Механизмы управления и контрольно-измерительные приборы
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Механизмы управления и контрольно-измерительные приборы, расположенные в кабине водителя, показаны на рис. 9-14.
Рис. 9. Таблички, помещенные внутри кабины автомобиля:
А — табличка коробки передач и раздаточной коробки размещена внутри кабины на панели передка с правой стороны; 1, 2, 3, 4, 5 — передачи коробки передач; R — задний ход коробки передач; В — включена высшая передача раздаточной коробки; Н — включена низшая передача раздаточной коробки; I — дифференциал разблокирован; II — дифференциал заблокирован.
Включать коробку передач, раздаточную коробку и блокировку дифференциала, а также коробку отбора мощности, коробку дополнительного отбора мощности согласно табличкам внутри кабины и в соответствии с указаниями раздела «Вождение автомобиля».
При нажатии на кнопку 15 (рис. 10) включается вспомогательный тормоз, при снятии ноги с кнопки торможение прекращается. При перемещении рычага 19 стояночного тормоза вверх автомобиль затормаживается и включается тормозная система прицепа.
Перемещением рукоятки 21 регулируется подача наружного воздуха. При верхнем положении рычага 5 воздух поступает через дефлекторы на обдув стекол, при нижнем — для обогрева ног водителя и пассажиров. В верхнем положении рычага 6 внутренний люк открыт, в нижнем — закрыт.
Для останова двигателя вытянуть ручку 8 на себя до упора. При перемещении ручки переключателя 25 по часовой стрелке включаются сигнализаторы правого поворота, при перемещении против часовой стрелки — сигнализаторы левого поворота.
Рис. 10. Механизмы управления автомобиля Урал 5557:
1 — колесо рулевое; 2 — выключатель стартера и приборов (для автомобилей, поставляемых НХ (вместо поз. 24); 3 — щиток приборов; 4 — дефлектор; 5 — рычаг привода заслонки распределителя воздухообогрева; 6 — рычаг привода внутреннего люка; 7 — крышка люка блока предохранителей; 8 — ручка тяги ручного останова двигателя; 9 — кнопка крана отключения тормозов прицепа; 10 — рычаг переключения передач раздаточной коробки; 11 — рычаг блокировки дифференциала раздаточной коробки; 12 — педаль управления подачей топлива; 13 — щиток управления самосвальной установкой; 14 — педаль тормоза; 15 — кнопка пневматического крана управления вспомогательным тормозом; 16 — педаль сцепления; 17 — переключатель света фар ножной; 18 — выключатель звукового сигнала; 19 — рычаг стояночного тормоза; 20 — рычаг переключения передач; 21 — рукоятка привода наружного люка; 22 — розетка переносной лампы; 23 — рычаг крана управления давлением; 24 — выключатель стартера и приборов; 25 — переключатель указателей поворота
При нажатии на переключатель 17 переключается свет фар (дальний — ближний и наоборот).
Указатель 12 (рис. 11) показывает величину уровня топлива в топливном баке. В шкалу указателя встроен сигнализатор 11, загорающийся при уменьшении объема топлива до 60 л.
На автомобилях, оборудованных централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, внутри кабины на панели передка с левой стороны установлена табличка системы накачки шин по выбору давления воздуха в шинах и скорости движения в зависимости от вида дорог.
1 — сигнализатор засоренности воздушного фильтра; 2 — манометр двухстрелочный; 3 — сигнализатор зарядки АКБ (при установке генератора 1322.3771); 4 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 5 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 6 — указатель давления масла; 7 — сигнализатор дальнего света фар; 8 — спидометр; 9 — тахометр; 10 — указатель тока; 11 — сигнализатор резерва топлива; 12 — указатель уровня топлива; 13 — манометр шинный; 14 — выключатель плафона кабины; 15 — переключатель отопителя кабины; 16 — выключатель фонарей знака автопоезда; 17 — выключатель фары освещения разгрузочной площадки; 18 — выключатель света задней противотуманной фары; 19 — кнопка включения ЭФУ; 20 — включатель световой аварийной сигнализации; 21 — переключатель света фар центральный; 22 — ручка тяги ручного управления подачей топлива; 23, 29 — блоки контрольных ламп правый и левый; 24 — кнопка выключения аккумуляторных батарей; 25 — переключатель стеклоочистителя; 26 — выключатель стартера и приборов (устанавливается для МО и при отсутствии противоугонного устройства); 27 — кнопка омывателя ветрового стекла; 28 — выключатель подсветки приборов реостатный
Рычаг крана управления давлением воздуха в шинах имеет три положения:
- левое — накачка шин;
- среднее — нейтральное, манометр 13 показывает фактическое давление
- воздуха в шинах;
- правое — выпуск воздуха из шин.
