Самосвальная установка
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Платформа автомобиля Урал 5557-40
Платформа предназначена для перевозки преимущественно сельскохозяйственных грузов. Надежная работа самосвальной платформы обеспечивается при правильной эксплуатации автомобиля, исключающей перегрузку перевозимыми грузами. Нормированная масса груза в платформе указана в приложении 10.
Платформа устанавливается на надрамнике на десяти резиновых амортизаторах, закрепленных на кронштейнах основания платформы, фиксируется четырьмя кронштейнами-захватами со съемными штырями. Болты 6 (рис. 96) в кронштейнах должны быть затянуты, при этом платформа фиксируется захватами под действием собственного веса.
При движении автомобиля по дорогам общего пользования фиксирующие штыри должны устанавливаться как минимум в двух кронштейнах, расположенных по диагонали, с правой и левой сторон платформы.
При работе автомобиля в технологическом режиме на полях и проселках, для обеспечения автоматизма при разгрузочных операциях, фиксирующие штыри должны устанавливаться в переднем и заднем кронштейнах на стороне разгрузки.
Рис. 96. Захват пружинный:
1 — валик; 2, 10 — пружины; 3 — штырь; 4 — палец; 5 — стенка кронштейна; 6 — болт; 7 — болт; 8 — кронштейн; 9 — толкатель
Для ограничения максимального угла опрокидывания платформы служит страховочный трос 2 (рис. 97), который закрепляется одним концом на надрамнике, другим — на основании платформы.
Рис. 97. Установка страховочного троса:
1 — зажим; 2 — трос; 3 — пружина оттяжная
Для исключения самопроизвольного опускания поднятой платформы при проведении ремонтных работ на основании платформы имеется страховочный упор (рис. 98).
Рис. 98. Установка страховочного упора:
1 — ограничитель упора; 2 — ушко; 3 — пружина оттяжная; 4 — кольцо; 5 — упор страховочный; 6 — крюк; 7 — лонжерон надрамника 7
При подъеме платформы автоматически открываются запорные крюки 6 (рис. 99) бортов при набегании рычага 9 на ось 3 тягой 5. Под действием собственной массы и давления груза борт 7 открывается на угол 90°. В открытом положении борт удерживается цепями. При снятых гидроцилиндрах закрывания бортов и цепях борт может открываться на 180°.
Рис. 99. Схема механизма автоматического открывания крюков:
1 — ось надрамника; 2 — кронштейн; 3 — ось; 4 — вилка; 5 — тяга; 6 — крюк; 7 — борт боковой; 8 — борт передний (задний); 9 — рычаг; 10 — надрамник
Закрытый гидроцилиндрами боковой борт запирается крюками в момент касания борта стоек переднего и заднего бортов.
Для страховки от открывания борта при ремонтных работах, связанных с подъемом платформы, на переднем борту имеются цепи с крюками, а на боковых бортах — гнезда под крюк цепи.
Для надежного запирания бортов необходимо следить, чтобы зазор «а» между рычагом 9 и осью 3 был больше зазора «Ь» между осью надрамника и кронштейном на 1-3 мм, но не более 10 мм. Регулируется зазор «а» длиной тяги 5.
Передний и задний крюки должны открываться одновременно. Уменьшение зазора «а» приводит к раннему открыванию крюка, увеличение — к более позднему.
Необходимо проверять работу механизма запирания бортов при ежедневном обслуживании, в случае необходимости отрегулировать привод.
Для уплотнения стыка боковых бортов с основанием на нижней балке бокового борта имеются резиновые уплотнители по всей длине основания. На переднем и заднем бортах также установлены резиновые уплотнители (рис.100).
Перевозимый груз может укрываться имеющимся в комплекте платформы тентом (в транспортном положении крепится к переднему борту платформы автомобиля, рис. 101). В рабочем положении тент крепится канатом за крючки, имеющиеся на бортах платформы.
Рис. 100. Уплотнения бортов платформы:
1 — пластины регулировочные; 2 — буфер; 3 — соединение болтовое; 4 — прокладка уплотнительная; 5 — планка
Рис. 101. Схема крепления тента на переднем борту:
1 — тент; 2 — борт передний; 3 — ремень
Для увеличения объема платформы при перевозке легковесных грузов платформа укомплектована козырьком (рис. 102) и съемным комплектом надставных бортов (рис. 103).
