Двигатель
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
На автомобиле установлен двигатель Ярославского Моторного Завода. Описание устройства двигателя, а также указания по эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в прилагаемой к автомобилю инструкции по эксплуатации на двигатель Ярославского моторного завода.
Система питания
Система питания двигателя топливом
Топливо из основного топливного бака 1 (рис. 12) засасывается топливоподкачивающим насосом 4 и через фильтры грубой 19 и тонкой 9 очистки поступает к топливному насосу высокого давления (ТНВД) 6. Насос подает топливо по трубкам к форсункам, которые впрыскивают топливо в цилиндры в соответствии с порядком их работы. Излишки топлива, вместе с ними попавший в систему воздух, отводятся через клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по топливопроводам 11, 13 в топливный бак. Просочившееся через прецизионные детали форсунок топливо по трубопроводам 3 и 20 также отводится в топливный бак. Количество топлива в основном топливном баке измеряется электрическим датчиком уровня, установленным в баке и контролируется указателем на панели приборов.
Фильтр грубой очистки топлива установлен на правом лонжероне рамы возле воздушного фильтра.
Топливный бак (емкостью 350 л) установлен с правой стороны автомобиля на лонжероне рамы.
Привод управления подачей топлива и ручного останова двигателя механический, состоит из педали, троса тяг, рычагов и ручек управления.
Фиксированная частота вращения коленчатого вала двигателя устанавливается с помощью ручки 12 (рис. 13) тяги ручного управления, которая соединена с педалью 4 тросом.
Рис. 12. Схема системы питания:
1, 5, 13, 15, 20 — топливопроводы сливные; 2, 4, 7, 10, 18 — топливопроводы подводящие; 3 — бачок топливный предпускового подогревателя; 6 — насос топливоподкачивающий низкого давления; 8 — насос ручной топливоподкачивающий; 9 — фильтр грубой очистки топлива; 11 — топливозаборник; 12 — бак топливный основной; 14 — тройник; 16 — форсунка; 17 — насос топливный высокого давления; 19 — фильтр тонкой очистки топлива; а — подача топлива; b — слив топлива
Рис. 13. Привод управления подачей топлива и ручного останова двигателя:
1 — тяга ручного останова; 2 — трос ручного управления; 3 — болт регулировочный; 4 — педаль управления подачей топлива; 5 — трос управления подачей топлива; 6 — гайки оболочки троса; 7 — пружина скобы; 8 — пневмоцилиндр; 9 — зажим троса; 10 — рычаг останова; 11 — ручка тяги ручного останова; 12 — ручка тяги ручного управления подачей топлива; I — положение педали при работе двигателя на минимальных оборотах; II — положение педали при работе двигателя на максимальных оборотах при максимальной мощности; а — зазор
Для установки необходимой частоты вращения коленчатого вала двигателя (при прогреве холодного двигателя и т.п.) следует сначала нажать на педаль 4 управления подачей топлива, а затем зафиксировать это положение, вытянув ручку на себя.
Минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя устанавливается регулировкой гаек 6 наконечника оболочки троса, при этом канат тяги ручного управления натянут, а ручка 12 установлена до упора в корпус. Размер L=172 мм.
При полном нажатии на педаль и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя ход педали ограничивается болтом 3 с контргайкой, при этом зазор «а» составляет 0,5-1,0 мм.
Останов работающего двигателя осуществляется с помощью ручки 11 и гибкой тяги, которая соединена с рычагом 10 останова двигателя. При регулировке привода останова необходимо ручку 11 переместить до упора в корпус и зажимом 9 каната тягу зафиксировать.
Ручка 11 находится справа, а ручка 12 — слева от рулевой колонки под панелью приборов в кабине.
Пневмоцилиндр 8 предназначен для отключения подачи топлива при нажатии на кнопку крана управления вспомогательным тормозом.
Система питания двигателя воздухом состоит из воздухозаборной трубы расположенной на задней стенке кабины, воздухопроводов, соединительных шлангов и деталей крепления.
Воздушный фильтр закреплен за кабиной на правом лонжероне рамы с помощью специального кронштейна и хомутов. Подводящие трубопроводы расположены над двигателем.
Подача воздуха в двигатель осуществляется через воздухозаборную трубу, воздухоочиститель, через турбокомпрессор, где он сжимается и под давлением до 100 кПа (1 кгс/см2) подается в охладитель. Из охладителя воздух под давлением нагнетается в двигатель.
