Электрооборудование
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Система электрооборудования однопроводная, отрицательный полюс источников электроэнергии и потребителей соединен с «массой» автомобиля.
Источниками электроэнергии служат две аккумуляторные батареи, соединенные последовательно, и генератор, работающий совместно с регулятором напряжения. Соединение агрегатов и приборов электрооборудования осуществлено проводами с полихлорвиниловой изоляцией различного сечения. Провода, входящие в пучки, выполнены определенного цвета для облегчения их нахождения и удобства при монтаже. Одинарные провода могут выполняться любой расцветки. Расцветка провода может быть указана на манжетах, устанавливаемых на обоих концах провода, первой буквой цвета.
Соединение проводов между собой и подсоединение к приборам осуществляется штекерными разъемами. Расцветка проводов автомобиля помещена в приложении 4.
На автомобиле установлен спидометр с механическим приводом, электронные приборы и системы: тахометр, генератор с выпрямительным блоком и др.
Во избежание поломки гибкого вала спидометра ГВ300-05 необходимо при монтаже и демонтаже панели приборов укладывать гибкий вал таким образом, чтобы метка, нанесенная краской на оболочке вала, была расположена снаружи кабины непосредственно за уплотнительной втулкой проходного отверстия гибкого вала, при этом гибкий вал необходимо проложить без образования петли за панелью приборов.
Для надежной работы указанных приборов и систем необходимо следить за состоянием предохранителей, установленных в блоках. Не применять нестандартные предохранители в виде согнутой проволоки, болтов, шайб, так как при коротком замыкании в электроцепи это приведет к немедленному выводу из строя изделий, выполненных на базе электроники. Перегоревший предохранитель следует заменить другим, таким же по назначению рабочего тока.
Генератор
Генератор переменного тока водостойкого исполнения (рис. 83) представляет собой 12-полюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком ВБГ-7Г или БПВ7-100, с приточной вентиляцией.
На генераторе имеются следующие выводы: «+» — для соединения с аккумуляторными батареями и нагрузкой; два вывода «Ш» — для соединения с выводом «Ш» и «+» регулятора напряжения; выводы «Ш» выполнены в виде двухконтактной штекерной колодки; «-» — для соединения с корпусом регулятора напряжения; вывод «w» — для подключения к тахометру.
Техническая характеристика при температуре окружающей среды (15-35) °С |
|
---|---|
Номинальное напряжение, В | 28 |
Номинальный ток, А | 47 |
Номинальная мощность, Вт | 1000 |
Частота вращения ротора при напряжении 28 В, мин-1: | |
|
1180 |
|
1900 |
Максимальная частота вращения, мин-1 | 8000 |
Ток возбуждения, А | 1,5-1,7 |
Во избежание выхода из строя генераторной установки не допускается:
- работа двигателя при отключенном выключателе аккумуляторных батарей;
- отключение проводов от положительного и отрицательного выводов генератора и разъединение штепсельных разъемов генератора и регулятора напряжения при работающем двигателе;
- проверка исправности генераторной установки путем замыкания перемычки проводов выводов штепсельных разъемов «+» и «-» у генератора и регулятора напряжения;
- проверка исправности генератора с помощью контрольной лампы или мегаомметра;
- включение аккумуляторной батареи с обратной полярностью или соединение положительного вывода генератора с отрицательным выводом аккумуляторной батареи;
- замыкание выводов регулятора напряжения «+» и «Ш» между собой. Для обеспечения работоспособности генератора следует содержать его в чистоте. Проверяют работу генератора по показанию указателя тока. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя указатель тока должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее, исправном генераторе и правильно выбранном уровне регулируемого напряжения стрелка указателя тока должна находиться на отметке «О».
Рис. 83. Генератор:
1 — вентилятор; 2 — шкив; 3, 7 — шарикоподшипники; 4 — ротор; 5 — щетки; 6 — крышка щеткодержателя; 8 — кольца контактные; 9 — блок выпрямительный; 10 — крышка со стороны контактных колец; 11 — статор; 12 — крышка со стороны привода
Очищать генератор от пыли продувкой сжатым воздухом. Ремонтировать генератор следует в специализированной мастерской. Для проверки состояния щеточного узла снять щеткодержатель. Проверить легкость перемещения щеток в щеткодержателях. Щетки, выступающие из канала щеткодержателя менее чем на 5 мм, заменить. Усилие прижатия щеток к коллектору при сжатии пружины до 17,5 мм должно быть 0,19-0,25 Н (19-25 гс). Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, проточить их. Минимально допустимый диаметр проточки колец 29,3 мм.