Для включения или выключения аккумуляторных батарей автомобиля нажать на кнопку 24, расположенную на панели приборов.
Предпусковой подогреватель двигателя управляется с пульта, расположенного на левой боковине радиатора под капотом.
Аварийная сигнализация включается нажатием на кнопку 20, при этом начинают мигать все указатели поворотов и лампа в самой кнопке.
Постоянная частота вращения коленчатого вала устанавливается вытягиванием ручки 22 на себя; во избежание поломки привода рекомендуется предварительно нажать на педаль управления подачей топлива. Частота вращения коленчатого вала контролируется тахометром 9. При отсутствии показаний тахометра включить любую нагрузку (отопитель, подсветку приборов и т.д.); при этом тахометр начнет показывать величину оборотов коленчатого вала.
Работа системы энергоснабжения контролируется указателем тока 10. Положение стрелки между отметками «0» и « —» указывает на разряд аккумуляторной батареи, а положение между «0» и «+» на заряд. Давление воздуха в пневмоприводе тормозов автомобиля контролируется двухстрелочным маномет — ром 2; для контроля давления в каждом из контуров пневмопривода имеются клапанные выводы, к которым присоединяются переносные манометры.
На автомобилях, поставляемых НХ, выключатель стартера и приборов расположен на рулевой колонке и имеет четыре положения ключа:
0 — выключено, положение фиксированное, ключ не вынимается;
1 — включены приборы, положение фиксированное, ключ не вынимается;
II — включен стартер, возвращение в положение I автоматическое, ключ не вынимается;
III — стоянка, положение фиксированное, ключ вынимается при неработающем
двигателе и выключенных аккумуляторных батареях.
Выключатель стартера и приборов состоит из контактной и замковой частей. Замковая часть имеет противоугонное и блокировочное устройство, исключающее возможность повторного включения стартера.
Принцип действия противоугонного устройства заключается в том, что после вынимания ключа из замка выдвигается запорный стержень, который входит в паз вала рулевого управления и запирает вал.
Внимание! После того, как ключ вынут из замка, необходимо убедиться в блокировке рулевого управления поворотом рулевого колеса влево, вправо. В случае повышенного усилия при повороте ключа из положения «Стоянка» следует качнуть рулевое колесо влево, вправо.
При установке ключа выключателя стартера и приборов в положение III подается питание к катушке электромагнита электропневмоклапана, сердечник электромагнита, перемещаясь, приводит в действие систему клапанов в пневматической части, и воздух из крестовины разбора воздуха тормозной системы подается в пневмоцилиндр останова двигателя, тем самым отключая подачу топлива в цилиндры двигателя.
Маркировка клемм на выключателе стартера и приборов: голубой — 15/2, голубой с черным —15/1, желтый — Р, красный — 50, коричневый — 30/1, розовый — 30, черный — INT.
На автомобилях, поставляемых МО, ключ выключателя 26 стартера и приборов, расположенный на панели приборов имеет три положения:
0 — вертикальное: все выключено, ключ можно вынуть;
1 — среднее: ключ повернут по ходу часовой стрелки до первого фиксированного положения — включены приборы;
II — крайнее: ключ повернут по ходу часовой стрелки до упора — включены приборы и стартер.
При включении выключателя 26 стартера и приборов загорается сигнализатор 4 (красного цвета) аварийного падения давления масла, который гаснет после пуска двигателя при повышении вращения коленчатого вала выше минимального.
Освещенность шкалы приборов регулируется вращением ручки выключателя 28.
Необходимость обслуживания картонного фильтрующего элемента воздушного фильтра определяется показанием сигнализатора засоренности 3, установленного на панели приборов.
При увеличении сопротивления масляного фильтра (засорение фильтрующего элемента, повышенная вязкость масла при низкой температуре) сигнализатор 5 (рис. 12) загорается красным светом. Свечение его допустимо только при пуске и прогреве двигателя. Сигнализатор 2 загорается красным светом при аварийном повышении температуры охлаждающей жидкости свыше 90 °С. Допускается кратковременная (не более 10 мин) работа двигателя при температуре до 95 °С.
