Ходовая часть
Внимание! Представленная ниже информация носит исключительно информационный характер и не является актуальной для современных модификаций автомобилей Урал.
Рама
Рама автомобиля состоит из двух лонжеронов, соединенных между собой поперечинами на болтах класса прочности 8,8 и самостопорящимися гайками. В передней части на раме установлена передняя буксирная поперечина с буксирным устройством по ГОСТ 25907, позволяющим использовать жесткий буксир типа «треугольник», применяемый в качестве сцепного звена с буксирующим автомобилем.
В транспортном положении рукоятки буксирных шкворней зафиксированы перпендикулярно продольной оси автомобиля. При необходимости буксировки рукоятку шкворня повернуть на 90°, преодолев усилие стопорных пластин и вытащить шкворень вверх.
Буксировка автомобиля с незафиксированными шкворнями в транспортное положение не допускается.
В задней части на раму установлена задняя буксирная поперечина с буксирным устройством двухстороннего действия по ГОСТ 2349 типа «крюк-петля», буксирной проушиной, шкворневым устройством или беззазорным буксирным устройством типа «Jost». Присоединительные размеры для крепления на буксирной поперечине едины для каждого типа буксирного прибора.
Буксирный прибор типа «крюк-петля» крепится в специальной поперечине. Уход за буксирным прибором заключается в смазке и очистке от грязи.
Направляющие стержня буксирного крюка смазываются через масленки при техническом обслуживании автомобиля. Крюк в опоре корпуса 2 (рис. 29) и втулке 6 должен свободно вращаться от руки.
Осевое перемещение крюка в корпусе допускается не более 0,5 мм. Для обеспечения его завернуть гайку 1 до появления зазора между корпусом 2 и нажимным кольцом 3 за счет деформации упругого элемента 4 (определяется по свободному перемещению буксирного крюка). Затем гайку отвернуть до исключения осевого перемещения крюка и зафиксировать стопорной пластиной с болтом. Стопорная пластина 10 вместе с болтом 11, завернутым в ее отверстие, и стержень буксирного крюка может перемещаться на величину зазоров в соединении.
При работе с прицепом установить стопорный шплинт 8.
Эксплуатация автомобиля с прицепом без стопорного шплинта и стопорной пластины не допускается.
Рис. 29. Прибор буксирный типа «крюк петля»:
1 — гайка; 2 — корпус; 3 — кольца нажимные; 4 — элемент упругий; 5 — крюк буксирный; 6 — втулка направляющая; 7, 9 — масленки; 8 — шплинт стопорный; 10 — пластина стопорная; 11 — болт
Подвеска автомобиля
Передняя подвеска состоит из четырех продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия. Верхние проушины амортизаторов через резиновые втулки и пальцы 6 (рис. 30 ) крепятся к кронштейнам 5, прикрепленным к лонжеронам рамы, нижние проушины — кронштейнам 44.
В средней части рессоры стремянками 47 закреплены через кронштейн амортизатора 44 на балке моста. Ход моста вверх ограничивается резиновыми буферами 4, закрепленными на нижней полке лонжерона и кронштейнах 14,15, а вниз — зацеплением отогнутого конца третьего листа рессоры за болт 39 распорной втулки 38.
На передних концах рессор болтами и стремянками 19 через накладки ушка 20 крепятся ушки 51 с установленными в них резинометаллическими шарнирами 34. Рессоры через ушки пальцами 35, которые фиксируются крышками 23, соединены с передними кронштейнами 1,11. Между крышками 23 и кронштейнами 1,11 на болтах 22, расположенных сзади по ходу движения автомобиля, установлены шайбы 21. Задние концы рессор свободно входят в проушины задних кронштейнов 11,16 и опираются на него через опору 18 и резиновую подушку 17. Подвеска автомобиля снабжена стабилизатором поперечной устойчивости 49, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части автомобиля при действии поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость автомобиля.
Стабилизатор через полиуретановые втулки 26, 28, 30 одним концом крепится за кронштейн 48, установленный под балкой моста, другим через стойку 50 за кронштейн 2, установленный на раме.