Шарикоподшипники герметизированные, в них заложена смазка на весь срок службы. В случае заедания или сильного шума подшипники заменить.
Для проверки исправности генератора на автомобиле необходимо иметь вольтметр постоянного тока класса точности не ниже 1,5. Вольтметр подключается между выводами «+» и «-» генератора. Проверка проводится при включенных аккумуляторных батареях на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (около 2000 мин-1). После работы двигателя в течение десяти минут следует включить дальний свет фар и зафиксировать показание вольтметра, которое должно быть 26,6-29,2 В.
Контрольную проверку генератора проводить на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение скорости вращения ротора генератора до 5000 мин-1 и имеющем измерительные приборы класса точности не ниже 1,5.
Схема для проверки генератора приведена на рис. 84. Если генератор исправен, то его параметры должны соответствовать технической характеристике.
Рис. 84. Схема проверки электрических характеристик генератора на стенде:
1 — генератор; 2 — указатель тока; 3 — вольтметр; 4 — нагрузка; 5 — батарея аккумуляторная; 6 — сопротивление добавочное
Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Проверяют блок на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора (рис. 85). Выпрямительный блок проверять от аккумуляторной батареи, подключенной к его выводам через контрольную лампу. При проверке плюсовых диодов к плюсовой шине выпрямительного блока подсоединить провод аккумуляторной батареи, а второй провод через контрольную лампу поочередно подсоединять к выводам диодов. При проверке минусовых диодов к минусовой шине подсоединять аккумулятор, а контрольную лампу — к выводам диодов.
Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток в одном направлении, и, следовательно, лампа горит только при включении диодов в проводящем направлении. Если контрольная лампа горит или не горит при включении ее в обоих направлениях, то диод блока неисправен. При обнаружении неисправности диодов выпрямительный блок необходимо заменить.
Не проверять выпрямительный блок:
- от источника напряжения более 24 В;
- от источника переменного тока.
При установке генератора на двигатель учитывать, что задний болт крепления генератора к кронштейну закреплен в разрезной опоре, а лапа передней крышки генератора прикреплена без зазора. Поэтому при установке генератора перед затяжкой болтов его крепления ослабить стяжной болт разрезной опоры, затянуть болты крепления генератора и лишь затем полностью затянуть стяжной болт задней опоры генератора.
Порядок разборки генератора:
- отвернуть два винта крепления щеткодержателя и снять щеткодержатель;
- отвернуть стяжные болты и снять крышку со стороны контактных колец вместе со статором;
- отвернуть гайки крепления фазных выводов от выпрямительного блока и отделить статор от крышки;
- отвернуть гайку крепления шкива и снять шкив, вентилятор, опорнуювтулку. Снять крышку с вала.
Сборка генератора производится в обратной последовательности.
Проверку и регулировку натяжения ремней генератора проводить по инструкции по эксплуатации «Силовые агрегаты ЯМЗ».
Рис. 85. Схема проверки выпрямительного блока:
а — проверка плюсовых диодов; b — проверка минусовых диодов; I — диоды включены в непроводящем направлении; II — диоды включены в проводящем направлении
Аккумуляторные батареи
Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя при помощи стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках.
На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.
Основные данные аккумуляторных батарей | |
---|---|
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре | |
|
190 |
Разрядный ток при 20-часовом режиме разряда, А | 9,5 |
Общий объем электролита в батарее, л | 12 |
Сила тока заряда, А | 19 |
Масса батареи с электролитом, кг | 71 |
Крепление аккумуляторных батарей
Аккумуляторные батареи 1 (рис. 86) установлены в контейнере 10 на двух боковых и средней опорах. Батареи после их установки в контейнер крепятся двумя верхними прижимами 13 и передним упором 4. Верхние прижимы 13 фиксируются передними 9 и задними 12 клиновыми упорами. Передние клиновые упоры 9 выполнены регулируемыми и закреплены на крышке 6 контейнера болтами 8. Задний упор 12 приварен в верхней задней части контейнера 10. На верхней панели контейнера 10 приварены направляющие 11 для правильной установки прижима 13 относительно упоров 9 и 12.
