Седельно-сцепное устройство
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
На тягачах установлено седельно-сцепное устройство (ССУ), которое предназначено: для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим шкворень диаметром 50 мм; передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу; обеспечения полуавтоматической сцепки и расцепки тягача с полуприцепом.
ССУ состоит из седла 8 (рис. 77), кронштейнов 7 и разъемно-сцепного механизма. Резиновые амортизаторы в соединении седла и кронштейнов обеспечивают качание седла в продольной и поперечной плоскостях и снижают динамические нагрузки.
Разъемно-сцепной механизм расположен под седлом и показан на виде «А» (кронштейны 7 условно не показаны). При вытягивании рукоятки управления расцепкой 1 через рычаг 3 задвижка запорная 10 освобождает запорный крюк 9 и он под действием пружины 5 поворачивается в положение для сцепки. При опускании рукоятки под действием пружины 4 задвижка запорная 10 удерживает запорный крюк 9.
При сцепке шкворень полуприцепа поворачивает запорный крюк 9. Задвижка 10 и рукоятка 1 под действием пружины 4 перемещаются в закрытое положение. Предохранитель саморасцепки 2 фиксирует рукоятку 1 в этом положении.
Рис. 77. Устройство седельно-сцепное:
1 — рукоятка управления расцепкой; 2 — предохранитель саморасцепки; 3 — рычаг; 4 — пружина; 5 — пружина; 6 — магистраль; 7 — кронштейн; 8 — седло; 9 — крюк запорный; 10 — задвижка запорная
Уход за седельно-сцепным устройством
Перед выездом на линию проверить надежность крепления ССУ к монтажной плите (рис. 78), плиты к усилителям и усилителей к раме автомобиля, крепление запирающего устройства. Проверить состояние захватов, запорного крюка 9 (см. рис. 77) и пружин 4,5.
ССУ тщательно очищать от грязи и старой смазки, проверять на износ, работоспособность и повреждения и при необходимости ремонтировать. Изношенные и деформированные детали необходимо заменять новыми.
Сцепка и расцепка тягача с полуприцепом
Перед сцепкой убедиться в том, что ССУ и его крепление исправны, седло не загрязнено и на нем нет посторонних предметов, при необходимости очистить верхнюю плоскость седла и смазать свежей смазкой. Полуприцеп надежно затормозить стояночным тормозом и установить на опорном устройстве так, чтобы опорная плоскость полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или ниже его не более чем на 50 мм.
Рис. 78. Установка седельно-сцепного устройства:
1 — болты крепления усилителя к раме; 2 — болты крепления седельного устройства к монтажной плите; 3 — кронштейн; 4 — болты крепления монтажной плиты к усилителям; 5 — седло
Сцепку и расцепку производить на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. При этом продольные оси тягача и полуприцепа должны располагаться по одной прямой.
Сцепку производить в следующей последовательности:
- освободить пространство между тягачом и полуприцепом;
- подвести тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в захваты седельного устройства. Сцепка тягача с полуприцепом осуществляется автоматически;
- затормозить тягач стояночным тормозом. Убедиться, что предохранитель саморасцепки 2 (см. рис. 77) опущен вниз и препятствует перемещению рукоятки на себя;
- поднять опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение и надежно закрепить его;
- подсоединить к штепсельной розетке соединительный кабель электропроводки полуприцепа;
- подсоединить к соединительным головкам полуприцепа соединительные шланги пневматического привода тормозов тягача;
- отпустить стояночный тормоз полуприцепа;
- продвинуть автопоезд на некоторое расстояние, убедиться в исправности сцепки, исправной работе тормозов и электрических приборов полуприцепа.
При сцепке тягача с различными марками полуприцепов отрегулировать расстояние между зажимами на шлангах во избежание их разрыва в результате трения о выступающие части тягача.
Перед расцепкой выбрать ровное место для стоянки полуприцепа.
Расцепку производить в следующем порядке:
- затормозить полуприцеп стояночным тормозом;
- опустить опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность грунта, разгрузив рессоры тягача. При вынужденной расцепке на неуплотненном грунте под опорное устройство полуприцепа подложить подкладки;
- отсоединить от штепсельной розетки соединительный кабель электропроводки полуприцепа;
- разъединить соединительные головки пневматического привода тормозов (сначала — питающую магистраль, затем — управляющую магистраль) и закрыть защитными крышками. Соединительные головки со шлангами закрепить на площадке тягача;
- поднять предохранитель саморасцепки 2 в верхнее положение, и подтянуть рукоятку управления на себя до ее фиксации, при этом запорная задвижка 10 отойдет в сторону, открывая запорный крюк 9;
- включить первую передачу и на малой скорости подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом;
- запорный крюк с помощью пружины 5 остается в открытом состоянии.