Рис. 30. Подвеска передняя:
1, 11 — кронштейны рессоры (передний и задний); 2 — кронштейн стабилизатора верхний; 3 — чашка буфера; 4 — буфер; 5, 44 — кронштейны амортизатора (верхний, нижний); 6 — палец амортизатора верхний; 7 — шайба; 8 — втулки амортизатора; 9 — гайка пальца амортизатора; 10 — амортизатор; 12 — рама; 13 — кронштейн стабилизатора второй оси верхний; 14, 15 — кронштейны буферов верхние; 16 — кронштейн рессоры второй оси задний; 17 — подушка; 18 — опора рессоры; 19 — стремянка ушка; 20 — накладка ушка; 21 — шайба; 22, 24 — болты крепления крышки; 23 — крышка; 25 — гайка болта крепления ушка; 26, 30 — втулки крепления стабилизатора; 27, 31 — пальцы крепления стабилизатора; 28 — кольцо втулки стопорное; 29 — втулка вала стабилизатора; 32 — болт крепления кронштейна стабилизатора; 33 — рессора; 34 — резинометаллический шарнир; 35 — палец ушка рессоры; 36, 42 — болты крепления кронштейнов рессоры (переднего, заднего) к усилителю лонжерона; 37, 43 — болты крепления кронштейнов рессоры (переднего, заднего) к вертикальной полке лонжерона; 38 — втулка распорная; 39 — болт распорной втулки; 40 — стяжка; 41 — болты крепления стяжки; 45 — гайка стремянки; 46 — балка моста; 47 — стремянки рессоры (передняя, задняя); 48 — кронштейн крепления стабилизатора нижний; 49 — вал стабилизатора; 50 — стойка стабилизатора; 51 — ушко; зазоры: а = 1-2,5 мм; b = 1,5-2 мм
Задняя подвеска автомобиля балансирного типа на двух продольных полуэллиптических рессорах. Концы рессор скользят по опорным кронштейнам 39 (рис.31).
Рис. 31. Подвеска задняя:
1, 5, 15, 37 — болты крепления реактивных штанг; 2, 9 — кронштейны крепления верхних реактивных штанг; 3, 16 — штанги реактивные (верхняя, нижняя); 4 — рессора; 6 — стремянка рессоры; 7 — накладка рессоры; 8 — болт крепления кронштейнов реактивных штанг к поперечине; 10, 27 — болты крепления кронштейна и усилителя кронштейна стабилизатора к лонжерону; 11 — кронштейн крепления стабилизатора верхний; 12 — стойка стабилизатора; 13 — вал стабилизатора; 14 — кронштейн реактивной штанги и стабилизатора нижний; 17, 25 — гайка пальцев крепления стабилизаторов; 18, 29 — втулка пальцев крепления стабилизатора; 19, 28 — палец крепления стабилизатора; 20 — шайба; 21 — манжета; 22 — кольцо защитное; 23 — кольцо упорное; 24 — кольцо стопорное; 26 — усилитель кронштейна стабилизатора; 30 — втулка вала стабилизатора; 31 — болт крепления ограничителя качания моста; 32 — ограничитель качания моста; 33 — буфер; 34 — обойма буфера; 35 — опора реактивной штанги; 36 — втулка реактивной штанги; 38 — гайка стремянки; 39 — опорный кронштейн рессоры; 40 — гайка крепления кронштейна балансира к усилителю; 41 — усилитель; 42 — болт крепления усилителя к лонжерону; 43 — кронштейн балансира; 44 — балансир со втулками; 45 — пробка колпака балансира; 46 — гайка балансира; 47 — болт стяжной гайки балансира; 48 — колпак балансира; 49 — ось балансира; 50 — стяжка; с — полость под защитным кольцом
Рессоры стремянками 6 прикреплены к балансирам 44, качающимся на оси балансира 49.
Оси запрессованы в кронштейны 43, через которые ось 49 гайками 40 крепится через усилители кронштейнов балансира к лонжерону. Толкающие и тормозные усилия передаются от мостов к раме через две верхние 3 и четыре нижние 16 реактивные штанги. Для обеспечения необходимого угла наклона среднего моста на болт 37 между пальцем реактивной штанги и опорой реактивной штанги 35 установлена втулка 36. Боковые усилия передаются через рессоры. Задняя подвеска автомобиля так же как и передняя снабжена стабилизатором поперечной устойчивости, установка которого аналогична установке стабилизатора передней подвески.
Шарниры реактивных штанг двухопорные резинометаллические и в процессе эксплуатации не требуют технического обслуживания.