Рис. 12. Блоки контрольных ламп:
I — левый; II — правый; сигнализаторы: 1 — стояночного тормоза; 2 — аварийного повышения температуры охлаждающей жидкости; 3 — неисправности тормозов; 4 — минимального давления воздуха в пневмосистеме; 5 — засорения маслофильтра; 6, 7 — кнопки проверки
исправности сигнализаторов; 8 — включения ЭФУ; 9 — указателей поворота автомобиля; 10 — указателей поворота прицепа
Электрофакельное устройство работает при постоянно нажатой кнопке 19. Загорание сигнализатора 8 указывает на готовность ЭФУ к пуску двигателя. При нажатии на кнопки 6, 7 загораются все исправные сигнализаторы левого или правого блоков. Сигнализатор 9 загорается прерывистым зеленым светом при включении указателей правого или левого поворотов автомобиля, сигнализатор 10 загорается при включении указателей правого или левого поворотов прицепа. Эти сигнализаторы также служат для контроля за исправностью ламп указателей поворота.
При падении давления воздуха в баллонах ниже 450 кПа (4,5 кгс/см2) сигнализатор 4 загорается красным светом и включается звуковой сигнал.
При увеличенных зазорах между колодками и барабанами тормозов, а также при неисправностях гидравлической части привода при нажатии на педаль тормоза сигнализатор 3 загорается красным светом и гаснет после устранения неисправности.
Сигнализатор 1 загорается прерывистым красным светом при включении стояночного тормоза.
Панель выключателей автомобиля Урал 55571-40 показана на рис. 13:
Рис. 13. Панель выключателей автомобилей Урал 55571-40:
1 — выключатель фонарей знака автопоезда; 2 — выключатель плафона кабины; 3 — заглушка; 4 — переключатель отопителя кабины; 5 — рамка выключателей; 6 — панель щитка выключателей; 7 — выключатель фары освещения разгрузочной площадки; 8 — выключатель света задней противотуманной фары
Щиток управления самосвальной установкой показан на рис. 14. При движении автомобиля исходное положение всех рычагов верхнее (выключено).
Рис. 14. Щиток управления самосвальной установкой:
1 — рычаг крана включения масляного насоса; 2 — сигнализатор включения масляного насоса. При включении насоса загорается зеленый свет; 3, 4 — рычаги кранов подъема и опускания платформы; 5 — рычаг крана включения за крывания бортов автомобиля или прицепа; 6 —рычаг крана включения прицепа
Ручной топливоподкачивающий насос установлен на правой боковине оперения. Для заполнения системы питания топливом и удаления из нее воздуха при неработающем двигателе отвернуть ручку 1 (рис. 15) против часовой стрелки до освобождения ручки из фиксированного положения и совершать возвратно — поступательное движение вверх-вниз. Закачав топливо вручную, утопить ручку и зафиксировать ее поворотом по ходу часовой стрелки до упора.
Соединительная головка (рис. 16) предназначена для соединения пневмосистемы автомобиля с пневмосистемой прицепа.
Рис. 15. Насос ручной топливоподкачивающий: 1 — ручка насоса
Рис. 16. Головка соединительная
Рис. 17. Клапан отбора воздуха: 1 — колпачок
Клапан отбора воздуха установлен под капотом на панели кабины. Для отбора воздуха отвернуть колпачок 1 (рис. 17) клапана, навернуть на корпус клапана накидную гайку шланга, имеющегося в комплекте инструмента.
Рис. 18. Клапан буксирный:
1 — пробка; 2 — клапан; 3 — лонжерон правый
Рис. 19. Выключатель аккумуляторных батарей
Буксирный клапан (рис. 18), установленный на правом кронштейне переднего буфера, предназначен для снабжения воздухом тормозной системы автомобиля при буксировании его с неисправным двигателем. Для присоединения тягача к воздушной магистрали автомобиля отворачивают пробку 1 буксирного клапана. Подсоединяют воздушный шланг с соединительной головкой, имеющийся в комплекте ЗИП, к питающей магистрали автомобиля-тягача (красная соединительная головка) и буксирному клапану буксируемого автомобиля.
Выключатель аккумуляторных батарей (рис. 19) расположен на кронштейне аккумуляторного контейнера. При отказе дистанционной системы управления выключатель можно выключить или включить нажатием на кнопку под резиновым чехлом.
Розетка внешнего запуска расположена на кронштейне аккумуляторного контейнера. Используя вилку, прикладываемую к каждому автомобилю, при необходимости можно пустить двигатель от внешнего источника постоянного тока.
Гидровыводы (рис. 20) для присоединения гидросистемы прицепа расположены в задней части автомобиля под платформой. Через гидровывод 1 осуществляется подъем платформы прицепа, через гидровывод 2 — закрывание ее бортов.
Рис. 20. Гидровыводы: 1 — для подъема платформы прицепа; 2 — для закрывания бортов платформы прицепа