Электрооборудование
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Система электрооборудования однопроводная, отрицательный полюс источников электроэнергии и потребителей соединен с «массой» автомобиля. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяется с «массой» автомобиля дистанционным выключателем.
Источниками электроэнергии служат две аккумуляторные батареи, соединенные последовательно, и генератор, работающий совместно со встроенным регулятором напряжения. Соединение агрегатов и приборов электрооборудования осуществлено проводами с полихлорвиниловой изоляцией различного сечения. Провода, входящие в пучки, выполнены определенного цвета для облегчения их нахождения и удобства при монтаже. Одинарные провода могут выполняться любой расцветки. Расцветка провода может быть указана на манжетах, устанавливаемых на обоих концах провода, первой цифрой в обозначении.
Соединение проводов между собой и подсоединение к приборам осуществляется штекерными разъемами.
На автомобиле установлен электронный спидометр, электронные приборы и системы: тахометр, генератор с выпрямительным блоком и др.
Для надежной работы указанных приборов и систем необходимо следить за состоянием предохранителей, установленных в блоках. Запрещается применять нестандартные предохранители в виде согнутой проволоки, болтов, шайб, так как при коротком замыкании в электроцепи это приведет к немедленному выводу из строя изделий, выполненных на базе электроники. Перегоревший предохранитель следует заменить другим, таким же по значению рабочего тока.
Аккумуляторные батареи
Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя при помощи стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках, а также для питания потребителей электроэнергией при неработающем двигателе.
На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.
Подготовка сухозаряженных батарей к работе
Порядок подготовки батарей для приведения в рабочее состояние:
- снять защитный кожух батареи, очистить поверхность батареи от пыли, а болты выводов – от смазки;
- вывернуть пробки из заливочных отверстий, удалить герметизирующие прокладки и прочистить вентиляционные отверстия в пробках. У полиэтиленовых пробок, имеющих выступ, срезать его и очистить вентиляционные каналы;
- залить электролит плотностью, указанной в табл. 4.
Таблица 4
Плотность электролита
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-70) |
Время года |
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3 |
|
заливаемого |
полностью заряженной батареи |
||
Холодная с климатическими районами: |
Зима |
1,28 |
1,30 |
Умеренная (минус 15 – минус 8) |
Круглый год |
полностью заряженной батареи |
1,26 |
Примечание. Допускается отклонение плотности электролита от значений, приведенных в таблице, на ± 0,01 г/см3. |
Электролит готовить разведением аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73 (но не технической) в дистиллированной воде ГОСТ 6709-72. При этом руководствоваться табл. 5.
Таблица 5
Приготовление 1 л электролита необходимой плотности
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3 |
Количество воды, л |
Количество кислоты плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 °С |
|
л |
кг |
||
1,20 | 0,859 | 0,200 | 0,360 |
1,22 | 0,839 | 0,221 | 0,404 |
1,24 | 0,819 | 0,242 | 0,444 |
1,26 | 0,800 | 0,263 | 0,484 |
1,28 | 0,781 | 0,285 | 0,523 |
1,40 |
0,650 |
0,423 |
0,776 |
Приготовляя электролит, заливать кислоту в воду, но не наоборот
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть 15-30 °С. После пропитки в течение 2 ч довести уровень электролита до 10-15 мм над предохранительным щитком. Температура электролита перед включением батареи на заряд не должна превышать 30 °С. Не допускается заряжать замерзшие батареи, так как в этом случае возможно интенсивное пенообразование, а также выплескивание пены наружу.
Заряжать батарею током 19 А до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч.
В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 °С. При достижении температуры электролита 45 °С зарядный ток следует уменьшить наполовину и соответственно увеличить время заряда или же прекратить заряд на время остывания электролита до температуры 30-35 °С. В процессе заряда плотность электролита повышается и к концу заряда достигает значения, указанного в табл. 6, с учетом температурной поправки.
Таблица 6
Зависимость плотности электролита от температурной поправки
Температура электролита, °С |
Поправки к показаниям денсиметра,г/см3 |
46 – 60 | плюс 0,02 |
45 – 31 | плюс 0,01 |
30 – 20 | 0,01 |
19 – 5 | 0,00 |
плюс 4 – минус 10 | минус 0,02 |
минус 11 – минус 25 | минус 0,03 |
минус 26 – минус 40 | минус 0,04 |
минус 41 – минус 55 |
минус 0,05 |
В конце заряда, если плотность электролита, измеренная с учетом температурной поправки (см. табл. 6), будет отличаться от нормы, провести корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды, когда плотность выше нормы, или доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3, когда плотность ниже нормы. После корректировки (для перемешивания электролита) продолжить заряд в течение 30-40 мин.