Удар мостов о раму, полученный при наезде колеса автомобиля на препятствие смягчается буфером, закрепленным на нижней полке лонжерона. Ход мостов вниз ограничивается защемлением конца рессоры ограничителем качания мостов.
Техническое обслуживание подвески заключается в смазке листов передней и задней рессор, проверке крепления амортизаторов, стабилизаторов поперечной устойчивости, рессор и кронштейнов, контроле за состоянием амортизаторов и резинометаллических шарниров ушков передних рессор.
Проверять взаимное расположение листов рессор, так как продольный сдвиг может свидетельствовать о срезе центрового болта. Для предупреждения среза центровых болтов и поломок стремянок необходимо своевременно подтягивать на груженом автомобиле гайки стремянок рессор.
При каждой разборке задних рессор смазать листы, предварительно удалив старую смазку, грязь и следы коррозии.
При сборке смазать резьбу стремянок графитной смазкой или типа ТСгип. Гайки стремянок задних рессор затягивать в соответствие с рис. 32, сначала моментом 450-500 Н·м (45-50 кгс·м), затем окончательно в том же порядке моментом 900-1000 Н·м (90-100 кгс·м). Гайки стремянок передней рессоры затягивать на автомобиле с полной нагрузкой в соответствии с этой же схемой, первоначально моментом 200-250 Н·м (20-25 кгс·м), затем окончательно моментом 400-500 Н·м (40-50 кгс·м).
Рис. 32. Схема затяжки гаек стремянок рессор: 1 — рессора; 2 — балансир задней рессоры (балка переднего моста); I-IV — порядок затяжки гаек стремянок
Гайки стремянки 19 (см. рис. 30) крепления накладного ушка передней рессоры затягивать в следующей последовательности: затянуть гайку на одной ветви стремянки ушка моментом 100-140 Н·м (10-14 кгс·м), затем гайку на второй ветви моментом 180-220 Н·м (18-22 кгс·м) и дотянуть этим же моментом первую гайку. Несоблюдение порядка затяжки гаек может привести к деформации накладки и стремянок ушка.
При отсутствии зазора «а» (менее 0,2 мм) между передней частью ушка передней рессоры и верхним листом отремонтировать или заменить ушко.
Следить за подтяжкой гайки 25 болта крепления накладного ушка передних рессор. Момент затяжки самоконтрящейся гайки болта накладного ушка передней рессоры 400-500 Н·м (40-50 кгс·м).
Не допускается ослабление болтов 22,24 крепления крышек переднего кронштейна передней рессоры. Болты затягивать в следующем порядке: сначала затянуть моментом 180-220 Н·м (18-22 кгс·м) болт 22, расположенный сзади по ходу движения автомобиля, под которым установлены шайбы 21, затем тем же моментом затянуть передние болты 24. Затяжка болтов 22,24 в другом порядке не допускается.
В случае необходимости демонтажа крышек 23, при ремонте или замене передней рессоры отмечать их положение и при сборке устанавливать обратно только на прежние места, при этом шайбы между крышками и кронштейном устанавливаются только под болтами, расположенными сзади по ходу движения автомобиля. Со стороны переднего болта 24 шайбы не устанавливать!
Между кронштейном рессоры 1 и крышкой 23, со стороны болта 24 должен оставаться зазор «b»=1,5-2,0 мм, который гарантирует работоспособность соединений.
Ослабление болтовых соединений деталей подвески не допускается.
Особенно необходимо следить за креплением реактивных штанг и кронштейнов к раме автомобиля.
Перед установкой балансира на ось внутренние поверхности его очистить от грязи и смазать согласно карте смазочных материалов и рабочих жидкостей, заполнить полость «с» под кромкой защитного кольца 22 (см. рис. 31) смазкой.
При установке балансира обеспечить сохранность манжеты и затянуть гайку 46 моментом 140-200 Н·м (14-20 кгс·м), затем отвернуть ее на 1/8 оборота и затянуть гайку стяжного болта 47 моментом 80-100 Н·м (8-10 кгс·м). Установить колпак балансира с прокладкой заливным отверстием вверх под углом 45° к вертикальной оси.
Поврежденную прокладку колпака балансира заменить, предварительно смазав с двух сторон герметиком УН-25 (допускается Локтайт 573).
После затяжки болтов крышки залить в балансир смазку до уровня заливного отверстия и завернуть пробку.
