монтажных лопаток, полностью завести его за бортовую закраину обода (рис. 39, II);
- накачать шину воздухом до рабочего давления;
- проверить герметичность посадки шины на ободе.
Рис. 39. Порядок монтажа шины
Накачивание бескамерной шины:
1. Убедиться, что борта шины частично сели на посадочные полки обода. Для обеспечения предварительного натяга бортов шины на ободе можно обжать шину по окружности протектора с помощью специальной стяжной ленты.
2. Вывернуть золотник для сокращения времени наполнения шины воздухом и улучшения посадки бортов шины на обод.
3. Обжатую шину накачать воздухом от компрессора до давления, максимально допускаемого для данной шины (это обеспечит надежную посадку бортов шины на посадочные полки обода), затем ввернуть золотник и довести давление до нормы.
4. Проверить шину на герметичность полным погружением в ванну с водой или заливая воду между бортами шины и закраинами обода при горизонтальном положении колеса, при этом не должно быть выделения воздушных пузырьков.
5. Установить шину на автомобиль. На следующий день после монтажа проверить давления воздуха в шине.
Установка колес
Перед установкой колес очистить посадочное место на ступице и колесе. Смазать смазкой посадочный диаметр на ступице, резьбу на болтах крепления колес. Капнуть каплю масла между гайкой и опорной шайбой.
Одновременно с установкой передних колес установить защитные колпаки.
При установке сдвоенных колес на мост автомобиля необходимо совместить окна дисков обоих колес с целью обеспечения возможности доступа к вентилю шины внутреннего колеса для установки удлинителя и замера давления воздуха в шине и подкачки шины без снятия наружного колеса.
При монтаже удлинителя вентиля накидную гайку завернуть рукой на вентиль до соприкосновения резины с металлом, а затем завернуть на один оборот, не более.
Гайки крепления колес затянуть равномерно в два три приема согласно рис. 40. Схема перестановки шин приведена на рис. 41.
Рис. 40. Схема затяжки гаек крепления колес
Рис. 41. Схема перестановки шин