Рис. 102. Козырек:
1 — ось; 2 — панель; 3 — болты крепления козырька; 4, 6 — болты соединения панели с боковиной; 5 — боковина
Надставные борта металлические, каркасного типа. Панели боковых бортов из просечной сетки. Механизм открывания надставных бортов тросовый, срабатывает автоматически при опрокидывании платформы. Установка привода откидывания бортов и регулировка показаны на рис. 102. Закрываются надставные борта под действием собственной массы.
Устанавливаются надставные борта платформы в следующей последовательности:
- поднять платформу и установить на страховочный упор;
- закрепить концы тросов 3 на кронштейне 2;
- опустить платформу, открыть боковые борта и установить передний и задний надставные борта 5, закрепить их болтами 4;
- установить боковые надставные борта 11 и закрепить их болтами 9;
- соединить борта тросами 7 и натяжителями 10;
- соединить тягами 6 тросы 3 и 7;
- установить шплинты;
- отрегулировать натяжителями 10 и длиной вертикальных тросов 3 натяжение тросов 7 до момента начала подъема надставных бортов. Провисание горизонтального троса должно быть не более 40 мм;
- установить козырек 8 и закрепить его болтами 12;
- поднять и опустить платформу, проверить работу механизма открывания надставных бортов. В случае необходимости повторить регулировку натяжения тросов.
Рис. 103. Борта надставные:
1 — надрамник; 2 — кронштейн надрамника; 3 — трос вертикальный; 4 — болты крепления переднего (заднего) надставного борта; 5 — борт надставной передний (задний); 6 — тяга троса; 7 — трос горизонтальный; 8 — козырек; 9 — болты крепления надставного бокового борта; 10 — натяжитель троса; 11 — борт надставной боковой; 12 — болты крепления козырька; а — провисание, не более 40 мм
Надрамник установлен на раме автомобиля, на нем крепится платформа и размещены механизмы подъема платформы. Уход за надрамником заключается в наблюдении за состоянием болтовых и заклепочных соединений. Необходимо следить, чтобы платформа лежала на всех опорных площадках надрамника.
Обслуживание платформы. Платформа является составной частью сложного кинематического механизма самосвальной установки. Перед проведением работ под поднятой платформой установить платформу на страховочный упор 5 (см. рис. 98), для чего нужно снять кольцо 4 с упора и поднять платформу. При опускании платформы упор должен фиксироваться на лонжероне 7 надрамника. Если страховочный упор надежно не фиксируется на надрамнике, поднять платформу, освободить упор, опустить платформу и подогнуть ограничитель 1 упора.
Для снятия платформы с упора пружину 3 переставить с ушка 2 на крюк 6 и поднять платформу. При этом пружина 3 сместит упор и позволит опустить платформу. После опускания платформы закрепить упор в транспортном положении кольцом 4, пружину 3 переставить с крюка 6 на ушко 2.
При эксплуатации необходимо систематически следить за исправностью страховочного упора.
Перед каждым подъемом платформы обратить внимание на фиксацию штырей 3 (см. рис. 96) в опорах платформы на стороне разгрузки.
Перед перевозкой сыпучих грузов необходимо проверить состояние уплотнений бортов.
Правильную установку уплотнений между бортами проверять при закрытых на крюк боковых бортах. При этом зазор между буфером 2 (см. рис. 100) и бортом должен быть 0-2 мм. При необходимости установить зазор с помощью регулировочных пластин 1 и добиться устранения щелей по всей высоте борта, двигая уплотнительные прокладки 4. После регулировки затянуть болтовые соединения 3.
Чтобы отрегулировать угол подъема платформы необходимо:
- проверить свободный ход рычага 6 (рис. 104), который должен быть в пределах 1-2 мм. Регулировка хода производится изменением длины регулировочного болта 5;
- отвернуть контргайку 7 и ввернуть регулировочный болт 8 в рычаг 6;
- установить ненагруженную платформу относительно надрамника на угол 45°-46°;
- вывернуть регулировочный болт 8 до упора в толкатель 2 и зафиксировать контргайкой;
- опустить и поднять платформу. Убедиться, что при достижении угла наклона платформы 45° ее подъем прекращается. При необходимости следует повторить регулировку. Аналогично провести регулировку угла наклона платформы на 45° в другую сторону.
Рис. 104. Регулировка угла подъема платформы:
1 — гидроцилиндр; 2 — толкатель; 3 — клапан ограничительный; 4, 7 — контргайки; 5, 8 — болты регулировочные; 6 — рычаг
Необходимо следить за состоянием страховочного троса, его зажимов и пальцев, прогибом страховочного троса при срабатывании ограничительного клапана.
При подъеме ненагруженной платформы на угол 45°относительно надрамника стрела прогиба страховочного троса должна быть 60-100 мм.