Ремонт и обслуживание амортизаторов проводить в ремонтных мастерских, соблюдая чистоту. Полированные поверхности штока, рабочего цилиндра и других деталей предохранять от забоин и других повреждений.
При растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать равномерное сопротивление. Усилие нового амортизатора при ходе отбоя должно быть в пределах — 5,95-8,05 кН (595-805 кгс), а при ходе сжатия — 1,52-2,28 кН (152-228 кгс); уменьшение усилий сжатия и отбоя в процессе эксплуатации более чем на 25 % не допускается, усилие проверяется на прессе с ходом штока 100 мм и частотой 100 ходов в минуту. Свободное перемещение штока амортизатора указывает на его неисправность.
Колеса и шины
На автомобиле установлены дисковые колеса с камерными радиальными шинами 12,00R20.
Обод колеса 8,5-20 разъемный, имеет съемные бортовое и замочное кольца. Замочное кольцо разрезное и является второй конической полкой обода для посадки шины.
Передние колеса одинарные (рис. 33), задние — сдвоенные (рис. 34). Для доступа к вентилю внутреннего заднего колеса применен удлинитель вентиля, закрепленный на кронштейне.
Рис. 33. Установка передних колес:
1 — покрышка; 2 — камера; 3 — лента ободная; 4 — гайка крепления колеса; 5 — диск защитный; 6 — основание обода колеса; 7 — кольцо замочное; 8 — пружина груза балансировочного; 9 — груз балансировочный; 10 — кольцо бортовое
Рис. 34. Установка задних колес:
1 — колесо в сборе с шиной; 2 — кронштейн; 3 — удлинитель вентиля
Колеса закрепляются на ступице десятью гайками в сборе с упорными шайбами. Центрирование колес по центральному отверстию диска.
Гайки крепления передних колес закрываются защитными дисками (колпаками), которые закрепляются этими гайками в пяти точках.
Уход за колесами и шинами
Уход за колесами и шинами заключается в правильной подготовке их к эксплуатации (подбор и монтаж), соблюдении норм нагрузок и давления, своевременном техническом обслуживании колес и шин, поддержании в исправном состоянии узлов ходовой части и других узлов автомобилей, влияющих на работу шин, соблюдении правил и приемов вождения автомобиля.
При эксплуатации шин необходимо руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин» (АЭ 001-04).
Техническое обслуживание. При ежедневном обслуживании и каждом ТО проверить состояние шин и колес: удалить застрявшие посторонние предметы в протекторе, боковине и между сдвоенными колесами; шины не должны иметь разрушений, неотремонтированных местных повреждений (пробоев, порезов), местных отслоений протектора и боковины, а колеса — механических повреждений, коррозии и трещин на деталях; проверить исправность вентилей, золотников, наличие колпачков, определиться с пригодностью шин по износу протектора и подбору их по осям автомобиля, проверить крепление колес и давление воздуха в шинах.
При обнаружении каких-либо недостатков по шинам и колесам принять меры по их устранению, произвести ремонт или замену. Любое повреждение шины должно быть осмотрено специалистом, который определит возможно отремонтировать шину или нет. Ремонт должен быть осуществлен специалистом, который возьмет на себя ответственность за ремонт.
Кроме того, при ТО производится проверка схождения и углов установки передних колес и их балансировка.
Следует осматривать шины на стоянках с целью удаления инородных предметов (камни, стекла и др.), застрявших в протекторе, боковине и между сдвоенными колесами; при необходимости произвести ремонт поврежденных шин, пользуясь автоаптечками.
Не допускается эксплуатация автомобиля с ослабленным креплением колес или при отсутствии хотя бы одной гайки или болта крепления.
Не реже одного раза в неделю проверять внутреннее давление во всех шинах автомобиля, в том числе и в запасной и доводить его до нормы.
Замер внутреннего давления производится в полностью остывших шинах ручным манометром, показания которого должны быть сверены с показаниями контрольного манометра. Запрещается снижать давление в теплых шинах.
Подкачивать шины без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40 % по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.
Для подкачки шин следует пользоваться шлангом для подкачки шин или любым другим шлангом с наконечником и накидной гайкой под резьбу М16х1,5 на другом конце шланга. Подсоединять шланг к клапану накачки шин (см. раздел «Тормозные системы»).