Необходимость обслуживания воздушного фильтра определяется показанием индикатора засоренности воздушного фильтра. При обслуживании удалить пыль из бункера и очистить фильтроэлемент.
Для обслуживания воздушного фильтра отстегнуть четыре защелки и снять крышку, отвернуть гайку крепления фильтроэлемента и вынуть картонный фильтрующий элемент.
Осмотреть фильтрующий элемент. Налет на внутренней стороне элемента указывает на негерметичность элемента или уплотнительных прокладок, в этом случае его заменить.
Для обслуживания фильтрующего элемента снять предочиститель и очистить его от пыли встряхиванием или продувкой. Обнаружив на картоне элемента пыль без копоти или сажи (элемент серый), продуть его сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли.
Во избежание прорыва картона давление сжатого воздуха должно быть не более 200-300 кПа (2-3 кгс/см2). Струю воздуха направлять под углом к поверхности, силу струи регулировать изменением расстояния шланга от элемента.
При наличии на картоне сажи, масла или малоэффективности обдува сжатым воздухом, промыть элемент в теплой воде (40-50 оС) с растворенным в ней моющим веществом.
Погрузить элемент на полчаса в этот раствор, а затем интенсивно вращать или купать его в течение 10-15 мин. После промывки в растворе прополоскать элемент в чистой воде и просушить. Не сушить над открытым пламенем и воздухом с температурой выше 70 оС.
После каждого обслуживания элемента или при установке нового проверить его состояние визуально, подсвечивая его изнутри лампой.
При механических повреждениях, разрывах гофр, отслаивании картона элемент заменить.
При сборке воздушного фильтра качество уплотнения контролировать по сплошному отпечатку на прокладке.
В случае необходимости промывки корпуса воздушного фильтра, демонтировать его с автомобиля и промыть горячей водой, просушить.
Система предпускового подогрева двигателя
На автомобиле установлен жидкостный предпусковой подогреватель автоматического действия, предназначенный для подогрева двигателя и отопления кабины. Устройство подогревателя, а также указания по эксплуатации изложены в прилагаемом руководстве по эксплуатации подогревателя. Схема системы предпускового подогрева двигателя и отопления кабины с показана на рис. 14.
Рис. 14. Схема системы предпускового подогрева и отопления кабины:
1 — рубашка водяная двигателя; 2 — теплообменник жидкостно-масляный; 3 — термостаты; 4 — радиатор двигателя; 5 — отопитель кабины; 6 — кран отопителя кабины; 7 — слив из отопителя; 8 — подвод жидкости к отопителю; 9 — кран системы подогрева; 10 — предпусковой подогреватель; 11 — насос водяной двигателя; 12 — трубопровод отвода жидкости из блока; 13 — трубопровод подвода жидкости в блок; a — положение крана - открыто; b — положение крана - закрыто
При постановке автомобиля на длительную стоянку с ночлегом в кабине заглушить двигатель (кран 6 должен быть открыт, кран 9 — закрыт), включить жидкостный подогреватель и вентилятор кабины.
Система предпускового подогрева двигателя и отопления кабины обеспечивает четыре режима:
I — предпусковой подогрев: кран 6 закрыт, кран 9 открыт;
II — дежурный режим (обогрев кабины на длительной стоянке) — кран 6 открыт, кран 9 закрыт;
III — совместная работа двигателя и подогревателя — кран 6 открыт, кран 9 закрыт;
IV — отопление от двигателя (подогреватель не работает) — кран 6 открыт, кран 9 закрыт.
Система выпуска газов
Система выпуска газов предназначена для отвода отработавших газов и снижения шума выпуска. Между переходником на турбокомпрессоре и передней приемной трубой расположен вспомогательный тормоз. Между передней и средней приемными трубами установлен металлорукав для компенсации температурных изменений размеров деталей и взаимных перемещений двигателя и глушителя.
Глушитель закреплен на кронштейнах на поперечинах рамы. Конец выхлопной трубы направлен вправо по ходу автомобиля.
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя (рис. 15) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низкозамерзающих охлаждающих жидкостей.
