Механизмы управления и контрольно-измерительные приборы
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Механизмы управления и приборы, расположенные в кабине автомобиля, показаны на рис. 4-12.
Включать коробку передач согласно схеме показанной на рис. 4.
Рис. 4. Таблички, помещенные внутри кабины автомобиля:
A — табличка переключения передач; 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 — передачи; R — задний ход; С — табличка регулятора тормозных сил (РТС) размещена на внутренней панели левой двери кабины
Отключать коробку отбора мощности (КОМ), блокировку межосевого и межколесных дифференциалов мостов нажатием кнопки с соответствующим символом на панели приборов в кабине автомобиля.
Частота вращения коленчатого вала двигателя контролируется тахометром 5 (рис. 5). При отсутствии показаний тахометра при работающем двигателе включить любую нагрузку (отопитель, подсветку приборов и т. д.), при этом тахометр начнет показывать величину оборотов коленчатого вала.
При нажатии на кнопку 12 включается вспомогательный тормоз, при снятии ноги с кнопки торможение прекращается.
При повороте рычага стояночного тормоза, расположенного слева от сиденья водителя, вверх до фиксации защелкой приводятся в действие стояночная тормозная система автомобиля — положение заторможено. Для растормаживания вытянуть рукоятку рычага из фиксированного положения и повернуть вниз до упора — положение отторможено.
Рис. 5. Механизмы управления и приборы:
1 — переключатель стеклоочистителя; 2 — блок контрольных ламп; 3 — спидометр; 4 — блок приборов левый; 5 — тахометр; 6 — переключатель указателей поворотов; 7 — ручка тяги ручного управления подачей топлива; 8 — рукоятка фиксации рулевой колонки; 9 — педаль сцепления; 10 — педаль тормоза; 11 — педаль управления подачей топлива; 12 — кнопка крана управления вспомогательным тормозом
Для приведения рулевого колеса в удобное положение переместить рукоятку 4 (рис. 6) в направлении стрелки D. Установить рулевое колесо в требуемое положение, опустить рукоятку вниз до упора в ограничитель. При опущенной рукоятке усилие перемещения рулевого колеса в направлении стрелок A и B должно быть не менее 200 Н (20 кгс). В случае, если усилие меньше указанного значения, подтянуть гайку 3. Не рекомендуется чрезмерно затягивать гайку, т.к. это вызовет трудности в регулировке.
Рис. 6. Регулировка положения рулевой колонки:
1 — колонка рулевая; 2 — колесо рулевое; 3 — гайка; 4 — рукоятка; А, В, D — направления регулировки положения рулевой колонки; L = 330±20
Переключатель сигналов поворота и света фар 1 (рис. 7) имеет пять положений: V — правый поворот, VI — левый поворот, VII (вверх) — дальний свет фар (мигание), VIII (вниз) — дальний свет фар, IX — звуковой сигнал. Переключателем 2 включаются стеклоочиститель и стеклоомыватель. Положения стеклоочистителя: 0 — нейтральное (отключено), положение I — медленное, II — быстрое, III — с интервалом. Положение стеклоомывателя IV (вверх) — включено.
Рис. 7. Управление переключателями света фар, указателями поворота, звукового сигнала, стеклоочистителя, стеклоомывателя и сигналов поворота:
1 — переключатель ближнего и дальнего света фар; 2 — переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя; 3 — выключатель стартера и приборов; I, II, III — положения переключения стеклоочистителем; IV — положение переключения стеклоомывателем; V, VI, VII — переключение сигналов поворота и света фар
Выключатель стартера и приборов 2 состоит из контактной и замковой частей. Замковая часть имеет противоугонное и блокировочное устройство, исключающее возможность повторного включения стартера.
Выключатель стартера и приборов 2 имеет три положения ключа:
0 – выключено, положение фиксированное, ключ не вынимается;
I – включены приборы, положение фиксированное, ключ не вынимается;
II – включены приборы и стартер, возвращение в положение I автоматическое, ключ не вынимается.
Принцип действия противоугонного устройства заключается в том, что после вынимания ключа из замка выдвигается запорный стержень, который входит в паз вала рулевого управления и запирает вал.
Внимание! Убедиться в блокировке рулевого управления после того, как ключ вынут из замка, поворотом рулевого колеса влево, вправо. В случае повышенного усилия при повороте ключа из положения СТОЯНКА качнуть рулевое колесо влево, вправо.
Для регулировки угла наклона ближнего света фар в зависимости от загрузки установлен электромеханический корректор 18 (рис. 8) ближнего света фар. На блоке управления расположена ручка переключения корректора, которая на снаряженном автомобиле должна быть установлена в положение «0».
Аварийная сигнализация включается нажатием на кнопку 10, при этом начинают мигать все указатели поворотов и лампа в самой кнопке.
Диагностика АБС осуществляется выключателем 14.