При техническом обслуживании аккумуляторных батарей на автомобиле и снятии батарей с автомобиля:
- отключить батареи от бортовой электросети с помощью выключателя «массы»;
- снять пружинное кольцо 14 замков крышки 6 и открыть замки;
- для проведения технического обслуживания батарей на автомобиле, не снимая крышки 6 с автомобиля, следует приподнять ее вверх и откинуть на кронштейн 3. Убедиться в надежной фиксации крышки 6 в горизонтальном положении.
Для снятия батарей с автомобиля:
- необходимо снять крышку 6 с автомобиля, приподнимая ее вверх и одновременно поворачивая относительно скоб 2 на нижней панели контейнера 10;
- если батареи укомплектованы защитными кожухами клемм, необходимо их снять;
- отсоединить провода к стартеру и выключателю «массы» и межбатарейную перемычку от батарей.
Для обслуживания батарей на автомобиле:
- ослабить крепление проводов и перемычки к батареям;
- вынуть передний упор 4 из контейнера 10, подняв один конец упора 4 до выхода его из-за усилителя 5 контейнера 10.
Если передний упор 4 зажат между батареей 1 и усилителем 5, задвинуть батареи в контейнер до упора, после чего вынуть упор 4.
Рис. 86. Установка аккумуляторных батарей:
1— батарея аккумуляторная; 2 — скоба; 3 — кронштейны аккумуляторных батарей; 4 — упор передний; 5 — усилитель корпуса ящика; 6 — крышка контейнера; 7 — гайка-барашек; 8 — болт; 9,12 — упоры клиновые передний и задний; 10 — контейнер; 11 — направляющие; 13 — прижим верхний; 14 — кольцо замка
Если от батареи провода не отсоединены, поднять ручки батарей 1 вместе с проводами и, удерживая их, вынуть упор 4; вынуть верхние прижимы 13 из контейнера 10. Если прижим 13 зажат между батареей 1 и задним клиновым упором 12, для снятия прижима использовать отвертку или бородок, вставленный в отверстие на конце прижима.
Для обслуживания батарей на автомобиле поочередно выдвинуть батареи на откидную крышку 6 контейнера.
Для снятия батарей с автомобиля выдвинуть одну батарею на кронштейн 3 и снять с автомобиля. Затем выдвинуть на кронштейн вторую батарею и снять ее.
При выдвижении батарей 1 из контейнера 10 на кронштейн 3 и снятии их с автомобиля необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие падение незакрепленной батареи.
Устанавливать батареи на автомобиль и закреплять их в обратной последовательности.
Необходимо следить, чтобы верхние прижимы были установлены в направляющие 11. В противном случае прижим 13 не будет взаимодействовать с клиновыми упорами 9 и 12, и батарея не будет закреплена, что может вызвать ее разрушение. Не допускать деформации направляющих 11 при установке и закреплении батарей.
При установке и закреплении батарей не допускать пережима и резких перегибов проводов к стартеру и выключателю «массы», изгиба наконечников, а также вредных контактов проводов с металлическими деталями контейнера.
После установки батарей на автомобиль отрегулировать положение передних клиновых упоров 9, для чего ослабить затяжку болтов 8 крепления упоров 9 к крышке 6, переместить упоры 9 по удлиненным отверстиям крышки 6 от себя до упора и затянуть болты 8. Регулировать положение передних клиновых упоров 9 на закрытой крышке 6 контейнера 10 после установки в контейнер батарей 1 и верхних прижимов 13.
Подготовка сухозаряженных аккумуляторных батарей к работе:
- снять защитный кожух и крышку, очистить батареи от пыли, а болты выводов от смазки;
- вывернуть пробки из заливочных отверстий, удалить герметизирующие прокладки и прочистить вентиляционные отверстия в пробках. У полиэтиленовых пробок, имеющих выступ, срезать его и очистить вентиляционные каналы;
- заливать электролит плотностью, указанной ниже.
Плотность электролита
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-70):Холодная с климатическими районами; очень холодный, (минус 50 — минус 30) холодный (минус 30 — минус 15)
Время года: Зима. Лето. Круглый год
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3: заливаемого 1,28 1,24 1,26 полностью заряженной батареи 1,30 1,26 1,28
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-70): Умеренная (минус 15 — минус 8). Жаркая (минус 15 — плюс 4). Теплая, влажная (0 — плюс 4)
Время года: Круглый год
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3: заливаемого 1,24 1,22 1,20 полностью заряженной батареи 1,26 1,24 1,22
Примечание. Допускается отклонение плотности электролита от значений, приведенных в таблице на ± 0,01 г/см3.
Электролит готовить путем разведения аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73 (но не технической) в дистиллированной воде ГОСТ 6709-72, руководствуясь таблицей 6.