Рис. 15. Схема системы охлаждения:
1 — пробка расширительного бачка; 2 — горловина заливная с пробкой радиатора; 3 — радиатор; 4 — кожух; 5 — вентилятор; 6 — рукав отводящий; 7 — коробка термостатная; 8 — подвод охлаждающей жидкости к компрессору; 9 — отвод охлаждающей жидкости от компрессора; 10 — пробка сливная; 11 — рукав подводящий; 12 — рукав перепускной к расширительному бачку; 13 — бачок расширительный
При температуре окружающего воздуха до минус 40 °С применять охлаждающую жидкость ОЖ-40 «Лена» или охлаждающие жидкости марки 40 или ТОСОЛ-А40М. При температуре 20 °С плотность охлаждающей жидкости ОЖ-40 «Лена» должна быть 1,075-1,085 г/см3, марки 40 — 1,067-1,072 г/см3 и ТОСОЛ-А40М — 1,078-1,085 г/см3.
При температуре воздуха минус 40 °С и ниже применять охлаждающую жидкость ОЖ-65 «Лена», или охлаждающие жидкости марки 65 или ТОСОЛ-А65М. При температуре 20 °С плотность охлаждающей жидкости ОЖ-65 «Лена» должна быть 1,085-1,100 г/см3, марки 65 — 1,085-1,090 г/см3 и ТОСОЛ-А65М — 1,085-1,095 г/см3.
При эксплуатации автомобиля температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах 75-90 °С.
Радиатор трубчато-ленточный.
На заливной горловине 2 верхнего бачка радиатора установлена герметичная пробка, снабженная двумя клапанами. Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 65 кПа (0,65 кгс/см2), выпускает избыток жидкости и пар в расширительные бачки, впускной клапан открывается при разрежении 1,0-1,2 кПа (0,01-0,012 кгс/см2). Перед заполнением системы охлаждения двигателя поднять кабину. Охлаждающую жидкость заливать через горловину 2 радиатора до нижней кромки горловины, при открытом кране системы отопления кабины. Перед проверкой уровня охлаждающей жидкости двигатель запустить на 1-2 мин для удаления воздуха из системы.
После остановки двигателя при необходимости долить жидкость до нижней кромки горловины и плотно закрыть пробку. Опустить кабину, долить охлаждающую жидкость до отметки «MIN» (на поверхности расширительных бачков).
Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости и удаления из нее воздуха.
Контроль за температурой охлаждающей жидкости в системе охлаждения осуществляется указателем, установленным на панели приборов. Датчик указателя установлен в водосборной трубе.
При возрастании температуры в системе охлаждения до 90 °С загорается сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости. Этот сигнал предупреждает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двигателя и устранить ее.
При горящем сигнализаторе в особых случаях возможно дальнейшее движение при внимательном наблюдении за указателем температуры охлаждающей жидкости. Допускается кратковременное, не более 10 мин, повышение температуры до 95 °С.
Для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения установить автомобиль на горизонтальной площадке или с наклоном вперед и отвернуть пробку, расположенную на подводящем патрубке водяного насоса, открыть краник жидкостно-масляного теплообменника (ЖМТ) и кран отопителя кабины.
При этом пробка заливной горловины радиатора должна быть открыта.
Объем несливаемой охлаждающей жидкости при открытом кране отопителя кабины составляет около 1,3 л.
Не пускать двигатель после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатков из системы: это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию и короблению головок блока.
Подвеска силового агрегата
Силовой агрегат установлен на четырех эластичных опорах: передней, задней и двух средних — левой и правой.
Передняя и средние опоры — несущие. Задняя опора — поддерживающая, устанавливается в ненагруженном положении. Передней опорой силовой агрегат устанавливается на балку 4 (рис. 16), боковыми — на кронштейны, закрепленные на раме автомобиля, задней — на балку опоры силового агрегата.
Опорами силового агрегата служат кронштейны 1, 6, 7. Кронштейн 6 передней опоры крепится к передней крышке блока двигателя, кронштейн боковых опор 1 — к картеру маховика, кронштейн задней опоры 7 к верхней плоскости проставки демультипликатора.
Подушки 10 боковых опор левой и правой взаимозаменяемы между собой.
Рис. 16. Подвеска силового агрегата:
1 — кронштейн боковой опоры; 2 — скоба; 3 — амортизатор; 4 — балка передней опоры; 5 — подушка; 6 — кронштейн передней опоры; 7 — кронштейн задней опоры; 8 — балка задней опоры; 9 — прокладки регулировочные; 10 — подушка боковой опоры
Подушки 5 и амортизаторы 3 передней и задней опор также взаимозаменяемы.
Для установки задней опоры в ненагруженном положении необходимо устранить зазор B регулировочными прокладками 9.