Платформа автомобиля Урал 55571-40
Платформа сварная, металлическая, ковшеобразного типа, с защитным козырьком, закрывающим пространство между кабиной и платформой.
Платформа опирается на надрамник четырьмя резиновыми амортизаторами, установленными в нижней части основания.
Основание платформы состоит из поперечных балок с приваренными к ним листами днища. В задней части основания между поперечными балками приварены кронштейны опрокидывания платформы с гнездами втулок осей опрокидывания и втулками стопорных пальцев.
Во втулки осей опрокидывания вставляются оси опрокидывания платформы при монтаже ее на надрамнике. В передней части основания платформы приварены кронштейны, предохраняющие платформу от боковых смещений при движении автомобиля.
Передний борт, усиленный четырьмя стойками, установлен с наклоном вперед (угол с вертикалью 27°).
К стойкам переднего борта и козырьку приварен кронштейн верхней опоры гидроцилиндра со шпильками для его крепления.
При сборке основание платформы связывается с боковыми и передними бортами раскосами, которые образуют каналы для перехода выпускных газов, обогревающих платформу (рис. 105). В эти каналы и поперечные балки газы попадают из газоприемника 6 через отверстие в передней части основания платформы.
Рис. 105. Схема обогрева платформы автомобиля:
1, 4 — откосы боковые; 2 — балка поперечная; 3 — балка поперечная задняя; 5 — откос передний; 6 — газоприемник; А — распределитель газов; В — выход газов; С — вход газов
Для предотвращения аварийного наклона платформы между платформой и надрамником установлен страховочный трос. При подъеме ненагруженной платформы на угол 55° относительно надрамника стрела прогиба должна быть 60-100 мм. При необходимости величина стрелы прогиба регулируется изменением длины троса 2 (рис. 106).
Рис. 106. Установка страховочного троса:
1 — зажим; 2 — трос; 3 — пружина оттяжная
Чтобы отрегулировать угол подъема платформы необходимо:
- отвернуть контргайку 3 (рис. 107) регулировочного винта 2;
- отвернуть регулировочный винт в шток до отказа;
- поднять платформу до положения угла наклона платформы относительно надрамника 54°-56° и застопорить платформу в этом положении при помощи стопорных пальцев;
- вывернуть регулировочный винт 2 из штока клапана до упора в корпус гидроцилиндра 1 и застопорить контргайкой 3.
Рис. 107. Регулировка угла подъема платформы:
1 — гидроцилиндр; 2 — винт регулировочный; 3 — контргайка; 4 — клапан ограничения подъема платформы
Расстопорить платформу, опустить и вновь поднять ее. Убедиться в том, что подъем прекращается при угле наклона платформы относительно надрамника 54°-56°.
Для проведения работ под поднятой платформой необходимо поднять ее на максимальный угол и установить два стопорных пальца во втулки кронштейна опрокидывания платформы.
В транспортном положении стопорные пальцы устанавливаются в скобы, приваренные к переднему борту платформы.
К четвертой поперечине основания приварен кронштейн крепления страховочного троса.
Периодически, через каждые 20 000 км необходимо смазать оси опрокидывания платформы консистентной смазкой через масленки, установленные во втулках опрокидывания осей, до появления свежей смазки из сопряжения.
Платформа может быть оборудована задним бортом и механизмом автоматического открывания и закрывания запоров заднего борта (рис. 108).
Платформа опирается на надрамник четырьмя резиновыми амортизаторами, установленными в нижней части основания.
Основание платформы состоит из поперечных балок с приваренными к ним листами днища. В задней части основания между поперечными балками приварены кронштейны опрокидывания платформы с гнездами втулок осей опрокидывания и втулками стопорных пальцев.
Во втулки осей опрокидывания вставляются оси опрокидывания платформы при монтаже ее на надрамнике. В передней части основания платформы приварены кронштейны, предохраняющие платформу от боковых смещений при движении автомобиля.
Передний борт, усиленный четырьмя стойками, установлен с наклоном вперед (угол с вертикалью 27°).
К стойкам переднего борта и козырьку приварен кронштейн верхней опоры гидроцилиндра со шпильками для его крепления.
Регулировка угла подъема платформы аналогична регулировке угла подъема платформы автомобилей Урал 55571-40.
Механизмы самосвальной установки
Механизмы самосвальной установки автомобилей Урал 5557-40 (рис. 109) обеспечивают: подъем и опускание платформы, остановку ее в любом положении, закрывание боковых бортов, автоматическое ограничение максимального угла наклона платформы, автоматическое ограничение максимального давления масла в гидросистеме. При подсоединении к гидровыводам автомобиля (см. рис. 20) гидравлической системы прицепа обеспечиваются также подъем и опускание платформы прицепа и закрывания его бортов.