При подкачке шин запрещается находиться в зоне подкачиваемого колеса
Движение автомобиля на шинах с пониженным внутренним давлением не допускается, так как это может привести к перегреву шины и термическим повреждениям ее составных частей. Эти повреждения необратимы и могут привести к разрыву колеса и внезапному резкому полному падению давления в шине. Последствия движения на не полностью накаченной шине могут проявиться не сразу, иногда, даже после того, как давление было установлено в соответствии с нормой. Во избежание этого, если падает давление в шине, необходимо остановиться как можно скорее, выявить и устранить причину утечки. При необходимости смены камеры выполнить монтажно-демонтажные работы. При уводе автомобиля в сторону также немедленно остановить автомобиль и определить причину его увода.
Соблюдение норм внутреннего давления играет первостепенную роль в обеспечении безопасности движения, сохранности шин и экономии топлива.
Запрещается стоянка автомобиля на шинах, у которых внутреннее давление ниже установленной нормы.
Не допускается стоянка автомобиля на одном месте с полной нагрузкой более двух суток, ненагруженных — более 10 суток. При необходимости более продолжительной стоянки автомобиля следует разгружать шины с помощью подставок или передвигать автомобиль.
Места стоянки автомобилей должны быть очищены от грязи, нефтепродуктов, масел, химикатов и других веществ, разрушающих резину. Должна быть исключена возможность примерзания шин к дорожному покрытию из-за скопления воды около автомобиля.
При обнаружении на шинах нефтепродуктов протереть шины досуха.
Перестановку колес на одной оси и по осям автомобиля рекомендуется производить при выявлении технической необходимости: при наличии неравномерного или интенсивного износа рисунка протектора, необходимости подбора шины по осям и сдвоенным колесам, необходимости установки на переднюю ось более надежных шин.
При выявлении интенсивного или неравномерного износа рисунка протектора шин, который может вызываться неисправностями ходовой части, рулевого управления или тормозов, а также неправильным вождением, следует установить причину его появления и принять меры к ликвидации этих причин, независимо от сроков проведения технического обслуживания автомобиля. Одновременно определить возможность дальнейшей эксплуатации этих шин.
При частичной замене шин, вышедших из строя, производить доукомплектование автомобиля шинами того же размера и модели, что и установленные на данном автомобиле, так как шины одного и того же размера, но разных моделей могут отличаться по конструкции, иметь не одинаковые тип рисунка протектора, радиус качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики.
Для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендуется подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей.
Не допускается установка на одну ось автомобилей шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различным рисунком протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
Рекомендуется новые шины взамен изношенных (освежаемых) менять полным комплектом.
Шиномотажные работы
Монтаж и демонтаж шины выполнять на специально оборудованном участке с применением специализированного оборудования, приспособлений и инструмента, в пути на ровной горизонтальной площадке, в условиях, исключающих попадание песка и грязи внутрь шины (на разостланном брезенте или другой подстилке) инструментом из штатного комплекта инструмента и принадлежностей.
При проведении монтажно-демонтажных работ необходимо соблюдать следующие правила:
- не снимать и не ставить колесо с шиной на автомобиль, не убедившись в надежности вывешивания колеса. Гайки крепления колес ослаблять и затягивать (окончательно) на невывешенном и заторможенном автомобиле и при этом необходимо убедиться, что все гайки затянуты одинаково;
- не снимать со ступицы колесо с шиной, не выпустив предварительно воздух из шины.
Запрещается демонтаж c обода шин, находящихся под давлением.
При выпуске воздуха из шин необходимо соблюдать осторожность, поскольку при этом возможно ранение глаз частицами, которые выбрасываются из колеса вместе с воздухом;
- не монтировать шину на обод, не соответствующий по размерам данной шине и не устанавливать на обод дополнительные бортовые кольца для уменьшения его ширины;
- не использовать бортовые и замочные кольца от колес другого типоразмера;
- производить сборку обода с шиной только установленного размера для данной модели автомобиля;
- не применять шины с предельным износом рисунка протектора (остаточная высота шашек менее 1,0 мм или по появлению индикатора износа), шины с расслоением каркаса, отслоением протектора или боковины, не отремонтированными местными повреждениями или разрывами до нитей корда и сквозными пробоинами, повреждениями металлических бортовых колец покрышки, поврежденным вентилем;
- не допускаются к монтажу покрышки, борта которых имеют наплывы, выпрессовки резины и облой на носке, задиры и повреждения, препятствующие монтажу;
- не допускается применение при монтажно-демонтажных работах кувалд и подобных предметов, способных деформировать детали колес;
- монтажно-демонтажные работы выполнять без резких приложений физических усилий к монтажным лопаткам, прикладываемые усилия не должны привести к их соскальзыванию или поломкам концов монтажных лопаток, не допускается наличие грязи и ржавчины на монтажных лопатках, а также острых кромок и заусенцев во избежание порезов и повреждений бортов шин, камер, ободных лент;
- не приступать к накачиванию шины не убедившись, что замочное кольцо заняло правильное положение в канавке основания обода, соответствующее накаченному колесу и надежно замкнуто на ободе бортовым кольцом, то есть кольца должны быть отцентрированы и установлены в рабочем положении.