Переключатель управления самосвальной установкой 23 имеет три положения: верхнее — подъем платформы, среднее — выключено, нижнее — опускание платформы.
Переключатель управления муфтой 22 имеет три положения: верхнее — принудительное, среднее — автоматическое, нижнее — выключено.
Плафоны в кабине имеют встроенный переключатель на три рабочих положения. Среднее — выключено, левое — включено (при открытии двери), правое — включено. Плафоны над спальным местом при левом положении переключателя не включаются.
Рис. 8. Панель приборов:
1 — блок приборов левый; 2 — выключатель стартера и приборов; 3 — ручка тяги ручного останова; 4 — блок приборов правый; 5 — блок управления отопителем; 6 — блок управления распределения воздуха отопления кабины; 7 — рычаг управления заслонкой; 8 — рычаг управления заслонками обдува ветрового стекла; 9 — рычаг управления краном отопителя; 10 — выключатель аварийной сигнализации; 11 — переключатель обогрева зеркал; 12 — выключатель «массы»; 13 — выключатель электрофакельного устройства ЭФУ; 14 — выключатель антиблокировочной системы тормозов (АБС); 15 — выключатель блокировки межосевого дифференциала; 16 — выключатель блокировки межколесного дифференциала; 17 — пульт управления жидкостным подогревателем; 18 — корректор фар; 19 — выключатель КОМ; 20 — выключатель задних противотуманных фар; 21 — переключатель фары-прожектор; 22 — переключатель муфты вентилятора; 23 — переключатель самосвальной установки; 24 — указатель давления воздуха в баллоне контура тормозов переднего моста; 25 — указатель давления воздуха в баллоне контура тормозов заднего моста; 26 — указатель уровня топлива; 27 — спидометр; 28 — тахометр; 29 — температуры охлаждающей жидкости; 30 — давления масла; 31 — вольтметр
При включении выключателя стартера и приборов загорается красным цветом сигнализатор 21 (рис. 9) аварийного падения давления масла, который гаснет после пуска двигателя при достижении минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Сигнализатор 7 загорается прерывистым зеленым светом при включении указателей правого или левого поворотов автомобиля. Этот сигнализатор также служит для контроля за исправностью ламп указателей поворота.
Сигнализатор 13 загорается красным светом при включении стояночного тормоза.
При включении выключателя стартера и приборов загорается красным цветом сигнализатор аварийного падения давления масла, расположенный в указателе давления масла, который гаснет после пуска двигателя.
Сигнализатор 4 (рис. 12) загорается прерывистым зеленым светом при включении указателей правого или левого поворотов автомобиля. Этот сигнализатор также служит для контроля за исправностью ламп указателей поворота.
Сигнализатор 7 загорается красным светом при включении стояночного тормоза.
Сигнализаторы аварийной температуры охлаждающей жидкости и минимального уровня топлива находятся в соответствующих приборах.
Сигнализатор включения дальнего света фар синего цвета расположен в спидометре.
Рис. 9. Блоки контрольных ламп:
сигнализаторы: 1 — включения ЭФУ; 2 — включения вентилятора двигателя; 3 — включения ближнего света фар; 4 — включения света передних противотуманных фар; 5 — дальнего света фар; 6 — включения прожектора; 7 — включения сигнала поворота автомобиля; 8 — включения света заднего противотуманного фонаря; 9 — демультипликатора коробки передач; 10 — включения блокировки межколесного дифференциала; 11 — блокировки межосевого дифференциала; 12 — коробки отбора мощности; 13 — стояночного тормоза; 14 — снижения уровня жидкости в гидроусилителе руля; 15 — количества топлива меньше резервного; 16 — в системе АБС; 17 — неисправности рабочих тормозов; 18 — температуры в системе охлаждения двигателя; 19 — аварийного падения давления масла в двигателе; 20 — уровня охлаждающей жидкости; 21 — уровня масла в двигателе; 22 — разряда аккумуляторной батареи; 23 — засоренности масляного фильтра; 24 — воздушного фильтра
Насос ручной подкачки топлива предназначен для заполнения системы питания топливом и удаления из нее воздуха, установлен на кронштейне бокового защитного устройства. Для подачи топлива в насос высокого давления при неработающем двигателе (после длительной стоянки и демонтаже топливопроводов в системе питания) отвернуть ручку 1 (рис. 10) против часовой стрелки до освобождения ее из фиксированного положения и совершать возвратно-поступательное движение вверх-вниз. Закачав топливо вручную, утопить ручку и зафиксировать ее поворотом по ходу часовой стрелки до упора.
Рис. 10. Насос ручной подкачки топлива: 1 — ручка
Управление зеркалами осуществляется блоком управления 2 (рис. 11). При повороте джойстика в правое положение появляется возможность управления правым зеркалом, при повороте в левое положение — левым зеркалом.
Рис. 11. Установка выключателей на панели радио:
1 — выключатель знака автопоезда; 2 — блок управления приводами зеркал