Через 0,5 ч после окончания заряда установить уровень электролита 10-15 мм над предохранительным щитком, ввернуть пробки, поверхность батареи тщательно протереть ветошью, смоченной 10 % раствором аммиака или кальцинированной соды, затем протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо. Установить крышку и защитный кожух.
В особых случаях, при необходимости очень быстрого ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию, допускается устанавливать их на автомобили без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года и приведение в рабочее состояние производится при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 °С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 °С, заливать электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 с температурой 38-42 °С.
При этом электролит приготавливать в два этапа согласно табл. 7. Залитые электролитом батареи после одного часа выдержки устанавливать на автомобиль. Уровень электролита должен быть 10-15 мм над предохранительным щитком. При первой возможности батарею полностью зарядить и довести плотность до нормальной.
Таблица 7
Приготовление электролита
Наименование этапа |
Плотность получаемого электролита, г/см3 |
Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 |
Предварительное разведение производится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания электролита до 15 °С, и хранится в отапливаемом помещении |
1,20 – 1,21 при 15 °С |
0,24 на литр воды |
Окончательное приготовление производится непосредственно перед заливкой |
1,26 – 1,28 при 40 °С |
0,13 на литр полученного электролита |
Порядок эксплуатации батарей
Во время эксплуатации не соединять между собой зажимы батарей для испытания на «искру».
Не реже одного раза в две недели поверхность моноблока и крышки необходимо протирать от пыли и грязи сухой ветошью. Электролит с крышек удалять чистой ветошью, смоченной 10 % раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. После этого поверхность необходимо насухо вытереть ветошью.
Для предотвращения окисления поверхности полюсных выводов батареи и наконечников проводов их следует очищать и смазывать техническим вазелином.
Посезонное изменение плотности электролита осуществляют два раза в год при переходе с летней на зимнюю и с зимней на летнюю эксплуатацию. Для этого при переходе на зимнюю эксплуатацию из моноблока батареи отбирают часть электролита и добавляют раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, при переходе на летнюю эксплуатацию также удаляют часть электролита, и добавляют дистиллированную воду.
По плотности электролита с учетом температурной поправки определить заряженность батареи (табл. 8). Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снять с эксплуатации и поставить на зарядку.
Таблица 8
Определение допустимого разряда батарей
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С |
Время года |
Плотность электролита батареи, заряженной на 100 %, г/см3 |
Допустимое снижение плотности электролита при разрядке батарей, г/см3 |
|
на 50 % летом |
на 25 % зимой |
|||
Холодная, с климатическими районами: |
Круглый год |
|||
очень холодный, минус 50 – минус 30 |
1,30 |
1,22 |
1,26 |
|
холодный, минус 30 – минус 15 |
1,28 |
1,20 |
1,24 |
|
Умеренная: |
||||
минус 15 – минус 8 |
1,26 |
1,18 |
1,22 |
|
Жаркая: |
||||
минус 15 – плюс 4 |
1,24 |
1,16 |
1,20 |
|
Теплая, влажная: |
||||
0 – плюс 4 |
1,22 |
1,14 |
1,18 |
Зимой воду доливать непосредственно перед запуском двигателя. При понижении уровня электролита в случае выплескивания, долить его. При этом плотность доливаемого электролита должна соответствовать плотности его в аккумуляторе. Если электролит попал на поверхность аккумуляторной батареи, удалить его чистой ветошью, смоченной в 10 % растворе аммиака или кальцинированной соды. Затем протереть поверхность ветошью, смоченной в воде, насухо вытереть.
Батареи в сухозаряженном состоянии хранить при температуре воздуха в помещении от минус 40 °С до плюс 60 °С. Пробки с герметизирующими дисками должны быть плотно ввернуты в аккумуляторы, болты и гайки к выводам смазаны тонким слоем смазки.
Основные неисправности аккумуляторных батарей и методы их устранения приведены в разделе «Возможные неисправности и методы их устранения».