Схема без гидровыводов для прицепа показана на рис. 110.
Рис. 109. Схема пневмогидравлическая самосвальной установки автомобиля Урал 5557-40:
1 — крестовина с краном отбора воздуха; 2 — бак масляный; 3 — гидроцилиндр подъема платформы прицепа; 4 — корпуса разрывных муфт правые; 5 — гидроцилиндр закрывания боковых бортов прицепа; 6 — корпуса разрывных муфт с заглушками (гидровыводы) левые; 7 — гидроцилиндр закрывания боковых бортов автомобиля; 8 — гидроцилиндр подъема платформы автомобиля; 9 — клапан ограничителя; 10, 12, 14, 16, 18 — краны управления пневматический; 11 — блок гидрораспределителей; 13 — кран управления; 15 — гидрораспределитель; 17 — коробка отбора мощности
Рис. 110. Схема пневмогидравлическая самосвальной установки автомобиля Урал 5557-40 без гидровыводов:
1 — крестовина с краном отбора воздуха; 2 — бак масляный; 3 — гидроцилиндр закрывания боковых бортов автомобиля; 4 — гидроцилиндр подъема платформы автомобиля; 5 — клапан ограничительный; 7, 9, 11, 13 — краны управления пневматические; 6, 8 — кран управления; 10 — гидрораспределитель; 12 —коробка отбора мощности
Схема самосвальной установки автомобиля Урал 55571-40 показана на рис. 111.
Работа самосвальной установки аналогична работе самосвальной установки автомобиля Урал 5557-40, за исключением закрывания боковых бортов платформы автомобиля.
Схема без гидровыводов для прицепа показана на рис. 112. Для управления самосвальной установкой в кабине установлен щиток рис. 14.
Рис. 111. Схема пневмогидравлическая самосвальной установки автомобиля Урал 55571-40:
1 — крестовина с краном отбора воздуха; 2 — бак масляный; 3 — гидроцилиндр подъема платформы прицепа; 4 — корпуса разрывных муфт правые; 5 — гидроцилиндр закрывания боковых бортов прицепа; 6 — корпуса разрывных муфт с заглушками (гидровыводы) левые; 7 — гидроцилиндр подъема платформы автомобиля; 8 — клапан ограничительный; 9, 11, 13, 15, 17 — краны управления пневматические; 10 — блок гидрораспределителей; 12 — кран управления; 14 — гидрорас — пределитель; 16 — коробка отбора мощности
Рис. 112. Схема пневмогидравлическая самосвальной установки автомобиля Урал 55571-40 без гидровыводов:
1 — крестовина с краном отбора воздуха; 2 — бак масляный; 3 — гидроцилиндр подъема платформы автомобиля; 4 — клапан ограничительный; 5 — кран управления; 6, 7, 9 — краны управления пневматические; 12 — кран управления; 14 — гидрораспределитель; 8 — коробка отбора мощности
Пневматический кран (рис. 113) служит для дистанционного управления механизмами подъема платформы и закрывания бортов как автомобиля, так и прицепа с помощью сжатого воздуха.
Транспортное положение рычагов включения всех кранов — верхнее.
Для включения крана необходимо перевести его рычаг в нижнее положение. Шток 7 под действием рычага 8 перемещается, сжимая пружину 5, отводит клапан 3 от седла 4 и сообщает входное отверстие с выходным. Сжатый воздух идет к пневмокамере исполнительного органа.
При выключении крана рычаг переводится в верхнее положение. При этом выходное отверстие соединяется с атмосферой, воздух из пневмокамеры исполнительного органа выпускается. Клапан под действием пружины прижимается к седлу, разобщая входное и выходное отверстия крана.
Рис. 113. Кран пневматический:
1 — крышка; 2 — пружина клапана; 3 — клапан; 4 — седло клапана; 5 — пружина штока; 6 — корпус; 7 — шток крана; 8 — рычаг; а — выключено; b — включено; с — подвод воздуха
Коробка отбора мощности (рис. 114) — одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны. Между фланцами картеров коробки передач и отбора мощности ставятся регулировочные и уплотнительная прокладки, с помощью которых на заводе производится регулировка зацепления шестерен. Поэтому при необходимости замены прокладок общая их толщина должна быть сохранена. Ведомый вал 15 коробки отбора мощности приводится во вращение от промежуточного вала коробки передач с помощью специально устанавливаемой для этой цели на валу шестерни, находящейся в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 3 коробки отбора мощности.
