Рулевое управление
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Рулевое управление состоит из рулевой колонки, рулевого механизма, со встроенным усилительным механизмом, рулевого привода, насоса, трубопроводов.
Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем.
Рабочая передача — винт-шариковая гайка-рейка-сектор.
Зубчатое зацепление вала сошки и рейки в среднем положении не имеет бокового зазора.
Механизм имеет клапан с поворотным золотником, который состоит из работающего в червяке 11 (рис. 35) поворотного золотника 1. Поворотный золотник 1 и головка червяка 11, расположенная в корпусе клапанов 12, имеют дозировочные канавки, расположенные в радиальных направлениях.
Золотник и торсион, торсион и червяк засверлены и зафиксированы штифтами 8 и 13. При отсутствии воздействия на рулевое колесо торсион удерживает золотник в нейтральном положении. При приложении усилия к рулевому колесу торсион закручивается и поворачивает золотник в направлении соответствующих дозировочных канавок.
Масло от насоса поступает в одну из околопоршневых полостей рулевого механизма, в зависимости от направления поворота, и усиливает движение поворота сошки за счет гидравлического давления на поверхность поршня.
Поворот золотника относительно головки червяка ограничен упорами.
Рулевой механизм снабжен гидравлическими ограничителями поворота, который частично перепускает масло на слив, когда колеса еще не повернулись в крайнее положение. Дальнейший поворот управляемых колес будет происходить с дополнительным усилием на рулевом колесе.
Рис. 35. Рулевой механизм автомобиля Урал 63685:
1 — золотник; 2, 6 — регулировочные штифты ограничения давления; 3, 5 — клапаны ограничения давления; 4 — шарики; 7 — поршень; 8, 13 — штифты; 9 — торсион; 10 — вал сошки; 11 — червяк; 12 — корпус клапанов
Схема гидравлического управления рулевого механизма показана на рис. 36.
Рис. 36. Гидравлическая схема рулевого управления:
1 — бак масляный; 2 — датчик уровня масла электрический; 3 — механизм рулевой; 4 — насос
Насос усилительного механизма
Насос усилительного механизма (рис. 37) лопастного типа двойного действия. При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла под ним. В полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а затем при повороте ротора вытесняется из полости нагнетания.
В крышке насоса расположены два клапана. Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом в рулевой механизм. Предохранительный клапан, помещенный внутри перепускного, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 15-16 МПа (150-160 кгс/см2).
Натяжение ремня насоса гидроусилителя руля контролировать усилием 40 Н (4 кгс) в середине ветви в направлении стрелки «с». Прогиб каждого ремня должен составлять 6-11 мм. Регулировать натяжение ремней винтом 14 с последующим стопорением гайкой 15.
Рис. 37. Насос усилительного механизма:
1 — коллектор; 2, 3 — угольники поворотные; 4 — крышка; 5 — клапан перепускной в сборе с предохранительным клапаном; 6 — диск распределительный; 7 — ротор; 8 — лопасть; 9 — статор; 10 — подшипник игольчатый; 11 — корпус; 12 — подшипник шариковый; 13 — шкив; 14 — винт регулировочный; 15 — гайка; 16 — ремень; а — подвод; b — нагнетание; с — направление натяжения ремня
Бак масляный рулевого управления
Бак состоит из пластмассового корпуса, в котором размещен бумажный фильтр. Фильтр менять по мере загрязнения, не реже, чем через 100 000 км пробега.
Бачок снабжен электрическим датчиком уровня масла. Положение контактов датчика — нормально разомкнутое.
Уровень масла контролировать при работающем двигателе. Сигнализатор уровня масла не должен гореть.
Рулевые тяги
Долговечность шарниров рулевых тяг зависит от состояния защитных муфт, поэтому поврежденные в процессе эксплуатации муфты необходимо заменять.
Техническое обслуживание рулевого управления
Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодической проверке крепления рулевого механизма, трубопроводов, свободного хода рулевого колеса, а также в обслуживании агрегатов гидросистемы. Собирать и разбирать агрегаты только при необходимости и в условиях полной чистоты. При потере упругости и уплотняющих свойств резиновые кольца заменить.
Перед разборкой насоса отметить положение распределительного диска относительно статора, а также положение статора относительно корпуса насоса (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса).
Статор, ротор и лопасти насоса усилительного механизма подобраны друг к другу индивидуально, как и перепускной клапан и крышка насоса, поэтому не нарушать их комплектность.
При незначительных задирах торцовые поверхности ротора, корпуса и распределительного диска необходимо притереть друг к другу. При разборке насоса обратить внимание на сохранность резиновых уплотнительных колец. Перед сборкой детали насоса, промыть в керосине или бензине, просушить (но не протирать) и смазать маслом.
При наполнении смазкой шарниров рулевого привода следить, чтобы под давлением смазки защитная муфта заметно не деформировалась.
Замена масла в гидросистеме рулевого управления
1. Прогреть масло в гидросистеме до температуры не ниже 20 оС.
2. Поднять переднюю часть автомобиля так, чтобы колеса не касались земли.
3. Отсоединить сливной трубопровод от бачка, предварительно поставив емкость для сливаемого масла.
4. Запустить двигатель не более, чем на 10 с для того, чтобы масло вытекло из бачка и из насоса.
5. Остановить двигатель и несколько раз повернуть рулевое колесо влево-вправо для удаления остатков масла.
6. Почистить бачок снаружи. Удалить старый фильтр, поставить новый.
Перед заправкой системы маслом присоединить и закрепить все гидравлические соединения.
7. Залить масло в бачок чуть ниже верхней кромки вертикальной стенки бачка и завернуть крышку.
8. Запустить двигатель не более чем на 5 с, затем еще долить масло. Продолжать доливать масло, не допуская попадания воздуха в гидросистему из-за снижающегося уровня масла в процессе прокачки.
9. Когда масло достигнет отметки «макс», несколько раз повернуть руль в обе стороны, пока в бачке не прекратят всплывать пузырьки воздуха. При необходимости долить масло.
10. При неработающем двигателе уровень масла может быть выше отметки «макс» на стенке бачка. Проверить уровень масла при работающем двигателе.
Проверка свободного хода рулевого колеса
Угловой свободный ход рулевого колеса проверять, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота управляемых колес.
Проверку проводить на снаряженном автомобиле при работающем в режиме холостого хода двигателе. Автомобиль должен стоять на горизонтальной площадке с твердой сухой поверхностью (асфальт, бетон). Положение управляемых колес должно соответствовать движению автомобиля по прямой, гидросистема рулевого управления должна быть заправлена, воздух из рабочей жидкости удален.
Суммарный угловой свободный ход рулевого колеса в обе стороны от среднего положения не должен превышать 25 о.
Регулирование схождение колес.
Схождение передних колес проверять при номинальном давлении воздуха в шинах замером разности расстояний В и В1 (рис. 38) по бортам ободьев колес.
Порядок проверки:
- установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием так, чтобы передние колеса соответствовали движению по прямой;
- раздвижной линейкой замерить расстояние В1 между бортами ободьев колес в задней части на уровне центров колес и отметить место замеров. Перекатить автомобиль, чтобы отмеченные точки оказались впереди, и замерить расстояние В. Спереди расстояние должно быть на 1-3 мм меньше, чем сзади. Если разность расстояний В1 и В выходит за вышеуказанные пределы, то регулировать схождение колес изменением длины поперечной рулевой тяги, ослабив затяжку болтов наконечников тяги рулевой трапеции. Отрегулировав схождение, затянуть болты наконечников тяги.
Рис. 38. Установка управляемых колес