Таблица 6
Приготовление 1 л электролита необходимой плотности
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3 |
Количество воды, л |
Количество кислоты, плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 °С |
|
л |
кг |
||
1,20 |
0,859 |
0,200 |
0,360 |
1,22 |
0,839 |
0,221 |
0,404 |
1,24 |
0,819 |
0,242 |
0,444 |
1,26 |
0,800 |
0,263 |
0,484 |
1,28 |
0,781 |
0,285 |
0,523 |
1,40 |
0,650 |
0,423 |
0,776 |
Приготовляя электролит, заливать кислоту в воду, но не наоборот.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть 15-30 °С. После пропитки в течение 2 ч довести уровень электролита до 10-15 мм над предохранительным щитком. Температура электролита перед включением батареи на заряд не должна превышать 30 °С.
Заряжать батарею током 19 А до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч.
В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 °С. При достижении температуры электролита 45 °С зарядный ток следует уменьшить наполовину и соответственно увеличить время заряда или же прекратить заряд на время остывания электролита до температуры 30-35 °С.
В процессе заряда плотность электролита повышается и к концу заряда достигает значения, указанного в таблице 5, с учетом температурной поправки согласно таблице 7. Если плотность электролита будет отличаться от нормы, провести корректировку плотности: выше нормы — долить дистиллированной воды, ниже нормы — долить электролит плотностью 1,40 г/см3. После корректировки (для перемешивания электролита) продолжить заряд в течение 30-40 мин.
Таблица 7
Зависимость плотности электролита от температурной поправки
Температура электролита, °С |
Поправки к показаниям денсиметра, г/см3 |
46 - 60 |
плюс 0,02 |
45 - 31 |
плюс 0,01 |
30 - 20 |
0,01 |
19 - 5 |
0,00 |
от плюс 4 до минус 10 |
минус 0,02 |
от минус 11 до минус 25 |
минус 0,03 |
от минус 26 до минус 40 |
минус 0,04 |
от минус 41 до минус 55 |
минус 0,05 |
Через 0,5 ч после окончания заряда установить уровень электролита 10-15 мм над предохранительным щитком, ввернуть пробки, поверхность батареи тщательно протереть ветошью, смоченной 10% раствором аммиака или кальцинированной соды, затем протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо. Установить крышку и защитный кожух.
В особых случаях, при необходимости очень быстрого ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию, допускается устанавливать их на машины без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года и приведение в рабочее состояние производится при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 °С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 °С, заливать электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 с температурой 38-42 °С.
При этом электролит приготавливать в два этапа согласно табл. 8. Залитые электролитом батареи после одного часа выдержки устанавливать на автомобиль.
Уровень электролита должен быть 10-15 мм над предохранительным щитком. При первой возможности батарею полностью зарядить и довести плотность до нормальной.
Таблица 8
Приготовление электролита
-
Предварительное разведение производится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания электролита до плюс 15 °С, и хранящегося далее в отапливаемом помещении:
— Плотность получаемого электролита – 1,20-1,21 г/см3 при плюс 15 °С
— Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 – 0,24 на литр воды -
Окончательное приготовление производится непосредственно перед заливкой:
— Плотность получаемого электролита – 1,26-1,28 г/см3 при плюс 40 °С
— Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 – 0,13 на литр полученного электролита
Порядок эксплуатации батарей
Во время эксплуатации не соединять между собой зажимы батарей для испытания на «искру».
По плотности электролита с учетом температурной поправки определить заряженность батареи (табл. 9). Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снять с эксплуатации и поставить на зарядку.
Зимой доливать воду непосредственно перед запуском двигателя. При понижении уровня электролита, в случае его выплескивания, долить его. При этом плотность доливаемого электролита должна соответствовать плотности его в аккумуляторе. Если электролит попал на поверхность аккумуляторной батареи, удалить его чистой ветошью, смоченной в 10% растворе аммиака или кальцинированной соды. Затем протереть поверхность ветошью, смоченной в воде, насухо вытереть.