С ведущей шестерней 3 при включении коробки вводится в зацепление ведомая шестерня 5, которая может перемещаться по наружным шлицам ведомого вала 15 с помощью вилки 9, жестко связанной со штоком 10.
Рис. 114. Коробка отбора мощности:
1 — ось ведущей шестерни; 2 — картер; 3 — шестерня ведущая; 4 — крышка картера; 5 — шестерня ведомого вала; 6 — диафрагма камеры включения; 7 — крышка камеры включения; 8 — крышка; 9 — вилка; 10 — шток вилки включения; 11 — пружина; 12 — включатель; 13 — прокладки регулировочные; 14 — шарикоподшипники; 15 — вал ведомый; 16 — роликоподшипники
Включение коробки отбора мощности осуществляется с помощью пневматической рабочей камеры краном включения масляного насоса. При этом воздух подается в пневмокамеру, перемещается шток 10 с вилкой 9 и вводит шестерню 5 в зацепление с ведущей шестерней. Шток воздействует на выключатель 12, замыкая его контакты и на щитке управления самосвальной установки загорается сигнализатор включения насоса. При выключении коробки пружина 11 возвращает шток в исходное положение.
Включение коробки отбора мощности следует производить только при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 500 кПа (5 кгс/см2) при выключенном сцеплении.
Масляный насос — шестеренного типа, левого вращения.
Масляный бак (рис. 115) — штампованный. В верхней части его имеется заливная горловина и фланец крепления фильтра. В нижней — отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой 2, всасывающий патрубок 1. В заливной горловине установлен фильтр 3. Горловина закрывается резьбовой крышкой 5 с подштампованными отверстиями соединяющими полость бака с атмосферой. Крышка снабжена указателем 4 уровня масла, имеющим нижнюю и верхнюю отметки. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих отметок. Для проверки уровня (при отпущенной платформе) следует вывернуть пробку с указателем и вставить ее до упора в резьбу. Для предотвращения попадания пыли и грязи внутрь масляного бака в крышке 5 установлена волосяная набивка 6.
На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр масляного бака. При чрезмерном засорении фильтрующего элемента давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5 (рис. 116) и масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.
Рис. 115. Бак масляный:
1 — патрубок всасывающий; 2 — пробка сливная; 3 — фильтр заливной горловины; 4 — указатель уровня масла; 5 — крышка; 6 — набивка крышки; 7 — фильтр
Рис. 116. Фильтр масляного бака:
1 — труба; 2 — корпус; 3 — элемент фильтрующий; 4 — патрубок; 5 — клапан предохранительный шариковый
Гидроцилиндр подъема платформы автомобиля Урал 5557-40 — телескопический. В корпусе 15 гидроцилиндра размещены выдвижные звенья (плунжеры) 5, 7 и 16, ход которых ограничивается при выдвижении упорными кольцами 12, 14, 17, а при движении вниз — упорными кольцами 23 и 24. Направление выдвижных звеньев обеспечивается чугунными направляющими полукольцами 19 и направляющими 6, которые удерживаются стопорными кольцами 8.
Уплотнение выдвижных звеньев осуществляется резиновыми манжетами 11, находящимися между проставками 13 и защитными кольцами 10. От попадания пыли и грязи извне полость гидроцилиндра защищена грязесъемниками 9, которые установлены в проточках направляющих втулок 6. Снизу на корпус гидроцилиндра навернуто днище 22. Резьбовое соединение корпуса и днища уплотняется кольцом 21 с защитной шайбой 20. Гидроцилиндр имеет две шаровые головки 1. Нижняя — закреплена в днище 22, а верхняя — в плунжере посредством стопорного кольца 4. Сферические части шаровых головок опираются на вкладыши 2 вставок 3 шаровых опор, образуя шарнирные соединения. Вкладыши 2 обеспечивают работу этих соединений без смазки. К корпусу гидроцилиндра приварен патрубок 18, к которому крепится шланг высокого давления.
Гидроцилиндр подъема платформы автомобиля Урал 55571-40 — телескопический. В корпусе 1 (рис. 118) размещены плунжеры 8, ход которых ограничивается при движении вниз упорными кольцами 5 и 7.
Направление плунжеров обеспечивается направляющими полукольцами 6 и направляющими 10, которые удерживаются стопорными кольцами 11.