Система освещения и сигнализации
К приборам освещения и световой сигнализации относятся две головные фары, противотуманные фары и дополнительные фары дальнего света, указатели поворота, боковые повторители указателей поворота, фонарь знака автопоезда, передние и боковые габаритные (контурные) фонари, плафоны кабины, передние и задние фонари, фонари подсветки ступенек.
Задние фонари выполняют следующие функции: заднего габаритного огня, бокового габаритного огня, указателей поворота, сигнала торможения, заднего габаритного (контурного) огня, огня заднего хода, заднего противотуманного огня, боковых и задних светоотражающих устройств.
Звуковая сигнализация осуществляется электрическими сигналами низкого и высокого тона. Электрические звуковые сигналы включаются нажатием рычага на комбинированном переключателе.
Фары
Направление света фар регулируется двумя винтами, помещенными на задней стенке фары. Общий вид фары показан на рис. 62.
Рис. 62. Фара
Регулировка фар. Установка первоначального угла наклона ближнего света фар
Регулировку и контроль регулировки фар следует проводить с помощью экрана. Экран может быть стационарным или переносным. Поверхность экрана должна быть плоской, матовой. Ширина экрана — не менее 2,5 м.
Экран необходимо разметить, для чего нанести три вертикальные линии (рис. 63). Средняя (осевая) линия соответствует пересечению средней продольной плоскости экрана, две линии слева и справа от нее — это линии, на которые проецируются центры фар. На экран также наносится горизонтальная линия А-А. Расстояние h от линии А-А до площадки, на которую устанавливается автомобиль, равно расстоянию от центра фары до поверхности этой площадки.
Рис. 63. Схема разметки экрана для регулировки фар:
А — горизонтальная линия экрана; В — линии проекций центров фар; С — линия пересечения средней продольной плоскости экрана; I — линия поверхности площадки; L = 190 мм
Плоскость экрана должна быть перпендикулярна плоскости площадки. Отклонение от перпендикулярности не должно превышать 5 мм на 1 м. Площадка, на которой производятся измерения, должна быть ровной и горизонтальной, с высотой неровностей не более 5 мм и отклонением от плоскости не более 5 мм на 1 м. Измерения должны производиться в темноте (например, в темном помещении). Температура окружающего воздуха во время измерений должна быть от 10 до 30 °С.
Регулирование фар производится на снаряженном автомобиле, т.е. автомобиль должен быть полностью заправлен и оснащен всеми вспомогательными принадлежностями и инструментом.
Колеса должны быть накачаны до давления, соответствующего полной нагрузке. В течение восьми часов автомобиль должен находиться при температуре, указанной выше.
Регулировка фар заключается в установке первоначального наклона ближнего света фар — 1,9 %.
Подготовленный, как указано выше, автомобиль установить таким образом, чтобы его продольная плоскость симметрии была перпендикулярна плоскости экрана, а линия пересечения с плоскостью экрана совпадала со средней вертикальной линией на экране. Расстояние между центрами фар и экраном должно составлять 10 м.
Фары регулировать поочередно, нерегулируемая фара должна закрываться непрозрачным материалом.
После включения фар световой пучок дает на экране светлую зону в нижней части экрана и темную — в верхней, разделительная линия светлой и темной зон параллельна линии А-А в левой части экрана и направляется под углом 15° вверх от точки пересечения с вертикальными линиями центров фар в правой части экрана.
Вращением регулировочных винтов на фаре сместить разделительную линию светлой и темной зон таким образом, чтобы она заняла положение на 190 мм ниже линии А-А. Выполнение указанных действий будет означать выполнение требований по установке первоначального угла наклона ближнего света фар.
По окончании регулировки установить рассеиватели.
Регулировку первоначального угла наклона луча ближнего света фар допускается производить с помощью специальных приборов, предназначенных для этих целей, в соответствии с инструкциями по эксплуатации на эти приборы. Контроль такой регулировки осуществлять регулировкой угла наклона ближнего света фар с помощью экрана и, в случае необходимости, внести коррективы в методику регулировки света фар с помощью специальных приборов.
Регулировка фар в зависимости от загрузки автомобиля (при наличии электромеханического корректора фар ближнего света). Для регулировки угла наклона ближнего света фар в зависимости от загрузки установлен электромеханический корректор ближнего света фар. Блок управления корректором находится в кабине. На блоке управления расположена ручка переключения корректора, которая на снаряженном автомобиле должна быть установлена в положение «0».