Определение допустимого разряда батарей
-
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С
— Холодная, с климатическими районами: очень холодный, минус 50 — минус 30; холодный, минус 30 — минус 15
— Умеренная: минус 15 - минус 8
— Жаркая: минус 15 - плюс 4
— Теплая, влажная: 0-4 - Круглый год
- Плотность электролита батареи, заряженной на 100% – 1,30 1,28 1,26 1,24 1,22 г/см3
-
Допустимое снижение плотности электролита при разрядке батарей
— на 50% летом 1,22 1,20 1,18 1,16 1,14 г/см3
— на 25% зимой 1,26 1,24 1,22 1,20 1,18г/см3
Батареи в сухозаряженном состоянии хранить при температуре воздуха в помещении от минус 40 до плюс 60 °С. Пробки с герметизирующими дисками должны быть плотно ввернуты в аккумуляторы, болты и гайки к выводам смазаны тонким слоем смазки.
Основные неисправности аккумуляторных батарей и методы их устранения приведены в разделе «Возможные неисправности и методы их устранения».
Система освещения и световой сигнализации
К приборам освещения и световой сигнализации относятся две головные фары, передние и задние фонари, фонарь освещения номерного знака, фара заднего хода, плафон кабины, подкапотная лампа и лампы освещения приборов, контрольные лампы, расположенные на панели приборов.
Передние фонари*1 выполняют функции габаритных передних огней и передних указателей поворота, задние фонари — габаритных задних огней, задних указателей поворота и сигнала СТОП.
Передние фонари*2 выполняют функции габаритных передних огней и передних указателей поворота, задние фонари — габаритных задних огней, задних указателей поворота, задних контурных (габаритных) огней, сигнала СТОП, огней заднего хода, задних противотуманных фонарей, светоотражающего устройства, боковых габаритных фонарей и боковых светоотражающих устройств.
*1 Для автомобилей, поставляемых МО. *2 Для автомобилей, поставляемых НХ.
Фары включаются центральным переключателем света 21 (см. рис. 11) в положении II, дальний или ближний свет включаются ножным переключателем. В положениях I и II центрального переключателя включаются габаритные огни и лампы освещения приборов.
Звуковая сигнализация осуществляется электрическими сигналами высокого и низкого тона. Включатель сигналов установлен в пневматический кран. Воздух в кран поступает из пневмосистемы через кран отбора воздуха. В качестве электрического сигнализатора используется зуммер.
Сигнализация поворота и торможения. Указатели поворота включаются переключателем, установленным на рулевой колонке. При повороте ручки переключателя по часовой стрелке включаются сигнальные лампы правого поворота: в переднем фонаре, в боковом повторителе и заднем фонаре. При повороте ручки против часовой стрелки включаются сигнальные лампы левого поворота. Возвращается переключатель в исходное положение автоматически.
Транзисторный реле-прерыватель обеспечивает прерывистую световую сигнализацию. При неисправности лампы в фонарях контрольная лампа указателей поворота на панели приборов не горит. При нажатии на тормозную педаль включаются лампы стоп-сигнала задних фонарей.
Включение всех указателей поворота в мигающем режиме (аварийное состояние автомобиля) производится специальным выключателем, при этом в ручке загорается сигнальная лампа. Остальные звуковые и световые сигнализаторы включаются соответствующими датчиками или выключателями.
Фары. Направление света фар регулируется двумя винтами, помещенными под ободком фары. Винт 2 (рис. 87) предназначен для регулировки направления света в вертикальной плоскости (вверх и вниз), а винт 1 — в горизонтальной плоскости (вправо и влево).
Регулировка фар. Установка первоначального угла наклона ближнего света фар. Регулировку и контроль регулировки фар следует проводить с помощью экрана. Экран может быть стационарным или переносным. Поверхность экрана должна быть плоской, матовой. Ширина экрана — не менее 2,5 м.
Рис. 87. Фара:
1 — ободок наружный; 2, 3 — винты регулировочные
Экран необходимо разметить, для чего нанести три вертикальные линии (рис. 88). Средняя (осевая) линия соответствует пересечению средней продольной плоскости экрана, две линии слева и справа от нее — это линии, на которые проецируются центры фар. На экран также наносится горизонтальная линия А-А. Расстояние h от линии А-А до площадки, на которую устанавливается автомобиль, равно расстоянию от центра фары до поверхности этой площадки.
Рис. 88. Схема разметки экрана для регулировки фар:
А — горизонтальная линия экрана; В — линии проекций центров фар; С — линия пересечения средней продольной плоскости экрана; I — линия поверхности площадки; L = 190 мм
Плоскость экрана должна быть перпендикулярна плоскости площадки. Отклонение от перпендикулярности не должно превышать 5 мм на 1 м. Площадка, на которой производятся измерения, должна быть ровной и горизонтальной, с высотой неровностей не более 5 мм и отклонением от плоскости не более 5 мм на 1 м. Измерения должны производиться в темноте (например, в темном помещении). Температура окружающего воздуха во время измерений должна быть от 10 до 30 °N.