Уплотняются плунжеры резиновыми манжетами 9. От попадания пыли и грязи извне полости гидроцилиндра защищены чистильщиками 12. В нижней части корпуса установлено днище 2, зафиксированное штифтом 3 и уплотняемое кольцом 4. Гидроцилиндр имеет шаровые головки 14, закрепленные гайками 15, навернутыми на опоры 18. Гайки застопорены стопорными кольцами 16, шаровая головка на плунжере — стопорной шайбой 13. Вкладыши 17 обеспечивают работу шаровых соединений без смазки: смазка закладывается только при сборке.
Гидроцилиндр закрывания боковых бортов платформы автомобиля Урал 5557-40. Стакан 9 гидроцилиндра (рис. 119), изготовленный из трубы с одной стороны имеет приварное днище 16, а с другой стороны закрыт крышкой 8, подтянутой гайкой 3, в проточке которой установлен грязесъемник 2. Наружный диаметр крышки уплотняется резиновым кольцом 18, а внутренний — манжетами 6 шевронного уплотнения.
Уплотнение втулки 11, поршня и рабочего стакана гидроцилиндра выполнено манжетами 13 , а шток — резиновым кольцом 17. От осевого смещения втулка на штоке с одной стороны удерживается полукольцами 10, а с другой стороны подтянута гайкой 15.
Блок гидрораспределителей служит для управления потоком рабочей жидкости в гидросистеме и состоит из крана управления I (рис. 120) и гидрораспределителя П. В корпус 5 крана запрессованы седла 14 и 24 клапанов 16 и 23 и ввернуты штуцеры 12 и 22, служащие направляющими толкателей 8 и 20. Соединение клапанов с толкателями типа «ласточкин хвост» исключает заклинивание клапанов в седлах при несовпадении осей толкателей и седел. Толкатели соединены с диафрагмами 11 и 15, расположенными в полостях пневмокамер, 168 закрытых крышками 6 и 18. Пружина 7 прижимает клапан 16 к седлу, а пружина 19 удерживает клапан 23 в открытом положении. Толкатели 8 и 20 уплотнены резиновыми кольцами 13 и 21, а толкатель 8, кроме того, имеет дренажное отверстие 9.
Рис. 120. Блок гидрораспределителей:
1, 11, 15 — диафрагмы; 2, 10, 17 — пневмокамеры; 3, 16, 23, 32 — клапаны; 4, 6, 18, 30 — крышки; 5 — корпус крана управления; 7, 19, 37 — пружины; 8, 20 — толкатели клапанов; 9 — отверстие дренажное; 12, 22 — штуцера; 13, 21 — кольца уплотнительные толкателей; 14, 24 — седла клапанов; 25, 34 — штуцера; 26, 35 — кольца уплотнительные; 27 — клапан предохранительный; 28 — буртик; 29 — корпус гидрораспределителя; 31 — кольцо стопорное; 33 — седло; 36 — проставка; I — кран управления; II — гидрораспределитель
В корпусе 29 гидрораспределителя установлены седла 33 с клапанами 32 и 3 и ввернуты штуцера 34. Клапан 3 соединен с диафрагмой 1 пневмокамеры, закрытой крышкой 4. Пружина 37 удерживает клапан 3 в закрытом, а клапан 32 — в открытом положении. Подвижные и неподвижные соединения уплотнены резиновыми кольцами. В нейтральном положении клапанов блока масло от насоса по трубопроводам через гидрораспределитель 15 (см. рис. 109) крана управления I (см. рис. 120) и открытый клапан 23 идет на слив.
При подводе воздуха в пневмокамеру 17 крана управления I диафрагма 15 перемещается, сжимая пружину 19, и клапан 23 закрывается. Одновременно воздух подводится в полость пневмокамеры 10 под диафрагму 11, которая сжимает пружину 7 и открывает клапан 16. Масло проходит через клапан 16, открытый клапан 32 гидрораспределителя II в полость гидроцилиндра подъема платформы автомобиля. В случае подвода воздуха в пневмокамеру 2 гидрораспределителя II, диафрагма 1 сжимает пружину 37, клапан 32 закрывается, а клапан 3 открывается, и масло проходит в полость гидроцилиндра подъема платформы прицепа. При выпуске воздуха из полостей пневмокамер крана управления I пружины 7 и 19 возвращают диафрагмы 11 и 15 в первоначальное положение — клапан 16 закрывается, а клапан 23 — открывается. Так как клапан 16 закрыт, то магистрали гидроцилиндров платформ автомобиля и прицепа перекрыты. При этом платформа автомобиля (или прицепа), в зависимости от положения клапанов 32 и 3, удерживается в поднятом положении, а масло при работающем насосе идет на слив через клапан 23.