Запрещается исправлять положение бортового и замочного колец, ударять по ободу, бортовому и замочному кольцам и шине, когда шина находится под давлением, а также при накачивании шины и выпуске воздуха из нее:
- накачивание шины воздухом необходимо производить в специальном металлическом ограждении, а в дорожных условиях с применением предохранительных устройств, способных защитить обслуживающий персонал при самопроизвольном демонтаже колеса или необходимо колесо с шиной положить замочным кольцом вниз;
- при накачивании шины необходимо пользоваться специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры со шлангом от воздухораздаточной точки и обеспечивающими прохождение воздуха через золотник;
- в случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов;
- накачивать шину следует в два этапа. Вначале до давления 50 кПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного и бортового кольца и осмотром шины. Убедившись, что замочное кольцо надежно входит в канавку обода, а бортовое кольцо отцентрировано относительно замочного (положение колец соответствует рабочему положению) и борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, довести давление до нормального.
В случае неправильной установки замочного кольца выпустить воздух из шины, исправить положение кольца и повторить подкачку до 50 кПа (0,5 кгс/см2).
С целью исключения смещения колец от их рабочего положения или перекоса, накачивание шины рекомендуется производить при горизонтальном положении колеса.
Монтажу подлежат только исправные, чистые и сухие, соответствующие по размерам и типам шины, камеры и ободные ленты, ободья и элементы.
Шины, камеры и ободные ленты, хранившиеся при температуре ниже 0 °С, перед монтажом должны быть выдержаны в нормальных условиях при комнатной температуре в течение 3-4 часов.
Перед сборкой колеса проверить техническое состояние колеса и шины:
- обод, бортовое и замочные кольца не должны иметь деформаций, трещин, острых кромок и заусенцев, ржавчины и т. п;
- шина должна быть без повреждений бортов, глубоких порезов, пробоин на боковине или беговой дорожке.
Удалить грязь, ржавчину и остатки резины с поверхностей обода, бортового и посадочного кольца, обращенных к шине, в замочной канавке и в зоне сварных швов и окрасить места с нарушением окрасочного слоя лаком или краской для металла.
Замочное кольцо должно надежно входить в канавку обода всей внутренней поверхностью.
Удалить из внутренней полости покрышки посторонние предметы (песок, мелкие камешки и др.) протереть внутреннюю и посадочные поверхности покрышки, устранить повреждения и задиры на бортах; наплывы резины и облой обрезать заподлицо с основной поверхностью резины бортов.
Камеры и вентили проверить на герметичность, не использовать камеры с расслоением в стыке и поврежденным вентилем.
Припудрить тальком покрышку внутри, а камеру и ободную ленту снаружи.
Для облегчения сборки и обеспечения полной посадки шины на посадочные поверхности обода, рекомендуется борта покрышки смазать мыльным раствором, глицерином или парафином. Не использовать в качестве смазки масла минерального происхождения (солидол, моторное масло и пр.)
При обнаружении производственных или эксплуатационных дефектов шины не разрешается применять для монтажа.
Детали колес с нарушением их формы, геометрии и трещинами также выбраковываются.
При получении новых ободьев отдельно или на автомобилях а также в период эксплуатации рекомендуется проверять их осевое (торцевое) и радиальное биение, которые не должны превышать соответственно 2,5 и 3,0 мм.
Правильное выполнение операций при разборке и сборке колес обеспечивает безопасность и сокращает трудоемкость выполнения работ, позволяет продлить срок службы шин, колес и монтажного инструмента.