Регулирование фар производится на снаряженном автомобиле, т.е. автомобиль должен быть полностью заправлен и оснащен всеми вспомогательными принадлежностями и инструментом.
Колеса должны быть накачаны до давления, соответствующего полной нагрузке. В течение восьми часов автомобиль должен находиться при температуре, указанной выше.
Регулировка фар заключается в установке первоначального наклона ближнего света — 1,9 %.
Подготовленный, как указано выше, автомобиль установить таким образом, чтобы его продольная плоскость симметрии была перпендикулярна плоскости экрана, а линия пересечения с плоскостью экрана совпадала со средней вертикальной линией на экране. Расстояние между центрами фар и экраном должно составлять 10 м.
Фары регулировать поочередно, нерегулируемая фара должна закрываться непрозрачным материалом.
После включения фар световой пучок дает на экране светлую зону в нижней части экрана и темную — в верхней, разделительная линия светлой и темной зон параллельна линии А-А в левой части экрана и направляется под углом 15° вверх от точки пересечения с вертикальными линиями центров фар в правой части экрана.
Вращением регулировочных винтов на фаре сместить разделительную линию светлой и темной зон таким образом, чтобы она заняла положение на 190 мм ниже линии А-А. Выполнение указанных действий будет означать выполнение требований по установке первоначального угла наклона ближнего света фар.
По окончании регулировки установить рассеиватели.
Регулировку первоначального угла наклона луча ближнего света фар допускается производить с помощью специальных приборов, предназначенных для этих целей, в соответствии с инструкциями по эксплуатации на эти приборы. Контроль такой регулировки осуществлять регулировкой угла наклона ближнего света фар с помощью экрана и, в случае необходимости, внести коррективы в методику регулировки света фар с помощью специальных приборов.
Регулировка фар в зависимости от загрузки автомобиля (при наличии электромеханического корректора фар ближнего света). Для регулировки угла наклона ближнего света фар в зависимости от загрузки установлен электромеханический корректор ближнего света фар. Блок управления корректором находится в кабине. На блоке управления расположена ручка переключения корректора, которая на снаряженном автомобиле должна быть установлена в положение «0».
При движении в темное время суток автомобилей с массой груза до 75% от максимальной массы перевозимого груза ручка переключения корректора должна находиться в положении «0», при движении с максимальной массой ручку перевести в положение «I», что обеспечит достаточное освещение и предотвращение возможности ослепления водителей встречного транспортного потока.
На изделиях, выполненных на базе шасси автомобилей «Урал», регулировку угла наклона ближнего света фар с помощью корректора осуществлять в соответствии с ГОСТ Р 41.48-99, при этом положения ручки переключателя блока управления корректором могут отличаться от приведенных выше.
Монтаж и демонтаж соединительных колодок исполнительных механизмов и блоков управления производить только при выключенной «массе» автомобиля.
Лампы фар с потемневшими колбами требуется менять, не дожидаясь их перегорания. При замене перегоревшей лампы восстановить герметичность оптического элемента. Применяемые на автомобиле лампы и их характеристики приведены в приложении 7.
Замену ламп в фарах производить следующим образом: отвернуть болты крепления резинового ободка фары, отвернуть винты крепления ободка оптического элемента, снять ободок и оптический элемент, снять пружину, фиксирующую лампу, и заменить лампу. Сборку производить в обратной последовательности.
На автомобиле Урал 55571-40 дополнительно установлена фара освещения разгрузочной площадки.
Предохранители
Цепь питания подогревателя защищена от коротких замыканий биметаллическим предохранителем 291.3722 на 30 А.
Верхний блок предохранителей (рис. 89) защищает:
1-я и 2-я вставки — не используются;
3-я вставка — цепь переносной и подкапотной ламп;
4-я — цепь лампы плафона кабины; фонарей знака автопоезда и ламп «стоп-сигнала»;
5-я — цепь электродвигателя отопителя;
6-я — цепь питания приборов зуммера;
Нижний блок защищает цепи:
1-я вставка — левого габаритного огня;
2-я — правого габаритного огня и освещения приборов;
3-я — ближнего света левой фары;
4-я — ближнего света правой фары;
5-я — дальнего света левой фары;
6-я — дальнего света правой фары.
Рис. 89. Электрическая схема блока предохранителей: 1-6 — вставки