При движении в темное время суток автомобилей с массой груза до 75 % от максимальной массы перевозимого груза ручка переключения корректора должна находиться в положении «0», при движении с максимальной массой ручку перевести в положение «I», что обеспечит достаточное освещение и предотвращение возможности ослепления водителей встречного транспортного потока.
Монтаж и демонтаж соединительных колодок исполнительных механизмов и блоков управления производить только при выключенной «массе» автомобиля.
Лампы фар с потемневшими колбами требуется менять, не дожидаясь их перегорания. При замене перегоревшей лампы восстановить герметичность оптического элемента.
Замену ламп в фарах производить следующим образом: отвернуть болты крепления резинового ободка фары, отвернуть винты крепления ободка оптического элемента, снять ободок и оптический элемент, снять пружину, фиксирующую лампу, и заменить лампу. Сборку производить в обратной последовательности.
Регулировка света противотуманных фар проводится следующим образом. Установить экран (рис. 64) на расстоянии 5 м до рассеивателей фар и провести на нем горизонтальную линию на высоте 450 мм от поверхности площадки. Включить свет и, ослабив стопорную гайку фары, установить и закрепить фару так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонтальной линией.
Рис. 64. Разметка экрана для регулировки противотуманной фары
Реле и предохранители
Реле и предохранители (рис. 65) расположены в кабине на монтажном блоке справа от панели приборов под съемной крышкой. Порядковый номер предохранителей в перечне отсутствует их нумерации на блоках.
Рис. 65. Схема коммутационного блока и блоков предохранителей:
a — блок предохранителей черный; b — блок предохранителей красный; с — блок предохранителей белый; d — коммутационный блок; 1 — реле сигнализации дальним светом фар; 2 — реле блокировки стартера (Е1); 3 — реле фар ближнего света (Е2); 4 — реле дальнего света фар (Е10); 5 — реле сигнализации дальним светом фар (Е4); 6 — реле звуковых сигналов (Е12); 7 — реле сигналов «стоп» (Е6); 8 — реле разгрузки клеммы «15» выключателя стартера (Е14); 9 — реле стеклоочистителя (Е9); 10 — реле блокировки стартера (Е15); 11 — блок разделительных диодов (Е8); 12 — реле разгрузки клеммы «15» выключателя стартера (Е3); 13 — реле блокировки стартера; 14 — реле стартера; 15 — реле включения аварийной сигнализации; 16 — реле передних противотуманных фар (Е11)
Предохранители на коммутационном блоке
1. 7,5А — габариты (левый борт), подсветка приборов;
2. 7,5А — габариты (правый борт);
3. 3А — обмотка реле ближнего света фар;
4. 5А — ближний свет (правый борт);
5. 5А — ближний свет (левый борт);
6. 7,5А — дальний свет (правый борт);
7. 7,5А — дальний свет (левый борт);
8. 7,5А — противотуманные фары;
9. 5А — задние противотуманные фонари;
10. 7,5А — запасной;
11. 10А — звуковой сигнал;
12. 5А — обмотка реле сигнализации дальним светом фар;
13. 3А — сигнализатор зарядки АКБ;
14. 3А — питание приборов;
15. 7,5А — стеклоочиститель, стеклоомыватель;
16. 10А — аварийная сигнализация;
17. 7,5А — указатели поворота;
18. 15А — сигнал торможения;
19. 3А — обмотка реле стартера;
20. 3А — запасной;
21. 10А — датчик подъема кабины, плафоны освещения салона;
22. 3А — межосевая и межколесная блокировка, КОМ;
23. 20А — выключатель вспомогательного тормоза;
24. 15А — запасной.
Блоки предохранителей
Черный:
1. 15А — запасной;
2. 7,5А — отопитель;
3. 10А — гидромуфта, вольтметр;
4. 25А — АБС;
5. 7,5А — запасной;
6. 7,5А — запасной.
Красный:
1. 5А — запасной;
2. 10А — обогрев зеркал; управление платформой;
3. 7,5А — запасной;
4. 5А — АБС, демультипликатор;
5. 10А — запасной;
6. 30А — запасной.
Белый:
1. 5А — запасной;
2. 30А — выключатель массы;
3. 25А — корректор фар, независимый отопитель;
4. 15А — подогреватель, независимый отопитель;
5. 40А — подогреватель;
6. 40А — ЭФУ.