Разборка колеса
1. Полностью выпустить воздух из шины и положить колесо замочной частью вверх. Сделать пометки на шине и ободе для сохранения балансировки после сборки.
2. Снять борт шины с конической полки со стороны замочной части обода, для чего:
- вставить прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной и отжать борт шины вниз;
- в образовавшийся зазор вставить изогнутую лопатку так, чтобы ее конец упирался в бортовое кольцо, а пятка на прямую лопатку и одновременно отжать их вниз (рис. 35 I,II);
- передвигаясь по окружности обода и отжимая борт шины лопатками вниз, снять его с конической полки замочного кольца.
3. Извлечь замочное кольцо, для чего:
- вставить конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и, отжимая ею кольцо из канавки, одновременно, вставив конец изогнутой лопатки под буртик замочного кольца и упираясь ею о бортовое кольцо приподнять кольцо вверх (рис. 35, III).
- поддерживая кольцо прямой лопаткой, извлекать кольцо изогнутой монтажной лопаткой до тех пор, пока оно полностью не выйдет из канавки (рис. 35, IV).
4. Снять бортовое кольцо с обода.
5. Перевернуть колесо и снять второй борт шины с конической полки обода приемами, описанными в п. 2.
6. Поставить колесо вертикально замочной частью от себя так, чтобы вентиль камеры был внизу и выдвинуть обод из шины до упора вентиля в торец вентильного паза обода, утопить вентиль в паз и извлечь обод из шины.
Не выбивать обод из шины ударами кувалды по замочной части обода.
Рис. 31. Разборка колеса:
I, II — демонтаж борта шины с конической полки замочного кольца обода; III, IV — демонтаж замочного кольца
Сборка колеса
1. Вложить камеру в покрышку, расправить ее и слегка подкачать, чтобы не было складок и завернуть золотник.
2. Вложить в покрышку ободную ленту, продев вентиль в отверстие ободной ленты. Ободная лента всей своей поверхностью должна примыкать к камере по всей ее окружности без складок и загибов.
3. Положить шину на обод с некоторым перекосом и вставить вентиль в вентильный паз (рис. 36, I).
Приподнять шину со стороны вентиля и надеть на обод, следя за тем, чтобы вентиль камеры вошел в прорезь обода и не имел перекоса. Камера и ободная лента не должны попадать между ободом и бортом покрышки.
4. Осадить шину до бортовой закраины обода, надеть на обод бортовое кольцо и вставить замочное кольцо средней частью относительно разреза в замочную канавку, утопив сначала одну часть кольца, а затем другую (рис. 32, II).
5. Убедиться, что кромка замочного кольца находится под бортом шины. Если в некоторых местах кромка замочного кольца упирается в борт шины, заправить кромку кольца под борт шины. Бортовое кольцо должно находиться на замочном и они должны быть отцентрированы относительно друг друга.
6. Накачать шину вначале до давления 50 кПа (0,5 кгс/см2) и убедившись, что замочное кольцо надежно входит в канавку обода, бортовое кольцо отцентрировано относительно замочного и борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, довести давление до нормального. В случае неправильной установки замочного и бортового колец и борта шины выпустить воздух из шины, исправить положение колец и борта шины и повторить накачивание шины.
Рис. 36. Порядок монтажа шины
Следует помнить – неправильный монтаж может привести к повреждению шины камеры или ободной ленты.
Для сохранения балансировки колеса старую шину устанавливать в таком же положении, как и до разборки (предварительно нанесенные перед разборкой метки на шине и ободе должны быть совмещены).
Установка колес
Перед установкой колес очистить посадочное место на ступице и колесе. Смазать смазкой посадочный диаметр на ступице, резьбу на болтах крепления колес. Капнуть каплю масла между гайкой и опорной шайбой.
Одновременно с установкой передних колес установить защитные кольца.
Сдвоенные колеса нужно устанавливать так, чтобы обеспечивалась возможность подкачки и замера давления воздуха в обеих шинах.
При монтаже удлинителя вентиля накидную гайку завернуть рукой на вентиль до соприкосновения резины с металлом, а затем завернуть на один оборот, не более.
Гайки крепления колес затянуть равномерно в два три приема согласно рис. 37.
Схема перестановки шин приведена на рис. 38.
Рис. 37. Схема затяжки гаек крепления колес
Рис. 38. Схема перестановки шин