При поступлении воздуха только в пневмокамеру 10 клапан 16 открывается, а масло из полости гидроцилиндра платформы автомобиля (или прицепа) через открытый клапан 32 и 3, соответственно, клапан 16 и клапан 23 идет на слив. В корпусе крана управления I установлен предохранительный клапан 27. При заворачивании клапана буртик 28 врезается в тело корпуса крана управления и разъединяет напорную магистраль.
В случае перегрузки давление в системе возрастает, срабатывает предохранительный клапан, перепуская масло в маслобак, а подъем платформы прекращается. Величина давления срабатывания предохранительного клапана отрегулирована на заводе-изготовителе и изменять ее в процессе эксплуатации не допускается.
Кран управления и гидрораспределитель служат для закрывания бортов платформы. По конструкции они аналогичны крану управления I и гидрораспределителю II блока гидрораспределителей.
При подъеме платформы автомобиля (прицепа) гидроцилиндры закрывания бортов соединены со сливной магистралью. При закрывании бортов воздух подается одновременно в пневмокамеры крана управления и гидрораспределителя (см. рис. 109). Клапан 16 (рис. 121) гидрораспределителя открывается, а клапан 13 закрывается. В кране управления клапан 14 (рис. 122) перекрывает сливную магистраль, и масло поступает в штоковые полости гидроцилиндров закрывания бортов. От перегрузки механизмы защищены предохранительным клапаном 15, отрегулированным на давление 10 МПа (100 кгс/см2). Изменять регулировку при эксплуатации не допускается.
Устройство и работа крана управления закрыванием бортов платформы прицепа автомобилей Урал 55571-40 аналогичны крану управления, показанному на рис. 122.
Рис. 121. Гидрораспределитель закрывания бортов платформы:
1 — крышка; 2 — шайба; 3 — диафрагма; 4 — пружина; 5 — проставка; 6 — штуцер; 7, 8, 9, 15 — кольца уплотнительные; 10 — корпус; 11 — крышка; 12 — кольцо стопорное; 13, 16 — клапаны; 14 — седло клапана
Ограничительный клапан. В корпусе 1 (рис. 123) расположен клапан 3, прижатый к седлу пружиной 2, и шток 7 с регулировочным болтом 5. При нажатии на сферическую головку регулировочного болта шток перемещается и открывает клапан 3. Напорная и сливная магистрали при этом соединяются между собой, прекращая дальнейший подъем платформы.
Разрывные муфты (рис. 124) предназначены для предохранения трубопроводов и шлангов от разрушения при случайном или аварийном отсоединении прицепа, а также для присоединения шлангов гидросистемы прицепа к гидросистеме автомобиля и отсоединения шланга, при снятии платформы, без потерь масла.
Рис. 122. Кран управления закрыванием бортов платформы:
1 — корпус; 2 — пробка; 3, 4, 10, 11, 16 — кольца уплотнительные; 5 — пружина; 6 — диафрагма; 7 — крышка; 8 — толкатель клапана; 9 — штуцер толкателя; 12, 17 — штуцера; 13 — седло клапана; 14 — клапан; 15 — клапан предохранительный
Рис. 123. Клапан ограничительный:
1 — корпус; 2 — пружина; 3 — клапан; 4 — втулка; 5 — болт регулировочный; 6 — контргайка; 7 — шток; 8 — кольца уплотнительные
Рис. 124. Муфта разрывная:
1 — корпус левый; 2, 13 — кольца стопорные; 3, 12 — втулки опорные; 4, 10 — пружины; 5 —шарики; 6 — пружина; 7 — кольцо уплотнительное; 8 — втулка запорная; 9 — шарик; 11 — крестовина; 14 — корпус правый
Для подсоединения необходимо навернуть на гидравлические шланги прицепа правые корпуса разрывных муфт прикладываемые к каждому автомобилю (см. рис. 132, поз. 4). Выводя фиксирующие шарики 9 из кольцевой канавки гидровыводов путем нажатия на левый корпус 1 и смещения его внутрь запорной втулки 8, подсоединить гидравлические шланги прицепа.
На снятые металлические заглушки разрывных муфт надеть пластмассовые пробки правых корпусов и уложить их в инструментальную сумку.
Обслуживание механизмов самосвальной установки
Необходимо своевременно подтягивать соединения маслопроводов, воздухопроводов, не допуская утечки масла, воздуха, следить за уровнем масла в масляном баке.
При снижении уровня масла ниже нижней метки на указателе следует долить масло до верхней метки. Не допускается забивание грязью отверстий для прохода воздуха в крышке масляного бака, фланцев кранов управления и гидрораспределителей. При доливке или замене масла не допускается попадание в бак посторонних примесей и воды, масло должно быть тщательно отфильтровано.
Масляный насос чувствителен к перегрузкам, качеству применяемого масла, поэтому во избежание преждевременного выхода из строя не следует использовать масло, не предусмотренное картой смазочных материалов и рабочих жидкостей.
После длительной эксплуатации на поверхности выдвижных звеньев гидроцилиндра подъема платформы могут появиться подтеки масла, которые необходимо удалять чистой сухой тряпкой. Обильные подтеки масла указывают на износ уплотнений, в этом случае их нужно заменить.
При необходимости замены уплотнительных манжет гидроцилиндра подъема платформы необходимо отвернуть пробку 25 (см. рис. 117) в днище цилиндра и слить масло, снять гидроцилиндр с автомобиля, снять верхнюю шаровую опору, вынув стопорящее ее кольцо 4. Отвернуть днище 22 гидроцилиндра и осторожно извлечь из корпуса выдвижные звенья.
Снять нижние упорные кольца 23 и 24 и направляющие полукольца 19. При сборке гидроцилиндра необходимо следить за тем, чтобы упорные кольца были аккуратно заправлены в свои канавки.
Правильность установки упорных колец проверяется калибрами: в районе наибольшего кольца должен проходить калибр контрольным диаметром 95,9 мм и центрирующим диаметром 100,4 мм; в районе среднего кольца — калибр контрольным диаметром 75,9 мм и центрирующим 80,4 мм; в районе наименьшего кольца — калибр контрольным диаметром 56,9 мм и центрирующим диаметром 61,4 ii.
При установке гидроцилиндра на автомобиль необходимо убедиться в том, что вставки 3 надежно застопорены винтами 27 с шаровыми опорами, а стопорные кольца 4 шаровых головок установлены правильно.
Для слива отстоя из гидроцилиндра на автомобиле нужно отсоединить шланг высокого давления и вывернуть пробку в днище.
В процессе эксплуатации необходимо контролировать работу блока гидрораспределителей, крана управления, гидрораспределителя, пневматических кранов управления.
При нарушении целостности диафрагм пневмокамер сжатый воздух с характерным шипением будет выходить наружу. Отказ в работе кранов управления и гидрораспределителей может быть по причине поломок возвратных пружин или выпрессовки седел клапанов.
При утечке воздуха через кран управления следует проверить состояние седла и резиновой части клапана, при необходимости зачистить или заменить их.
Коробка дополнительного отбора мощности
Отбор мощности производится от первичного вала раздаточной коробки через подвижную муфту 2 (рис. 125) и предназначен для привода вспомогательных агрегатов.
Работа коробки дополнительного отбора мощности возможна при любой передаче в раздаточной коробке, включая и нейтральную. Для смазки подшипников шестерен и валов в коробке дополнительного отбора мощности установлен плунжерный насос.
Насос состоит из поршня 16 с нагнетательным клапаном, предохранительного клапана 18, корпуса 19. Поршень с шатуном установлен на эксцентрике вала 3 и при его вращении поступательно перемещается. Для предотвращения чрезмерного давления с увеличением частоты вращения всасывающий клапан выполнен дифференциального типа с цилиндрической пружиной. Масло забирается через трубку, соединенную с масляной ванной раздаточной коробки, и из насоса поступает к подшипникам шестерен через каналы, выполненные в валу 3 и в первичном валу раздаточной коробки. Часть масла проникает через зазоры и смазывает подшипники валов. Для обеспечения дистанционного включения коробки дополнительного отбора мощности в кабине справа от водителя на нижней кромке панели приборов на кронштейне установлен кран управления (см. рис. 113).
При длительной работе коробки дополнительного отбора мощности не должно наблюдаться повышенного нагрева подшипников первичного вала раздаточной коробки и вала отбора мощности. Повышенный нагрев свидетельствует о неисправности в масляном насосе.
Исправность насоса необходимо проверять вдвоем. Для проверки работы насоса следует:
- затянуть до отказа рычаг стояночного тормоза;
- установить в нейтральное положение рычаг включения передач раздаточной коробки;
- при необходимости отсоединить от фланца коробки дополнительного отбора мощности вал привода вспомогательного агрегата;
- вывернуть заглушку 17 в корпусе насоса;
- пустить двигатель, включить коробку дополнительного отбора мощности и одну из передач в коробке передач;
- определить исправность насоса, закрыв отверстие под заглушку пальцем.
При исправном насосе ощущается пульсация масла в отверстии под заглушку
Работать при неисправном насосе запрещается.